Васильевская церковь. Васильевское

Деревня (село) Васильевское находится недалеко от города Серпухов. Деревянная Никольская церковь (1689) виднеется на окраине ее, посреди небольшого сельского кладбища. Это простой клетский храм, основной объем которого завершается низкой кровлей на четыре ската. Скат увенчан декоративным восьмериком, на котором возвышается покрытая лемехом главка на тонкой шее. Никольская церковь имела прежде галерею-гульбище, но к сожалению она утеряна. Внутри самой церкви можно увидеть сохранившиеся оригинальные резные потолочные балки. Иконостас, утварь бесследно утеряны.



Старинная церковь в глубине села Васильевское появляется перед глазами как то неожиданно, но особого впечатления сначала не производит – захламлённая территория вокруг мешает наслаждаться резной красотой. Церковь полностью деревянная, почти чёрного цвета от старости. Даже купол выполнен из резного дерева.

Никольская церковь – всё, что осталось от старинной дворянской усадьбы – датируется 1689 годом (дважды реставрировалась в прошлом веке: в 1969 м и в 1980 м годах). Храм как памятник архитектуры имеет огромную научную и художественную ценность.

В советское время церковь была закрыта и использовалась под склад зерна. Во время реставрации в 1969 году разобрали колокольню. А 19 декабря 1993 года храм был передан Русской Православной Церкви, и в нём возобновлены богослужения. Они совершаются только по субботам, в престольные праздники Святителя Николая (19 декабря и 22 мая) и на большие православные праздники.

ПРОЕЗД АВТОБУСОМ №22 ДО ОСТАНОВКИ «ВАСИЛЬЕВСКОЕ», МАРШРУТКАМИ №№ 62, 63.



«Ближе к Серпухову – село Васильевское. Деревянная Никольская церковь (1689) виднеется на окраине его, посреди небольшого сельского кладбища. Это простой клетской храм, но, в отличие от большинства подобных сооружений, основной объем завершается здесь не двускатной крутой кровлей, а сравнительно низкой и на четыре ската. Он имеет небольшой «повал» (расширение в верхней части) и увенчан декоративным восьмериком, на котором возвышается покрытая лемехом главка на тонкой шее.

Церковь в Васильевском близка по типу… мелиховской Рождественской церкви. Подобные же храмы, относящиеся нередко и к более раннему времени, можно встретить и в других районах страны. Такой консерватизм архитектурных форм в деревянном зодчестве объясняется особенностями самого материала, в известном смысле «типового», - дерева, - не позволявшего строителям отступать от веками выработанных приемов и типов построек.

Никольская церковь имела прежде галерею-гульбище, но, к сожалению, недавняя реставрация осталась незавершенной, и галерея восстановлена не была.

Внутри церкви можно видеть оригинальные резные потолочные балки, причем в трапезной, где они расположены ниже (то есть на более близком расстоянии от зрителя), их резьба мельче и сложнее.

Снаружи трапезная храма скромно украшена пропильной резьбой».

Источник: М.М.Дунаев «К югу от Москвы», М., 1978



Храм святителя и чудотворца Николая села Васильевское

Васильевское уже известно с 1563 г. Как сельцо упоминается в писцовой книге Окологородного стана 1627 г., принадлежало помещику Андрею Ивановичу Соймонову. В 1627 г. в сельце находился «двор ево помещиков да двор людской, два крестьянских, два двора бобылей». Церковь существовала до 1689 г., так как сын Андрея Соймонова Афанасий подавая просьбу о построении храма патриарху Иоакиму в этом году «обещался де он построить вновь в вотчине своей, в сельце Васильевском церковь деревянную во имя Николая чудотворца в серпуховском уезде и о построении той церкви благословенная грамота ему дана» . В 1690 г. храм был освящен. В 1705 г. упоминаются жившие при церкви священник Петр Иосифов и дьячок Михаил Иванов. В 1802 г. Никольский храм становится приписным к храму Рождества Христова в селе Рождественно-Телятьево. Документация церкви была объединена с Рождественской церковью, причт Рождественской церкви получал за Никольский храм небольшую ругу (жалование).

В XIX столетии храм святителя Николая был обновлен – пристроена деревянная колокольня, растесаны окна в храме и трапезной, повышена кровля, глава изменила свою форму, внутри храм был оштукатурен вероятно это было сделано тщанием помещицы Варвары Дмитриевны Хмелевой до 1860 г. В первой половине XIX в. богослужение совершалось в храме один раз в Великий пост, в пяток Святой Пасхи, на память святителя Николая, святителя Димитрия Ростовского. Позднее «по резолюции Его Высокопреосвященства, последовавшей на прошение коллежской ассесорши Варвары Дмитриевны Хмелевой 1860 года декабря 27 дня навсегда утверждены для службы в сем храме следующие дни на 21 мая, 18 июня, на 8-е и 28 июля, на 16 августа, 1-е и 23 (день обновления храма) октября и на 24 ноября с возможным поминовением усопших родителей» . Церковь не отапливалась.

Закрыт деревянный Никольский храм был, вероятно, одновременно с главной церковью Рождества Христова в Телятьево и использовался как ссыпной пункт зерна.

В 1969 году началась реставрация Никольского храма, ему вернули, по возможности, первоначальный облик, но почему-то не была восстановлена северо-западная галерея-гульбище. В 1993 г. возобновлено богослужение. Храм открывается на память святителя Николая, на праздник Богоявления и в Великую субботу.

Никольский храм – уникальный памятник древнерусского деревянного зодчества на территории Подмосковья. Васильевская церковь принадлежит к так называемому клетскому типу храмов.

Васильевский храм поставлен на каменный фундамент, состоит из прямоугольной в плане клети, к которой с восточной стороны пристроена пятигранная алтарная апсида, а с запада прямоугольная трапезная. Сруб Никольской церкви рублен "в обло". Храмовый сруб несколько расширяется кверху, образуя повал, который позволяет вынести подальше от стен свесы кровли, предохраняя сруб храма от дождя. Кровля церкви четырех скатная, увенчана маленьким восьмигранником с восьмискатной кровелькой, на котором расположена круглая главка с шеей, крытые лемехом (деревянной чешуей из осиновых дощечек с зубчатыми краями). Алтарь храма выложен отдельно "в лапу" и тоже имеет небольшой повал. Кровля западной стены Никольской церкви декорирована скромной резьбой.

В интерьере храма сохранились уникальные балки-матицы, случайно обнаруженные под поздней штукатуркой при реставрации. Это единственные такого рода матицы, сохранившиеся в церковном интерьере средней полосы. Пятигранные сосновые матицы украшены резными, хорошо сохранившимися розетками с солярными знаками, рисунок которых не повторяется, всего розеток сорок.

Храмов, подобных Васильевскому сохранилось крайне мало, они весьма уязвимы. Такого же типа клетская , сгорела несколько лет назад.

ЗАПИСКИ РЕСТАВРАТОРОВ

Ополовников А. В., Ополовникова Е. А.

Неузнаваемо перестроенной была Никольская церковь. И выглядела она безнадежно неинтересной, долгое время не привлекая внимания реставраторов. Лишь когда штукатурка с его некогда «благолепно» выровненного потолка стала обсыпаться, обнажив невероятной красоты резные деревянные балки, реставраторы начали исследовать храм, стремясь определить его первоначальный облик. Что же касается балок, на которые опиралось потолочное перекрытие, то были они не прямоугольные, не круглые в сечении, а пятигранные с чудесной резьбой в виде розеток, каждая из которых имела свой неповторимый рисунок. Ничего подобного в деревянных церквях дотоле не встречалось. И, несмотря на эту уникальность, обнаруженную еще в конце 1960-х годов, Никольская церковь почти три десятилетия простояла в заброшенно-пустом состоянии. Начатая в 1970-е годы ее реставрация так и не была завершена. Церковь все это время не запиралась, и войти в нее мог любой желающий в любое время суток. Слава Богу, кровельных протечек не было, почему стены и драгоценные балки памятника не были повреждены. В процессе исследования Никольской церкви выяснилось, что в конце XIX века всю ее верхнюю часть перекроили заново, а с западной стороны пристроили уродливую колокольню с аляповатым верхом ставшую доминирующей частью здания. Окна и двери храма были расширены и переделаны настолько, что от них не осталось и намека на древнерусское деревянное зодчество. Наружные стены памятника, как обычно для тех времен, обшили тесом «под камень». Галерею вокруг храма уничтожили.

Всесторонние исследования позволили осуществить графическую реконструкцию памятника, воссоздав весьма точно и достоверно его былую архитектурную композицию. Только две детали этого воссоздания остались не подтвержденными следами на подлиннике. Первая - это глава, венчающая церковь, вместо которой был установлен позднейший купол. От первоначальной главы никаких следов не осталось. Вторая деталь - крыльцо, примыкавшее к галерее, от которого тоже не осталось следа. На его месте была водружена колокольня. Все остальные детали - подкупольный восьмерик, подкровельные конструкции, оконные и дверные проемы, галерея, кровли и их элементы - были воссозданы вполне обоснованно и лишь с некоторым восполнением прежних утраченных форм по аналогам с подобными формами других зданий того же времени и стилистической направленности. Потому можно считать, что памятник в целом был реконструирован правильно, хотя в мелких деталях он в чем-то может и отступать от своих подлинных первоначальных форм, оставаясь в то же время традиционным храмовым сооружением русского деревянного зодчества как в своем архитектурно-композиционном решении, так и в каждой мелочи. Здесь и трехчастный план, объединяющий трапезную, четверик и алтарь; и объемно-пространственная структура, в которой центральным композиционным звеном служит статичный и слегка повышенный куб четверика с повалом, перекрытый на четыре ската и увенчанный невысоким четвериком с главкой; и асимметричная «висячая» галерея, оживляющая аскетическую строгость и простоту общих архитектурных форм здания. К таким же типичным проявлениям традиций русского деревянного зодчества надо отнести и весь конструктивно-технический строй этого памятника. Здесь всё, начиная от способов рубки углов и обработки стен и кончая подкровельными конструкциями, сделано точно так же, как и на всех других древних деревянных памятниках России вне зависимости от места их нахождения. И к этому надо добавить, что такие детали, как дверные косяки, волоковые оконца и даже жгуты, розетки и пояски, из которых соткана уникальная вязь потолочных балок, можно встретить на самых разных памятниках деревянного зодчества, разных их деталях и в разных местах России.
В целом пропорциональный строй Никольской церкви, ее масштаб, композиционное построение и формы типичны для небольших скромных церквей.

Немало общего у этого памятника с . Обе церкви просты и не претендуют на высокие архитектурные достоинства, свойственные обычно летним храмам - монументальным и величественным сооружениям, в архитектуре которых ведущим началом выступает не столько практическая, сколько художественная сторона построения. В планировочной композиции Никольской церкви в Васильевском не трудно заметить те изменения, которые появляются в пространственной структуре деревянных церквей к концу XVII столетия. Прежде всего - одинаковая ширина трех разных помещений церкви: трапезной, четверика и алтаря, нарушающая традиционную ступенчатость композиции, а вслед затем и объемно-пространственную выразительность всего здания, в котором четверик был обычно меньшим по ширине в сравнении с трапезной, но более широким в сравнении с алтарной апсидой. Одинаковость объемов привносит некоторую монотонность в силуэт церкви в Васильевском, демонстрируя уже нарождающиеся к концу XVII века признаки деградации традиций древнерусского зодчества. Но, испытав на себе эти новые веяния, архитектура Никольской церкви в Васильевском всё-таки осталась живым воплощением самобытной строительной культуры русского народа. И самое замечательное в ней - резные балки. Они до сих пор остаются непревзойденным шедевром и классическим образцом национально-русской скульптурной пластики и резьбы по дереву. Они - главная особенность памятника. Каждая балка представляет собой пятигранный брус, у которого две нижние грани - наклонные, сопряженные между собой примерно под углом в 45 градусов. Поперечные перехваты разделяют балки на пять секций. По обеим сторонам каждого перехвата, состоящего из комбинации двух витых жгутов, среднего валика и боковых плоских поясков, зеркально располагаются кувшинообразые «дыньки», обрисованные плавными кривыми линиями, которые сходятся к центральной части каждой секции - их розеткам.

Этот основной мотив резьбы балок, повторяемый в каждой секции и на всех четырех гранях, превращает саму балку в единый скульптурный монолит, подобный резным столбам в трапезных, на крыльцах и галереях. В основе его художественной выразительности лежит ритмический шаг подчеркнуто разных архитектурных форм, построенный на их контрастном противопоставлении. Такой пример ритмичного чередования и контрастного сочетания тонко детализированных и крупномерных гладких элементов - одна из самых ярких и общих особенностей всего древнерусского деревянного зодчества. А в Никольской церкви этот общий прием получил еще индивидуальную трактовку, выраженную в том, что все розетки на обеих балках трапезной, а их сорок штук, имеют разный рисунок. Однако здесь нет того хитрого чередования нескольких разных форм, при использовании которых достигается лишь иллюзия их бесконечного разнообразия. Здесь буквально каждая розетка нарисована по-своему, и среди них нет двух одинаковых. И это, несмотря на то, что с любого места можно увидеть лишь половину из общего количества всех розеток. Каждая из них выполнена в технике трехгранной выемчатой резьбы, все они одного размера. И, на что обратим особое внимание, на них нет каких-либо следов прежней раскраски, кроме остатков позднейшей штукатурки. Более того, живая текстура дерева - годичные слои и кольца, следуя всем прихотливым переливам форм розеток, еще резче подчеркивают и выявляют сами эти формы, внося в них дополнительный декоративный мотив, органично слитый с их рисунком. Поэтому розетки, как, впрочем, и вся резьба балок, выступают как формы, специфичные для дерева и гармонически взаимосвязанные с его естеством. Пластика объемных форм, расположенных в трехмерном пространстве, сливается здесь и с выразительностью самого дерева, словно пронизывающего своими мерцающими волокнами эти формы, и создает бесконечно изменчивую гамму как бы движущихся полутонов и бликов, за которой теряется предел видимого и воспринимаемого. Добавим к сказанному, что сравнительно мелкий рисунок балок рассчитан на близкое восприятие: высота потолка в трапезной составляла всего 2,5 метра. Сами же балки выполнены из прекрасной кондовой сосны с ярко выраженной текстурой. В заповедных лесах Серпуховской земли и по сей день стоят подобного рода красавицы сосны.

http://tsobor.ru/?p=1545



В ночь с 18 на 19 июня полностью сгорела деревянно-рубленная церковь Николая Чудотворца в деревне Васильевское Серпуховского района. Это самая старая православная церковь на территории района, она построена в конце XVII века.

Как сообщили «МК» в Серпухове» специалисты противопожарной службы, в церкви не было электропроводки, поэтому пожарные подозревают умышленный поджег. Сейчас пожар полностью потушен. Информацию полностью подтвердили и в администрации Васильевского сельского поселения.

Поскольку церковь Николая Чудотворца принадлежит Серпуховскому благочинию, на место приехал отец Владимир. Несмотря на большое историческое и культовое значение церкви, она не охранялась.

Надднепровские холмы раньше венчало гораздо больше куполов, чем теперь. Два небольших купола Васильевской церкви и ее колокольни почти не доминировали в панораме (по сравнению с куполами лавры, Никольского военного собора и Андреевской церкви), но сама церковь стояла в почти неизменном виде с конца XVII века.

Путаница с названием храма прочно вросла в киевскую историю, поэтому до сих пор ее название пишется в нескольких вариантах. Еще в XVII столетии считали, что небольшое здание напротив построек Киево-Михайловского Златоверхого монастыря возведено еще во времена князя Владимира Великого (А. Кальнофойский «Cerkiew ś. Bazylego na samy przod zmurowana od Wielkiego Włodzimierza»: Τερατούργημα..., 1638, стр. 25. ). В челобитной игумена Киево-Братского монастыря, поданной царю Михаилу Федоровичу в апреле 1640 г. по вопросу о реставрации Трехсвятительской церкви, последняя называется «построением прародителя государева святаго равноапостольного великаго князя Владимира, нареченного во святом крещении Василия». «Строением великого князя Владимира» называется Трехсвятительская церковь и в другой челобитной — московским царям Иоанну и Петру, посланной из Киева в 1688 г. (С. Т. Голубев. К истории Киевской Трехсвятительской церкви за вторую половину XVII столетия. ТКДА, Киев, 1899, кн. I (январь), стр. 111. ) .
Распространенную среди киевских церковников XVII в. датировку храма некритически усвоили и первые исследователи киевских древностей. Так, Н. Самойлов (Н. Самойлов. Киев в начале своего существования. М., 1834 ) считал, что существующая Трехсвятительская церковь есть «остаток Владимирова века» . Автор не сомневался даже в том, что это именно та первая церковь, которая была поставлена Владимиром на холме, где до этого стояли деревянные кумиры. Н. Самойлов считал, что даже слова «повеле рубити церкви» не опровергают его мнения, ибо, по его словам «можно рубить и из камня». Автор оставлял, однако, возможность и иного решения: «Если, по введении христианской веры тотчас для поспешности срублена была и деревянная..., то вскоре сооружена каменная». Изучение самой постройки приводило Н. Самойлова к окончательному убеждению в правильности его соображений. Васильевская и Десятинная церкви, по его мнению, «складены из тонких четвероугольных кирпичей на толстом греческом цементе, а по сему нет сомнения, что основание ныне существующей Трехсвятительской церкви весьма древнее, требующее согласиться с Киевским месяцословом, что строение оной времен Владимира».
М. А. Максимович также считал, что Трехсвятительская церковь сохранилась от времен Владимира. «На древнем остатке ее», по словам автора, построена в 1695 г. (при В. Ясинском) сохранившаяся до недавнего времени церковь (М. А. Максимович. Обозрение Старого Киева , 1839 ) .
Автор описательного текста к изданию И. Фундуклея «Обозрение Киева в отношении к древностям» (Фундуклей И. Обозрение Киева в отношении к древностям. Изданное по Высочайшему соизволению киевским гражданином Иваном Фундуклеем. Киев Типография И.Вальнера 1847г. viii, xvi, 111 с .) полагал, что «первоначальная Васильевская церковь была поставлена деревянная, но потом построена каменная, может быть теми же мастерами, которые вызваны были для построения Десятинной церкви».

Между 1658—1660 гг. Трехсвятительская церковь сгорела (во время восстания гетмана И.Выговского против московских властей артиллерийским огнем разрушили купол и перекрытия) .
В 1688 г. Киевский митрополит Гедеон Четвертинский просил у царей Иоанна и Петра разрешения разобрать руины двух древних киевских храмов — церкви Василия и церкви Екатерины, «которые стоят обветшавши и пусты», а строительные материалы из них употребить на починку Софийского собора (С. Т. Голубев. К истории Киевской Трехсвятительской церкви за вторую половину XVII столетия. Киев, 1899 ) . Однако разрешения московского правительства на разборку названных храмов Гедеон не получил. Киевскому воеводе И. В. Бутурлину «с товарищи» было предписано сделать описание обветшавших церквей и составить сметную роспись, сколько старых каменных припасов на починку Софийской церкви будет, и что каких припасов на то церковное строение надобно изготовить вновь». В июне того же 1688 г., по-видимому, узнав о московском предписании, игуменья Киево-Михайловского монастыря подала царям Иоанну и Петру прошение передать руины Трехсвятительской церкви названному монастырю, не имевшему своей церкви. В челобитной состояние развалин древнего храма описывалось следующим образом: «В городе Киеве старая церковь каменная во имя трех святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, и у ней только порушились одни главы и строение великого князя Владимира, а около той церкви близко дворов нет, только одне житницы их великих государей». Монахини просили, чтобы ввиду того, что «государского жалования им, руги, против иных монастырей, нет... чтобы великие государи пожаловали, велели ту церковь починить и огородить и их в том монастыре построить».
Вскоре в Москве был получен ответ от киевского воеводы, который описывал состояние храма в значительно более мрачных красках и, по-видимому, более объективно, чем это делали монахини: «Церковные каменные стены св. Великого Василия, — писал Бутурлин, — во многих местех разселись, глав церкви и сводов нет, обвалились с давних пор; а мочно ль тое церковь, не разбирая, починить, и своды и главы те стены удержат ли, и сколько на починку той церкви каменных и всяких припасов надобно, того осмотреть и сметить некому, каменных дел подмастерья нет».
Ввиду неопределенности ответа о возможности восстановления храма вопрос был отложен, а челобитчицам было решено выстроить новую деревянную церковь.
Вскоре митрополит Гедеон умер, и киевскую кафедру 2 июня 1690 г. занял Варлаам Ясинский. Прибыв по вызову московского правительства в Москву и осыпанный там царскими милостями, новый митрополит среди многих просьб ходатайствовал о восстановлении Трехсвятительской церкви. В челобитной Ясинского состояние древнего памятника описывалось вновь в весьма мрачных красках, причем митрополит намекал, что «нерадение о той церкви и нестроение же и запустение» достигло таких размеров, «каково не бе и при державе ляцкой», при которой церковь была отдана «в дозор и владение» Братскому монастырю. Лишь после пожара, который произошел в воеводство Василия Бутурлина, церковь была «обращена в житницы запасов».
По словам челобитной, «Трехсвятительская церковь стоит пуста, обветшала и попремногу разорена, сотиснена же окрест амбарами житниц и запасов от воевод киевских».
Вскоре в Киев был послан приказ снести амбары, расположенные вблизи церкви, вопрос же о «строении» церкви был опять несколько отложен впредь до того, «как с неприятелми басурманы война кончится».
Реставрация храма, начавшаяся, по-видимому, около 1692 г., протекала довольно медленно. Во всяком случае на плане Киева, составленном в 1695 г., Трехсвятительская церковь изображена еще далеко не законченной, не доведенной даже до сводов (План Киева, составленный в 1695 г. Киев, 1893. ) . Это изображение не позволяет согласиться с широко распространенным мнением, высказанным впервые М. А. Максимовичем , считавшим, что Трехсвятительская церковь была реставрирована в 1693—1694 гг. и 30 января 1695 г. было освящена (М. А. Максимович. Объяснительные параграфы о Киеве. Собр. соч., II, Киев, 1877, стр. 63; ср.: Н. И. Петров. Историко-топографические очерки..., стр. 126; Н. Закревский (Описание Киева, т. I, стр. 210) относил возобновление церкви даже к 1693 г . ) .
О дате завершения реставрационных работ косвенно свидетельствует пространная надпись на гравюре Илариона Мигуры, поднесенной им 1 января 1707 г. генеральному судье Запорожского войска Василию Кочубею. На гравюре изображен небольших размеров трехкупольный храм, а в нижней части ее находится герб Кочубея и весьма витиеватого стиля многословная поздравительная надпись, обращенная к нему, из которой можно понять, что Мигура восхваляет Кочубея за то, что тот, следуя «благословительному совету» Варлаама Ясинского, принял участие в возобновлении Трехсвятительской церкви.
По-видимому, реставрационные работы были завершены окончательно лишь в первые годы XVIII в. Еще при Варлааме Ясинском, вероятно, была разобрана западная пара столбов четырехстолпной церкви XII в., так что свод стал опираться непосредственно на стены здания (Ф. Л. Эрнст. Киïвська архiтектура XVII ст. 1926 ) . Кочубей, продолжая реставрацию, пристроил к прямоугольной основе здания пятигранный притвор, во всю ширину здания, похожий на западную часть трехглавых церквей с трехчастным планом. В дополнение к большому барабану с главой Кочубей поставил главы над притвором и алтарем. Таким образом, древний храм, получив некоторую трехчастность в композиционном решении и завершение тремя главами, расположенными по оси восток—запад, в значительной степени приблизился к украинским трехглавым церквам с трехчастным планом.
Обновив Трехсвятительскую церковь, Варлаам Ясинский, по-видимому, тогда же организовал при ней мужской монастырь «к житию престарелых и больных монахов Киево-Софийского и других киевских монастырей » . Однако вновь основанный монастырь просуществовал всего восемьдесят лет. В 1775 г. он был закрыт. В 1935—1936 гг., в связи со строительством правительственного центра в этом районе Киева, церковь Василия была разобрана, к сожалению, не подвергнувшись серьезному архитектурно-археологическому исследованию.

С западной стороны к церкви примыкал высокий пятигранный притвор, выстроенный при реставрации 90-х годов XVII в. Западная часть древнего храма при постройке притвора была значительно искажена: вместо древнего портала был сделан широкий проем, соединивший притвор с храмом, разобрана западная пара столбов .

С южной стороны к храму был пристроен придел, значительно уступавший древней части храма по высоте. Древние своды и купол храма не сохранились; по-видимому, они рухнули после пожара в 50-х годах XVII в. и восстановлены в конце XVII в. Стены апсиды и восточная пара столбов сохранились до уровня пят сводов. Равнослойная кирпичная техника кладки этих частей здания , а также размер кирпича и характер известкового раствора с примесью толченого кирпича неоспоримо подтверждают изложенные выше соображения о дате памятника. Кладка этого типа была распространена в Киеве во второй половине XII в. На внутренней поверхности стен церкви на уровне пят сводов и арок местами сохранились шиферные карнизы. К средним лопаткам южного и западного фасадов примыкали значительного диаметра полуколонны. Средние лопатки западного фасада не сохранились. Д. В. Айналов (Д. В. Айналов. Искусство киевского периода. В кн.: История русской литературы, т. I. Изд. АН СССР, М. — Л., 1941 ) утверждал, что полуколонны на фасадах церкви Василия были полые внутри. Обследовать эту особенность при разборке церкви в 1930-е гг. не удалось. В руинах малого храма Зарубского монастыря, раскопанных Н. Беляшевским в 1907 г., действительно были обнаружены полые полуколонны (М. К. Каргер. Развалины Зарубского монастыря и летописный город Заруб. СА, XIII, М. — Л., 1950 ) .

Деталь южного фасада.

К южной стене в XVIII в. на средства запорожских козаков пристроили приземистую часовню с небольшим грушевидным завершением.
Интерьер храма украшал иконостас в стиле рококо. В 1887 г. храм расписан Шмидтом. В 1888 г. храму было возвращено историческое название - в честь Василия Великого. Имела два придела - в честь Св. Василия и Св. Ольги.
В 1914 г. при Старокиевской Васильевской церкви (еще один вариант названия) служили: протоиерей Скрипчинский Еф.В., диакон Базилевич Ант.В., староста Кравченко Ант. Г.

В 1901-1904 гг. по проекту архитектора В. Николаева на ул. Трехсвятительской (сейчас этот участок соответсвует ул. Десятинной, 2-4) выстроена трехъярусная колокольня в нео-русском стиле. Ярусы разделялись широкими карнизами. Фасады украшались кирпичным декором (крестами, нишами). Карнизы первого и третьего ярусов были украшены кокошниками. Купол здания был грушевидной формы, что несколько смягчало несоответствие стилей церкви (формы украинского (мазепинского) барокко) и колокольни.
Колокольня была разобрана в числе первых в Киеве - в 1929 году.

При наложении плана Киева 1925 г. на фото из космоса (Google Earth ) можно увидеть, что здание МИДа занимает место пристройки Васильевской церкви и частично занимает место одноэтажного здания с воротами, над которыми находилась колокольня.

Росписи в церкви выполнил выдающийся живописец Блазнов, Александр Петрович . Также сохранились фрагменты древнерусских фресок. Рядом расположен женский Свято-Васильевский монастырь, построенный в псковском архитектурном стиле одновременно с реставрацией храма. В комплекс входит келийный корпус и колокольня. К 1000-летию Васильевской церкви установлен гранитный крест.

История храма

  • предлагалось для исследования развалин и составления проекта реставрации командировать в Овруч коллежского секретаря А. В. Щусева
  • руководство проектом восстановления возложить на Волынское Епархиальное Владимир-Васильевское братство во главе с первосвященным Антонием Храповицким

В период реставрации при церкви был построен женский Васильевский монастырь, сооружения которого, расположенные на юго-восток от храма, выполнены в формах псковской архитектуры по проекту архитектора В. Н. Максимова . Территория храма была немного расширена: прикуплены несколько соседних участков овруцких мещан для учреждения женского монастыря. Согласно Указу Св. Синода № 6612 от 1910 года при Васильевской церкви был учреждён женский монастырь, получивший участок земли с лесом в 24 десятины. В руководстве работами по реставрации храма принимал участие и помощник Щусева - В. А. Веснин . Постройка храма обошлась в 88 тыс. рублей. Также, Николай II пожертвовал 10 тыс. рублей из личных средств на иконостас, паникадило и лампады. В интерьере памятника сохранились фрагменты древних фресковых росписей, имевших позолоту. В -1911 годах храм расписан художником А. П. Блазновым фресками по образцу Новгородской Спасо-Нередицкой церкви . При росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче известный русский живописец Петров-Водкин выступает как замечательный мастер «церковного модерна». В октябре 1910 года художник расписывал одну из двух лестничных башен, стоящих по бокам западного фасада. Петров-Водкин изобразил библейские сцены «Авель приносит Богу жертву» и «Каин убивает своего брата Авеля», а в куполе башни поместил «Всевидящее око» и радугу. Работа захватила художника и предопределила его дальнейшие творческие устремления, неразрывно связанные теперь с высокими принципами древнерусского искусства. Размещение в точно воссозданном ансамбле собора росписей на неканонические темы, вероятно, объясняется тем, что они являются своеобразной аллегорией событий гибели князя Олега во рву Овручской крепости после разгрома войска дружиной его брата Ярополка . Одну из композиций выполнил художник Д. С. Стеллецкий. Росписи в графической манере с яркой гаммой красок. В начале 1911 года все работы по восстановлению храма были закончены .

Приезд царя Николая II в город Овруч на открытие Васильевской церкви

При въезде в город Государя приветствовали представители Овруча . По обе стороны дороги тянулись ряды учащихся церковных и министерских школ с национальными флагами - всего около 2 тыс. детей. На городской площади выстроен был почётный караул 41-го Селенгинского пехотного полка и две роты потешных - одна из учеников Овручской и «Любаркинской» (цит. по ист.) второклассных церковных школ, а другая из учащихся министерских школ. Приняв парад потешных, царь обошёл все депутации: от дворян Волынской губернии , Губернского и Овручского земства, города Овруча, от крестьян Житомирского и Овручского уезда с их мировыми посредниками, представителей от волынских церковных школ с епархиальным наблюдателем и депутацию от министерских школ во главе с директором народных училищ Волынской губернии П. А. Тутковским. Когда Государь, окружённый своей свитою, принимал представлявшихся ему, в это время звонили в городских церквях, в том числе, в церкви св. Василия, из которой навстречу царю вышел крестный ход во главе с архиепископом Антонием . Крестный ход при пении хора монашек остановился в ограды церкви, ожидая Государя. Когда царь подошёл к храму, владыка Антоний приветствовал его длинной речью. После входа в храм началась литургия («царь коленоприклонённо молился»). Архиепископ приподнёс Государю храмовую икону святителя Василия Великого, а игуменья Павла - заздравную просфору . Антоний обратился к Государю с речью. Государь принял и «облобызал» святую икону и взял просфору. После окончания литургии, Николай II слушал академика Щусева о его реставрации. Затем Его Величество проследовал в покои настоятельницы: монахини пели тропарь, а стоявшие в ограде потешные «взяли на караул», и учащиеся церковных школ под руководством З. Волошкевича приветствовали Государя пением «Многие лета…» Николай II осмотрел монастырский корпус и внешний вид храма, поблагодарил архиепископа Антония за тёплый приём, осенив себя крестным знамением, при воссторженных кликах «Ура!!!» - выехал обратно на станцию Коростень .

В связи с приездом царя, был приведён в порядок центр города Овруч : уложена новая мостовая, отремонтированы дома, магазины. Сохранилась фотография И. Дубинского о приезде царя: государь стоит впереди своего окружения, в нижнем правом боку, будто одевает белые рукавички. Солдаты стоят точно на подбор: одинакового роста, высокие, стройные, подтянутые. Офицеры все с усами, с бородками. Ученики в белых рубашках, чёрных брюках .

Свято-Васильевский женский монастырь

В строительстве Свято-Василиевского храма активно работали сёстры женской Общины. Первой настоятельницей Общины была монахиня Лидия, а после её смерти 1906 года управление Общиной было передано на инокиню Павлу. Сёстрам ежедневно приходилось исполнять тяжёлые работы. Они брали участие в строительстве кирпичного завода и двухэтажного каменного жилого корпуса будущего монастыря. Статус монастыря Община получила в 1910 году , а в 1912 году - обновлённая церковь святого Василия Великого стала соборным храмом Овручского Свято-Василиевского женского монастыря.

Накануне Первой мировой войны в монастыре проживало 75 монахинь. Отстроенный Свято-Василиевский собор недолго существовал. В годы советской власти монастырь был ликвидирован. В 1929 году монахинь выгнали из обители, а монастырский корпус передали войсковой части. На протяжении 1934-1941 гг. здесь находился детский дом. В 1934 году закрыли и Василиевский храм. Атеисты сорвали позолоченную кровлю и переделали храм в простой склад. Живописные фрески, исполненные мастерами А. П. Блазновым и Корнеем Максимовичем Савенюком в 1910-1911 гг., затерли цементным раствором.

Овручский монастырь восстановил своё существование только в 1941 году . Благодаря заботам епископа Леонтия , управлявшего Житомирской епархией, и с разрешением немецкой оккупационной власти 47 инокинь поселились в обители. Васильевский храм был передан приходской Общине. В первые послевоенные годы советская власть с политических побуждений на первых порах поддерживала Церковь и в 1945 году Овручский монастырь зарегистрировали. В следующем году согласно Постановлениям Совета Министров СССР от 29 мая 1946 года и Совета Министров УССР от 12 августа 1946 года «О православных монастырях», исполком Житомирского областного Совета депутатов трудящихся обязал исполком Овручской райсовета депутатов трудящихся выделить Овручскому Свято-Василиевскому монастырю земельный участок с расчётом не больше 0,15 га на каждую насельницу, разрешить сестрам заниматься сельским хозяйством, промыслами, организовывать мастерские. На то время в монастыре проживало 78 насельниц (в 1946 году в Овручский монастырь переселили сестёр Свято-Успенской монашеской Общины г. Житомира, которые отказались от регистрации). Таким образом, Овручский монастырь получил в 1947 году 9 гектаров земли.

В 1947 году после двухгодичной борьбы с приходской Общиной монахини Овручского монастыря добились передачи им Свято-Василиевского храма. В храме сохранились частица мощей преподобномученика Макария Каневского, архимандрита Овручского, Переяславского, которые находились в специальном углублении на иконе святого. За 1949 год Овручский женский монастырь от продажи свечей, просфор, монастырских изделий, сбора пожертвований и собранного урожая получил прибыль в сумме 43 тыс. руб. Однако, деньги не шли на пользу обители: насельницы платили разные натуральные и денежные налоги. Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 29 мая 1946 года, монастыри, которые имели хозяйства, обязаны отдавать государству зерно, картофель, продукты животноводства. Кроме того, инокини платили страхование за использование жилой площади, храма и церковного имущества. На 1 января 1950 года в монастырской казне осталась лишь сумма 1 рубль. Хозяйство монастыря было небольшим: 2 коней, 2 коровы, 2 козы, воз, плуг и другой сельхозинвентарь. Тяжёлые послевоенные годы не давали возможность сёстрам придерживаться общежительности, потому они жили единолично. Одни зарабатывали себе на жизнь в городе, другие изготавливали цветы, шили одежду, некоторые попрошайничали. Главным образом монастырь существовал за счет церковной прибыли: совершения треб. Чтобы ликвидировать монастырь, местная власть задумала отобрать монастырские земли, но не смогла.

И только уже в 1958 году Овручский Свято-Василиевский женский монастырь был ликвидирован. Насельниц снова выселили из обители, а монастырский корпус передали детской больнице, потом - местному профессионально-техническому училищу. Василиевскую церковь передали приходской Общине. Согласно Постановлениям Совета Министров УССР от 24 августа 1963 года и от 6 сентября 1979 года монастырский корпус и храм были взяты под государственную охрану как памятники архитектуры XII-XV вв. С 1984 года киевская специальная научно-реставрационная мастерская Главстроя УССР начали реставрационные работы в Свято-Василиевском храме. В 1988 году инициативная группа некогда овручских монахинь во главе с монахиней Тамарой (Печниковой) начали ходатайствовать об открытии Овручского монастыря. Областной Совет народных депутатов от 19 июня

  • Древнейшая Святыня в городе Овруче Волынской губернии. Житомир, 1912р.
  • Эта страница в последний раз была отредактирована 8 декабря 2018 в 15:00.

    Во внешнем оформлении использованы киевские, смоленские и гродненские приёмы, создающие строгое и одновременно богатое убранство храма. В 1321 году Васильевская церковь в Овруче была почти полностью разрушена литовцами, восстановлена в -1909 годах известным архитектором А. В. Щусевым . Росписи в церкви выполнил выдающийся живописец Блазнов, Александр Петрович . Также сохранились фрагменты древнерусских фресок. Рядом расположен женский Свято-Васильевский монастырь, построенный в псковском архитектурном стиле одновременно с реставрацией храма. В комплекс входит келийный корпус и колокольня. К 1000-летию Васильевской церкви установлен гранитный крест.

    История храма

    • предлагалось для исследования развалин и составления проекта реставрации командировать в Овруч колежского секретаря А. В. Щусева
    • руководство проектом восстановления возложить на Волынское Епархиальное Владимир-Васильевское братство во главе с первосвященным Антонием Храповицким

    В период реставрации при церкви был построен женский Васильевский монастырь, сооружения которого, расположенные на юго-восток от храма, выполнены в формах псковской архитектуры по проекту архитектора В. Н. Максимова . Территория храма была немного расширена: прикуплены несколько соседних участков овруцких мещан для учреждения женского монастыря. Согласно Указа Св. Синода № 6612 от 1910 года при Васильевской церкви был учреждён женский монастырь, получивший участок земли с лесом в 24 десятины. В руководстве работами по реставрации храма принимал участие и помочник Щусева - В. А. Веснин . Постройка храма обошлась в 88 тыс. рублей. Также, Николай II пожертвовал 10 тыс. рублей из личных средств на иконостас, паникадило и лампады. В интерьере памятника сохранились фрагменты древних фресковых росписей, имевших позолоту. В -1911 годах храм расписан художником А. П. Блазновым фресками по образцу Новгородской Спасо-Нередицкой церкви . При росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче известный русский живописец Петров-Водкин выступает как замечательный мастер «церковного модерна». В октябре 1910 года художник расписывал одну из двух лестничных башен, стоящих по бокам западного фасада. Петров-Водкин изобразил библейские сцены «Авель приносит Богу жертву» и «Каин убивает своего брата Авеля», а в куполе башни поместил «Всевидящее око» и радугу. Работа захватила художника и предопределила его дальнейшие творческие устремления, неразрывно связанные теперь с высокими принципами древнерусского искусства. Размещение в точно воссозданном ансамбле собора росписей на неканонические темы, вероятно, объясняется тем, что они являются своеобразной аллегорией событий гибели князя Олега во рву Овручской крепости после разгрома войска дружиной его брата Ярополка . Одну из композиций выполнил художник Д. С. Стеллецкий. Росписи в графической манере с яркой гаммой красок. В начале 1911 года все работы по восстановлению храма были закончены.

    Приезд царя Николая II в город Овруч на открытие Васильевской церкви

    Приезд царя Николая II в город Овруч на открытие отреставрированной Васильевской церкви

    При вьезде в город Государя приветствовали представители Овруча . По обе стороны дороги тянулись ряды учащихся церковных и министерских школ с национальными флагами - всего около 2 тыс. детей. На городской площади выстроен был почётный караул 41-го Селенгинского пехотного полка и две роты потешных - одна из учеников Овручской и «Любаркинской» (цит. по ист.) второклассных церковных школ, а другая из учащихся министерских школ. Приняв парад потешных, царь обошёл все депутации: от дворян Волынской губернии , Губернского и Овручского земства, города Овруча, от крестьян Житомирского и Овручского уезда с их мировыми посредниками, представителей от волынских церковных школ с епархиальным наблюдателем и депутацию от министерских школ во главе с директором народных училищ Волынской губернии П. А. Тутковским. Когда Государь, окружённый своей свитою, принимал представлявшихся ему, в это время звонили в городских церквях, в том числе, в церкви св. Василия, из которой навстречу царю вышел крестный ход во главе с архиепископом Антонием . Крестный ход при пении хора монашек остановился в ограды церкви, ожидая Государя. Когда царь подошёл к храму, владыка Антоний приветствовал его длинной речью. После входа в храм началась литургия («царь коленоприклонённо молился»). Архиепископ приподнёс Государю храмовую икону святителя Василия Великого, а игуменья Павла - заздравную просфору . Антоний обратился к Государю с речью. Государь принял и «облобызал» святую икону и взял просфору. После окончания литургии, Николай II слушал академика Щусева о его реставрации. Затем Его Величество проследовал в покои настоятельницы: монахини пели тропарь, а стоявшие в ограде потешные «взяли на караул», и учащиеся церковных школ под руководством З. Волошкевича приветствовали Государя пением «Многие лета…» Николай II осмотрел монастырский корпус и внешний вид храма, поблагодарил архиепископа Антония за тёплый приём, осенив себя крестным знамением, при воссторженных кликах «Ура!!!» - выехал обратно на станцию Коростень .

    В связи с приездом царя, был приведён в порядок центр города Овруч : уложена новая мостовая, отремонтированы дома, магазины. Сохранилась фотография И. Дубинского о приезде царя: государь стоит впереди своего окружения, в нижнем правом боку, будто одевает белые рукавички. Солдаты стоят точно на подбор: одинакового роста, высокие, стройные, подтянутые. Офицеры все с усами, с бородками. Ученики в белых рубашках, чёрных брюках. .

    Свято-Васильевский женский монастырь

    В строительстве Свято-Василиевского храма активно работали сёстры женской Общины. Первой настоятельницей Общины была монахиня Лидия, а после её смерти 1906 года управление Общиной было передано на инокиню Павлу. Сёстрам ежедневно приходилось исполнять тяжёлые работы. Они брали участие в строительстве кирпичного завода и двухэтажного каменного жилого корпуса будущего монастыря. Статус монастыря Община получила в 1910 году , а в 1912 году - обновлённая церковь святого Василия Великого стала соборным храмом Овручского Свято-Василиевского женского монастыря.

    gastroguru © 2017