Конспект урока по духовному краеведению Подмосковья на тему "Древнерусское зодчество. Внешний вид и духовный смысл православного храма."

«Очень велика наша Россия. И в каждом городе одним из его украшений является храм, его золотые купола. Это прекрасное строение поражает своей красотой, величием. Многие наши современники все еще, к сожалению, задаются вопросом: а зачем нужны Церковь вообще и храмы в частности? Это непонимание является следствием незнания основ веры, основ духовной жизни. Многие также спрашивают: зачем строить столько храмов? Нужны ли они все Богу? Действительно, Богу храмы не нужны. Храмы нужны нам, людям, для нашей духовной жизни. Еще в глубокой древности пророк Исаия сказал, что земля – подножие ног Божиих, а небо – престол Его.

Есть и такие люди, которые задаются вопросом: зачем мне ходить в храм, если Бог у меня в душе? Вопрос вроде бы простой и понятный, но мы забываемся, если так думаем, ограничивая самих себя в развитии. Давайте разберемся. Что в человеке является главным? Голова и тело. Руки, в принципе, не особо важны для жизни, поскольку без них прожить можно. Человек может жить даже и без ног. Но это очень трудно. Потому что руки и ноги помогают нашему телу и голове совершать те манипуляции, которые доставляют нам не то что комфорт и удобство, а спасают нас в этой жизни. Так же и с душой. Зачем мы ограничиваем душу? Да, душа это главное, но без Церкви душа не может обрести спасение. Когда Господь вознесся, то Он оставил Церковь, апостолов, священников, Священное Писание для того, чтобы мы могли руководствоваться в деле спасения души. Вся эта полнота Христова учения заключена в храме Божием.

В начале своей жизни мы пытаемся постигнуть все ее основы: учимся ходить, держать правильно ложку, получаем образование. Так же и в духовной жизни мы должны совершать правильные поступки, иметь правильные знания о духовной заботе. Иначе могут возникнуть сложности и проблемы. Такие проблемы возникали на протяжении всего существования Церкви. Это различные еретические, сектантские учения. Когда люди, имея лишь малое представление о вере и Боге, начинали по-своему толковать христианское учение, то это приводило к духовной гибели человека. Это было и в первые века христианства, в период Вселенских соборов, когда люди по-своему толковали Священное Писание, учение. И в наше время многие сталкиваются с ложными представлениями о Боге и Церкви в лице сект, которые заполонили не только наш регион, но и всю страну. Люди начинают терять не только свои материальные ценности, но и свои семьи. Это очень страшно. А храмы для того и нужны, чтобы в них наши дети могли научиться основам нравственности, духовной жизни. Городские и сельские приходы являются ничем иным, как духовными центрами, помогающими нам и нашим детям правильно ориентироваться как в духовной, так и в светской жизни.

Выдающиеся исторические храмы каждого государства являются первым источником для суждения о характере и истории различных видов церковного искусства. В них наиболее ярко и определенно выразились, с одной стороны, забота правительства и населения о развитии церковного искусства, а с другой стороны - художественный дух и творчество деятелей искусства: архитекторов (в области церковного строительства), художников (в области живописи) и духовных композиторов (в области церковного пения).

Эти храмы, естественно, являются и первым источником, откуда проистекает и разливается художественный вкус и навык по всем уголкам государства. Взоры жителей и путешественников с интересом и любовью останавливаются на стройных архитектурных линиях, на священных изображениях, а слух и чувство внимают умилительному пению и благолепным действиям совершаемого здесь богослужения. И так как большинство исторических русских храмов связаны с великими и священными событиями из жизни Церкви, государства и царствующего дома - то эти храмы будят и возвышают не только художественное, но и патриотическое чувство. Таковы русские храмы: Успенский и Архангельский соборы, Покровская церковь (собор Василия Блаженного и храм Христа Спасителя в Москве; Александро-Невская Лавра, Казанский, Исаакиевский, Петропавловский и Смольный соборы, храм Воскресения Христова - в Петербурге, храм в Борках близ Харькова на месте чудесного спасения царской семьи во время крушения поезда 17 октября 1888 г. и многие другие.

Независимо от исторических причин происхождения разнообразных форм христианского храма, каждая их этих форм имеет символическое значение, напоминая о какой-нибудь невидимой священной стороне Церкви и веры христианской. Так, базиличная продолговатая форма храма, похожая на корабль, выражает ту мысль, что мир есть житейское море, а Церковь - корабль, на котором можно безопасно переплыть это море и достигнуть тихой пристани - Царства Небесного. Крестообразный вид храма (византийский и романский стили) указывает на то, что в основание общества христиан положен крест Христов. Круглый вид напоминает, что Церковь Божия будет существовать бесконечно. Купол - наглядно напоминает нам о небе, куда мы должны устремляться мыслями, особенно во время молитвы в храме. Кресты на храме издали наглядно напоминают, что храмы предназначены для прославления распятого Иисуса Христа.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы - три Лица Св. Троицы; пять глав - Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав - семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав - девять чинов ангельских, тринадцать глав - Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, где висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Медленный звон в самый большой колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Такой звон употребляется перед началом богослужения, например, перед всенощной или Литургией. Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». В дореволюционное время в России трезвонили в течение всей пасхальной недели. Поочередный печальный звон в разные колокола называется перезвоном; он употребляется при погребении.

Храм - это здание, посвященное Богу и предназначенное для богослужений. В храме невидимо присутствует Господь и принимает наши молитвы: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них (Мф. 18, 20). Здесь «Силы Небесные с нами невидимо служат», поэтому можно сказать, что храм - это кусочек Неба на земле или островок Небесного Царства. Храмы иначе называются церквами, потому что верующие, собирающиеся здесь на молитву, составляют Церковь (т.е. собрание или общество).

Храм - это центр нашей духовной жизни. В нем совершается наше духовное рождение и преображение, здесь мы принимаем Причастие, дающее жизнь вечную, получаем благословение на семейную жизнь (в Таинстве брака), здесь же нас провожают в путь вечной жизни (отпевание). В храме особенно чувствуется благодать Божия. Помолившись в церкви, верующий человек выходит очищенным, утешенным, укрепленным духовно.

Влекомые благодатью Божией, верующие люди всегда стремились прийти в храм. Господи, возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей ... Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень, - говорил древний праведник (Пс. 25, 8; 121,1).

Храмы освящаются архиереем или, с его разрешения, священниками. Все храмы посвящены Богу и в них Господь невидимо присутствует Своею Благодатью. Каждая церковь имеет свое частное название, в зависимости от того священного события или лица, в память которых она освящена, например, церковь Рождества Христова, храм, в честь Св. Троицы, во имя св. равноапостольных Константина и Елены. Если в городе несколько храмов, то главный из них называется «собором»: сюда в торжественные дни собирается духовенство различных церквей, и богослужение совершается соборне. Тот собор, при котором находится кафедра епископа, называется «кафедральным».

Урок для учащихся средней возрастной группы

Тема : «О значении храма в жизни христиан»

Цель: формирование религиозного сознания

Задачи:

1. Познакомить с символикой храма.

2. Показать храм как центр религиозной жизни.

3. Уяснить цель посещения храма христианами.

Методы:

1. Беседа–диалог.

2. Работа с текстами проповедей свт. Феофана, Затворника Вышенского.

3. Использование видеоматериалов.

Ход урока

I . Учитель – На уроке мы будем многократно обращаться к проповедям свт. Феофана, Затворника Вышенского.

Слайд – Портрет свт. Феофана Затворника.

Слово о пребывании в затворе свт. Феофана.

Слово о свт. Феофане, Затворнике Вышенском, выдающемся богослове Х I Х века, христианском подвижнике, который в проповедях своих указывал путь спасения человека – путь православной нравственности.

Имя свт. Феофана во второй половине Х I Х в. было широко известно в православном мире. Его знали и как мудрого пастыря – проповедника, и как известного педагога, и как выдающегося ученого-богослова.

Много лет епископ Феофан возглавлял Тамбовскую, а затем Владимирскую епархии. Каждую свою службу в храме он завершал проповедью, в которой звучало четкое и ясное толкование Слова Божьего, мудрое наставление прихожан в Истине Божией и жизни по заветам Бога. Все очень любили эти проповеди, в которых находили участие и искреннюю заботу о судьбе каждого. Проповеди свт. Феофана собирали большое количество людей.

Находясь на преподавательской работе в Киеве, Новгороде, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, он очень много внимания уделял воспитательной работе и к своим ученикам обращался с проповедями нравственного содержания. 28 последних лет своей жизни свт. Феофан провел в Вышенском Успенском монастыре. В Х I Х в. земли монастыря входили в состав Тамбовской губернии (ныне Шацкий район Рязанской области).

Прослужив 25 лет на различных должностях в Церкви, епископ Феофан подал прошение об отставке с правом поселиться в Вышенском монастыре. На свое прошение он получил положительный ответ. С весны 1866 г. свт. Феофан поселился в Вышенском монастыре, поэтому в его имени и присутствует слово Вышенский. Природа вокруг монастыря, тишина, покой, размеренный распорядок жизни нравились свт. Феофану, но он приехал сюда не для спокойной жизни, не для отдыха, а трудиться. Я хочу «предаться занятиям желаемым… Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить», – так говорил свт. Феофан. И для того, чтобы сосредоточиться на этом труде и целиком посвятить ему свою жизнь, он принимает решение уйти в затвор. Затвор – это особый вид монашества, когда, по собственному решению прекращается общение с людьми. Свт. Феофан продолжал жить на территории монастыря в отведенном для него флигеле, специально обустроенной келье. Здесь был кабинет, библиотека, мастерская и Церковка, освященная во имя Богоявления Господня, – главная комната. Только три человека имели доступ к свт. Феофану: архимандрит Аркадий, игумен Тихон и келейник Евлампий. В затворе свт. Феофан прожил 22 года. Поэтому к его имени добавилось слово Затворник. Каждый день свт. Феофана был наполнен трудом. Владыка писал, находясь в затворе: «Я знаю одного человека, который всегда один, – сам никуда не выходит и других к себе не приглашает. Спрашиваю его: как тебе не скучно? Он отвечает: мне некогда, так много дела, что как открою глаза после сна, делаю–делаю и никак не успеваю переделать, пока не закрою их». Он работал над богословскими сочинениями, вел переписку (к нему приходило много писем от знакомых и незнакомых людей, стремящихся к общению с известным пастырем), рукодельничал в часы отдыха, а главное – молился в своей Церковке.

Слайды – Успенский Вышенский монастырь

Успенский храм

В целом ряде своих проповедей свт. Феофан говорит о значении храма в жизни христиан. Мы продолжим нашу беседу по плану, который написан на доске. Каждый пункт плана – это строки, взятые из проповедей свт. Феофана, произнесённых в разных местах его пастырского служения.

1. Храм – символ христианства.

2. Храм – жилище Божие.

3. Храм – дом молитвы.

4. Церковь Православная – мать наша.

5. Храм – Небо земное.

Как вы понимаете: «Храм – символ христианства»? Что означает слово «символ»?

Ответы – 1. Символ – это выражение в краткой форме какого–то большого, объёмного

понятия.

2. Символ – выражение самого главного.

3. Через символ можно изложить целое учение.

Учитель – Через символ можно выразить целую философию.

Храм – символ христианства. В нём выражено миропонимание христиан, истины, или догматы христианские: как создан мир, в котором мы живём, кто его Создатель, кто сотворил человека, какой путь жизни указал человеку его Создатель и много–много других очень важных истин. Столько мудрости заключено и во внешнем облике и во внутреннем устройстве и убранстве храма! Каждый христианин должен понимать символику своего храма.

Для этого нужно приложить усилия ума, души, усердие и старание. С этого урока вы можете начать этот труд.

Слайды – Рязанские храмы: Успенский, Христорождественский, Николо–Ямской, Иоанна Кронштадтского…

Учитель – Какие храмы узнали? Назовите. В каких храмах бывали? По какому поводу?

Слайд – В храме люди разных возрастов.

Учитель – Люди идут в храм, приходят со своими мыслями, ожиданиями. Здесь происходит что–то очень важное, может быть, самое важное для христиан уже много веков.

Вот как об этом говорит в своей проповеди свт. Феофан, Затворник Вышенский.

Работа с текстом проповеди

Ученики читают – учитель комментирует.

«…Печален кто – идет в храм петь параклисис ( молебен) Богородице; радость получил – идет туда же воспеть благодарное молебствие; дом надо строить – из храма берется благословение; колодец вырыть – то же; дождя нужно – храм ходит по полям, чтобы привлечь дождь с неба; болезнь постигла – Церковь приходит ходатайствовать о выздоровлении; родилось дитя – оно возрождается к новой жизни в храме; согрешит кто – очищается от скверны в храме; новая семья… сочетается в храме; в путь собирается кто – напутствуется молитвами в храме; умер кто – тело его провожается на покой… из храма, а о душе его возносится ходатайственная молитва в храме».

Учитель – С каким органом нашего организма сравнивает свт. Феофан храм?

Ответ – С сердцем.

Учитель – Очень точное сравнение. Сердце – самый главный орган в нашем организме. Вот такую же роль выполняет церковь в жизни христиан.

Слайд – «Нет ни одного значительного дела, которое бы совершалось, как следует по- христиански, помимо храма или без соприкосновения с ним».

Свт. Феофан Затворник

(Проповедь«На освящение храма » в с. Ольшанке

Учитель – С принятием христианства пришли на нашу землю и храмы. На русской земле стоят, устремляясь ввысь, во множестве святыни наши – храмы православные, и древние, и построенные совсем недавно, и величественные соборы, и маленькие деревенские церквушки. Идут и идут сюда люди.

Н. А. Некрасов. «Тишина».

…Храм Божий на горе мелькнул

Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,

«Лови минуту умиленья,

Войди с открытой головой!»

Слайды – Храм Христа Спасителя, храмы Владимира, храмы в Кижах, храм Покрова на Нерли…

Комментарии учителя о символике внешнего вида храма: устремленность ввысь – к высшим началам; купола (количество, цвет); православный крест; форма здания храма (круглая – символ бесконечности; форма восьмиконечной звезды – звезда Вифлеемская, указывающая место рождения Спасителя; вытянутая форма – символ корабля, устремленного к высшему миру; кубическая форма – символ мироздания); цвет здания; архитектурные украшения; главный вход в храм с западной стороны; апсиды – на восточной стороне здания храма.

Учитель обращает внимание на храм Покрова на Нерли, жемчужину русского храмового зодчества XII века. Храм занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Стихи о храме Покрова на Нерли

Луг, деревья, река, кусты.

Красноватый закатный пламень

Набежал – и зарделась ты.

И глядишь доступно и строго,

И слегка синеешь вдали…

Видно, предки верили в Бога,

Как в простую правду земли.

В. Боков

Л. Гайвороновский

…Словно облако с неба

В поля опустилось,

Как прощение нам

От распятого Бога

Этот храм на лугах –

Покрова на Нерли!..

Учитель – Вот что говорил в своей проповеди «На устроение храма» в имении Ждановых Козловского уезда 18.09.1862 г. свт. Феофан, Затворник Вышенский.

Слайд – «Устроение храма есть великое благодеяние, и можно ли найти ему равное! Селение без храма то же, что дом без хозяина, что тело без души, что местность сухая, не имеющая рек и источников!»

«…Отныне у вас храм, и Господь среди вас…»

Свт. Феофан Затворник

Учитель – Как вы понимаете слова: «Отныне у вас храм, и Господь среди вас»?

Какому событию посвящена проповедь?

Ответ – Освящению храма.

Учитель – Освящение – обряд, который вводится Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через этот обряд на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие.

Слайд – «С этого момента в церкви незримо присутствует Бог, который обетовал, что очи Его здесь, чтоб видеть приходящих, и уши, чтоб внимать молитвам их» (3Цар. 9,3).

Свт. Феофан Затворник.

Учитель – Свт. Феофан напоминает:«Всякий раз, вступая благоговейно в храм сей, в простоте веры изливайте здесь души свои перед Господом и благовременно приимите всякую потребную вам помощь от Него» .

Учитель вновь обращает внимание учеников на план беседы.

1) Храм – символ христианства.

2) Храм – жилище Божие .

3) Храм – дом молитвы.

4) Церковь Православная – мать наша.

5) Храм – Небо земное.

Мы знаем, что значит первое определение «храм – символ христианства»; второе – тоже понятно «церковь – жилище (дом) Бога»: Он присутствует в каждом храме, а вместе с Ним и весь сонм святых, а также Ангелы – хранители всех присутствующих в храме.

«Приходя сюда, помните , – наставляет свт. Феофан Затворник,что Господь видит вас и готов услышать, о чем будете просить Его».

Как люди обращаются к Богу?

Ответы – Через молитву.

Учитель – О чём люди говорят в своих молитвах?

Ответ – О нуждах, о грехах, просят помощи, благодарят.

Учитель – Теперь понятно, почему «храм – дом молитвы».

Значит, люди приходят в «храм – жилище Божие» для общения с Ним через молитву. Поэтому «храм – дом молитвы».

II . Стихи – Лермонтов М.Ю. «Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Учитель – Свт. Феофан советует:

Слайд – «Спешите же в храм охотно, стойте здесь благоговейно и молитесь с надеждою, что услышаны будете».

Свт. Феофан Затворник

Слайд Молящиеся люди.

Учитель – Христианин идёт в храм со всякой нуждой, с надеждой, с радостью, готовый к открытому, честному разговору, без всякой хитрости на душе, с мыслью, что здесь поймут, простят.

К кому так идут и даже стремятся люди?

Ответ – К родителям, в родной дом.

Учитель – Вот именно поэтому свт. Феофан называет Церковь Православную нашей матерью. Храм, по словам свт. Феофана Затворника, учит истине Божией, воспитывает христианина под руководством пастырей, врачует и восстанавливает наши духовные силы. То есть храм заботится о нас, как мать.

Работа с текстом проповедей «На освящение храма» в имении А.А. Колибова в с. Рыбном Моршанского уезда 26.08.1861 г. и «На освящение храма» в с. Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г.

Прочитаем в проповеди свт. Феофана Затворника.

Читает учитель – дети следят по рабочим материалам.

Слайд – Храм (внешний вид, внутренний вид).

«Все в душе переделывается тем, что действуется, читается, поется и внушается в храме».

«Внимательный найдет здесь решение всех вопросов, какие занимают ум человеческий, и обогатится самым утешительным познанием – о Боге, мире и человеке…»

«Храм Божий есть питомник, взращивающий и воспитывающий нас при свете истин, здесь проповедуемых».

Слайд «…Храм есть тень Неба, если смотреть на состав его, на действия, совершающиеся в нём, и на изображения, наполняющие его. Можно сказать, что он есть самое Небо на земле, – в котором благоволит вселяться Господь, а с Ним и… Ангелы, наши… Хранители, и святые».

Свт. Феофан Затворник

(Проповедь «На освящение храма» в имении А.А.

Колибова)

Учитель – Вы были в храме. Что вы видели внутри храма?

Ответы – Иконы, росписи на библейские темы.

Учитель – О символике внутреннего устройства храма (три части: притвор, основное пространство, алтарь – в восточной части; алтарь – главное место, где невидимо пребывает Бог; иконостас – ряды икон; подкупольное пространство – Спас Вседержитель, апостолы, евангелисты; росписи: мозаики, фрески; иконы; внутреннее устройство символизирует корабль, устремленный к высшим сферам).

Поэтому и говорит свт. Феофан: «Побывать в храме то же, что в видении побывать на родине Небесной». Храм есть училище, питомник, врачевательница, открывающий двери Царствия Небесного.

Слайд – «Все в душе переделывается тем, что действуется, читается, поется и внушается в храме».

«… Здесь какое богатство святых помышлений в слове!»

«Сколько примеров святости в изображениях!

Сколько разительных напоминаний в действиях!»

«Храм есть совмещение всего живоносного, Богом определенного к преобразованию нашего естества. Приходите же и питайтесь здесь хлебом Небесным. В храме преподается… наука о спасении души…»

Свт. Феофан Затворник

(Проповедь «На освящение храма» в с.

Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г.)

Слайд Портрет свт. Феофана, Затворника Вышенского.

Работа с текстом проповеди «На освящение Крестовоздвижеского храма» в с. Иванове Шуйского уезда 3.07.1864 г.

Читает учитель – ученики следят по рабочим материалам.

«Мудрость сия преподается здесь в чтении Божественных и отеческих писаний; в содержании и чине всякого служения, даже в форме и устройстве самого храма; преподаётся всякому…: и малому, и большому, и богатому, и бедному, и ученому, и неученому – для всякого в доступном для него образе и виде; преподается так внятно и впечатлительно, что внимательный без других способов обучения, посредством усвоения одного того, что преподаётся в церкви, становится крепким в разуме и ведающим…такие истины, кои нередко недоступны ведению усидчивых тружеников знания».

«Тут будут просвещаться духовною мудростью, врачеваться в духовных немощах, питаться благодатию ( через Таинства) и общиться с Небом».

Слайд – Храм (внешний и внутренний вид).

III . Учитель – Так велико значение храма! Здесь просвящаются духовною мудростью, врачуются в духовных немощах, питаются благодатию (через Таинства Исповеди и Причастия) и общаются с Небом.

Слайд – «Храм сооружается для людей. Не забывайте же бывать в храме…всякое воскресенье и праздники, а кто может – и во всякий другой свободный день» .

«В храм приходят, чтобы получить силы; силы получаются, чтобы действовать ими; действовать же надобно по заповедям,… чтоб являться исполненными всякой добродетели и за порогом храма – быть кроткими, миролюбивыми,… трудолюбивыми, уступчивыми, смиренными – словом, украшенными всякой добродетелию».

Свт. Феофан Затворник

Учитель – Каково же значение храма в жизни православного христианина?

Ответы – Познать Божию мудрость.

Научиться жить по заповедям Божиим.

Получить помощь для преодоления грехов.

Получить помощь в решении проблем.

Научиться добродетелям.

Учитель – Это возможно. Но от вас потребуется соблюдение определённых правил. Каких?

Ответы – Ходить в церковь регулярно (в воскресение, в праздники).

Участвовать в службах, вникая в них.

Искренне молиться с верою и надеждою получить помощь.

Заслужить благодать Божию через Таинства Исповеди и Причастия, так как,

по словам свт. Феофана, «без благодати мы ничего не можем делать».

Учитель – Церковь создана для людей – мы должны её знать и любить, и верить ей.

Слайд – Дорога к храму.

Учитель – Сейчас строится много новых храмов, восстанавливаются старые. На службах много людей разных возрастов, в том числе и детей. Храмы нужны. Послушайте, что пишут ваши сверстники.

Чтение отрывков из конкурсных творческих работ учащихся.

Колесникова Юлия, 15 лет.

«…Жизнь нашего храма – это путь длиной почти в 150 лет… Одиннадцатый год мы восстанавливаем нашу церковь, и сейчас она поднимается. Поднимается навстречу новой жизни. Это символично: храм возрождается вместе с нами. Вместе с Россией».

Бочарова Мария, 14 лет.

«…В 1931 году началось „Церковное дело“. Разорили храм… С закрытием церкви началось забвение веры… Прошли годы. В 1991 году разрешили восстанавливать храмы. Замечательная подвижница благочестия Михеева Надежда Николаевна (в монашестве Серафима) возглавила работу по восстановлению нашего храма… И храм воскрес, открылся».

Рожкова Анна, 15 лет.

«…Сегодня на месте разрушенных прежде храмов растут новые церкви, часовни. И всякий новый купол с крестом, возносящийся в небо, являет собой не только религиозный символ, но и знак возрождения, обращения к истокам.

Храм Успения Пресвятой Богородицы села Огарёво–Почково в Сасовском районе был построен в 1750 году… В начале ХХ века храм был разорён… Но пришли иные времена. Стали восстанавливаться храмы… Мы все верили, что настанет день, когда колокола призовут нас на богослужение. Это случилось 28 августа 2006 года в храме Успения Божией Матери в день престольного праздника».

Слайд – В храм люди идут за единственной правдой – Правдой Христа, Бога нашего, чтобы по этой единственной Правде строить собственную жизнь и жизнь общества.

Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси

Учитель – Наш Патриарх Кирилл в проповеди на освящении храма в Ханты–Мансийске 28.09.2013 г. сказал, что «в храм люди идут за единственной правдой Правдой Христа, Бога нашего , чтобы по этой единственной Правде строить собственную жизнь и жизнь общества. Эта Правда – единственно верная».

Задание на дом: написать сочинение на тему «Храм, в который я хожу (мы ходим всей семьей)» .


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

к уроку «О значении храма в жизни христиан»

Свт. Феофан Затворник. Слово веры. Слова и проповеди. – М.: Правило веры, 2002.

Проповедь «На освящение храма. О значении храма в жизни христиан» в с. Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г. С. 303–310.

Проповедь «На освящение храма. Храм – воспитатель духовной жизни» в с. Савватме Елатомского уезда 6.08.1861 г. С. 311–317.

Проповедь «На освящение храма. Храм – училище, питомник, врачебница, странноприемница»в имении А.А. Колибова в с. Рыбном Моршанского уезда 26.08.1861 г. С. 318–323.

Проповедь «На устроение храма. Как и чем почерпать духовные блага в храме и потом плод от них иметь» в имении Ждановых Козловского уезда 18.09.1862 г. С. 331–334.

Проповедь «На освящение теплого придела во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Как возлюбить хождение в храм и возжелать самих себя устроить в храм духовен» в г. Владимире 17.11.1863 г. С. 335–340.

Проповедь «На освящение Крестовоздвижеского храма. О созидании духовной жизни в храме, с соответственными уроками» в с. Иванове Шуйского уезда 3.07.1864 г. С. 350–356.

Стихи о храме.

Н. А. Некрасов. «Тишина»

…Храм Божий на горе мелькнул

И детски чистым чувством веры

Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,

«Лови минуту умиленья,

Войди с открытой головой!»

Наум Коржавин. «Церковь покрова на Нерли»

…Среди зелени – белый камень,

Луг, деревья, река, кусты.

Красноватый закатный пламень

Набежал – и зарделась ты.

И глядишь доступно и строго,

И слегка синеешь вдали…

Видно, предки верили в Бога,

Как в простую правду земли.

В. Боков

…Когда возводили собор Покрова на Нерли,

Все самое лучшее в сердце своем берегли.

И каждый положенный камень был клятвой на верность,

Вот в чем красота и откуда ее несравненность.

Л. Гайвороновский

…Словно облако с неба

В поля опустилось,

И не будет такого еще на Руси.

Как прощение нам

От распятого Бога

Этот храм на лугах –

Покрова на Нерли!..

Лермонтов М.Ю. «Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

к уроку «О значении храма в жизни христиан »

«На освящение храма» в с. Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г.

«Храм – символ христианства и место благодатных средств Божиих».

«Что значит для нас храм? Храм для нас есть то же, что сердце для тела.

В сердце живо отражается всякое движение, состояние и действие нашего тела… Все вообще отражается в сердце и вызывает с нашей стороны соответственные тому действия.

Не то же ли самое есть между нами и храмом? Всякая наша нужда духовная не отзывается ли в храме и не вызывает ли из него соответственных действий».

«…Печален кто – идет в храм петь параклисис (молебен) Богородице; радость получил – идет туда же воспеть благодарное молебствие; дом надо строить – из храма берется благословение; колодец вырыть – то же; дождя нужно – храм ходит по полям, чтобы привлечь дождь с неба; болезнь постигла – Церковь приходит ходатайствовать о выздоровлении; родилось дитя – оно возрождается к новой жизни в храме; согрешит кто – очищается от скверны в храме; новая семья… сочетается в храме; в путь собирается кто – напутствуется молитвами в храме; умер кто – тело его провожается на покой… из храма, а о душе его возносится ходатайственная молитва в храме».

«… Нет ни одного значительного дела, которое бы совершалось, как следует по–христиански, помимо храма или без соприкосновения с ним».

Стихи о храме.

Н. А. Некрасов. «Тишина».

…Храм Божий на горе мелькнул

И детски чистым чувством веры

Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,

«Лови минуту умиленья,

Войди с открытой головой!»

Наум Коржавин «Церковь покрова на Нерли»

…Среди зелени – белый камень,

Луг, деревья, река, кусты.

Красноватый закатный пламень

Набежал – и зарделась ты.

И глядишь доступно и строго,

И слегка синеешь вдали…

Видно, предки верили в Бога,

Как в простую правду земли.

В. Боков

…Когда возводили собор Покрова на Нерли,

Все самое лучшее в сердце своем берегли.

И каждый положенный камень был клятвой на верность,

Вот в чем красота и откуда ее несравненность.

Л. Гайвороновский

…Словно облако с неба

В поля опустилось,

И не будет такого еще на Руси.

Как прощение нам

От распятого Бога

Этот храм на лугах –

Покрова на Нерли!..

Лермонтов М. Ю. «Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Из проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского «На освящение храма» в имении А.А. Колибова в с. Рыбном Моршанского уезда 26.08.1861 г.

«Храм Божий есть училище – именно училище Божественной премудрости».

«Здесь все учит: истины Божии предлагаются здесь в чтении Слова Божия, в песнях церковных и в поучениях, истины Божии составляют содержание всех священнодействий, совершающихся здесь; истины Божии выражаются самым устроением и расположением всех частей храма, – так что довольно иметь очи и слух, чтобы принимать в себя преподаваемую здесь премудрость, единую истинную».

Всё в душе переделывается тем, что действуется, читается, поется и внушается в храме.

«Внимательный найдет здесь решение всех вопросов, какие занимают ум человеческий и обогатится самым утешительным познанием – о Боге, мире и человеке».

Храм Божий есть питомник, взращивающий и воспитывающий нас при свете истин, здесь проповедуемых.

Из Проповеди святителя Феофана Затворника Вышенского «На освящение Крестовоздвиженского храма» в с. Иванове Шуйского уезда 3.07.1864 г.

«Храм есть училище и училище Небесной мудрости».

«Мудрость сия преподаётся здесь в чтении Божественных и отеческих писаний;

преподаётся всякому…: и малому, и большому, и богатому, и бедному, и ученому, и неученому – для всякого в доступном для него образе и виде;

преподаётся так внятно и впечатлительно, что внимательный без других способов обучения, посредством усвоения одного того, что преподаётся в церкви, становится крепким в разуме и ведающим…такие истины, кои нередко недоступны ведению усидчивых тружеников знания».

«Тут будут просвещаться духовною мудростью, врачеваться в духовных немощах, питаться благодатию (через Таинства) и общиться с Небом».

«В храм приходят, чтобы получить силы; силы получаются, чтобы действовать ими; действовать же надобно по заповедям,… чтоб являться исполненными всякой добродетели и за порогом храма – быть кроткими, миролюбивыми,… трудолюбивыми, уступчивыми, смиренными – словом, украшенными всякой добродетелию ».

ПРАВОСЛАВНЫЙ СЛОВАРЬ

БЛАГОГОВЕЙНО – благочестиво, со страхом Божиим, с глубоким уважением.

БЛАГОДАТЬ – действенное снисхождение Бога к человеку, действие Бога, изменяющее сердце человека, и само свойство Бога, указывающее на Его доброту и милосердие. Благодать дарует спасение и освящение человека.

ГОРНИЙ МИР – высший мир; духовный мир; мир, в котором пребывают Бог, апостолы, Ангелы, святые.

ДОГМАТЫ – официально признанные основные положения религии, непреложные истины.

ЗАТВОРНИК – монах, совершавший подвиги своего спасения в уединении – в затворе. Затворничество является одним из видов отшельничества, отличительной особенностью затвора является то, что подвижник укрывается не в далеких пустынях, но затворяется ото всех среди монастыря, на окраине города и т.п.

ОБЕТОВАНИЕ –Божественное обещание какого-либо дара человеку, заключающее в себе Божественное провозвестие этого дара и Божественную гарантию его осуществления.

ОСВЯЩЕНИЕ – обряд, который вводится Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через этот обряд на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие.

ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ – служение, помогающее пастырю – священнику – церкви заботиться о людях.

ПРОПОВЕДЬ – церковное наставление, преподаваемое в храме (за литургией) с целью разъяснения христианам церковного учения.

СОНМ – собрание кого-либо.

ХРАМ – архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. В христианстве храмом является только то сооружение, в котором есть алтарь и совершается евхаристия.

ХРИСТИАНИН – человек верующий, исповедующий христианское учение и старающийся уподобиться Христу.

ЦЕРКОВЬ – духовная организация, в которую человек может вступить, приняв крещение и живя праведно.

Православного человека святыни окружают, практически, на каждом шагу. Храм, иконы в храме, хоругви на Крестном ходе — это все святыни. Людей неверующих (или верующих, но неправославных) подобные вещи просто шокируют. «Вот вы говорите, — убеждены они, — будто бы вы лишь одному Богу поклоняетесь. Но так ли это: вон у вас сколько «богов» — людей, которых вы на иконах рисуете и называете святыми. Да и вещей, которым вы поклоняетесь у вас немало: те же иконы, например. А храм: почему вы к зданию-то так благоговейно относитесь? Вы что, и камням покланяетесь? Не заслоняет ли вам Бога вся эта внешняя мишура?» Чему на самом деле поклоняются православные люди и мишура ли все это – давайте попробуем разобраться вместе.

Первая православная святыня, которую видят и которой восхищаются все, даже неправославные, — это храм. Храмы и монастыри России – наше бесценное историческое наследие, подлинное сокровище нашей и мировой культуры. Но почему для православного человека так важен храм? Почему наши предки тратили столько времени, сил, средств и труда для того, чтобы создавать эти архитектурные шедевры?

Храм для православного человека – это примерно то же самое, что оазис с источником воды для странника в пустыне. Для него вода – это не просто жидкость. Это великая ценность. Точно также и для верующего человека храм – не просто здание, но место, где каждый человек здесь и сейчас переживает общение (и встречу) с Богом. Конечно, молиться Богу можно практически везде (например, дома, на работе). Но дома человек общается с Богом как бы один на один. В храме же его личная молитва присоединяется к общей (православные называют ее соборной) молитве других таких же, как он, верующих людей. Таким образом, если храм подобен источнику воды, то домашняя молитва – это вода из фляги, которую человек набрал в этом источнике. Как бы много воды не было во фляге, когда-нибудь фляга все равно опустеет. И с пустой флягой человек идёт к источнику. Точно также и человек, чтобы его общение с Богом не прерывалось, имеет возможность, посещать храм.

У верующих особое отношение к храму еще и потому, что сама его архитектура и внутреннее устройство глубоко символичны, они подчеркивают, что человек оказался в месте, где его ожидает встреча с Царем, Царем Небесным. Храм даже называют маленьким кусочком неба на земле.

Любой храм имеет ступеньки. Они символизируют необходимость для каждого человека подняться (совершить восхождение) от земных сиюминутных забот к вечным духовным истинам и ценностям.

Войдя в храм, человек оказывается в так называемой трапезной части храма. В древние времена (времена первых христиан) здесь совершались общие трапезы (агапы). Потом эта традиция прервалась, но трапезные части во многих храмах сохранились. Их продолжали строить как напоминание, что православные должны не только молиться вместе, но и совершать вместе добрые и полезные для всего общества и каждого конкретного человека (богоугодные) дела. Ведь православные люди, это активные люди, стремящиеся к тому, чтобы воплощать заповеди Христовы в реальной жизни. Вера без богоугодных дел – не вера. Сегодня в трапезной части храма нередко совершается Таинство Крещения. Здесь обычно находятся иконы наиболее почитаемых местных святых.

Во многих храмах трапезной части нет, но есть притвор – своеобразная «прихожая», что отделяет мир повседневной суеты от кусочка неба на земле. Пройдя притвор или трапезную часть, мы оказываемся в основной части храма – месте, где, собственно, и проходят богослужения.

Первое, что бросается в глаза человеку, оказавшемуся здесь – иконостас. Это передняя стена с рядами православных икон.

Кто же такие святые и почему православные обращаются к ним в молитвах? Святые – это люди, которые научились никогда не прерывать своего общения с Богом. Это те, для кого Бог стал всем. И которые пред Ним живы, ведь наш Господь – Бог живых! И когда мы обращаемся к ним в молитвах, мы просим их помочь нам стать ближе к Нему, наладить наше общение с Ним, разделить с нами наш путь в Небесное наше отечество. Просим также, как мы бы просили помощи в наших земных нуждах наших родственников (старших братьев, сестер) или друзей. И они помогают, свидетельства о чем мы найдем в многочисленных эпизодах из житий святых.

Молясь перед иконами, мы молимся не доскам и краскам, но обращаемся с молитвой к тому, кто на сей иконе изображен. Каждая икона – это, говоря языком Интернета, своеобразная ссылка. Ссылка на житие святого, на его жизнь, которая всегда может послужить достойным примером для любого человека. Ссылка на историю нашей страны, ведь все российские святые были лучшими гражданами нашего Отечества, многие из которых оставили яркий след в истории (святые Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков). Не почитать их – это забыть лучшие страницы Отечественной истории, потерять бесценный опыт.

Иконостас отделяет от нас алтарь. Возвышения на полу перед иконостасом – солея и амвон. Они подчеркивают, что за иконостасом находится самая большая святыня в храме – престол. Престол – это действительно удивительное и непостижимое место в храме. Во время Евхаристического канона (когда хлеб и вино сошествием Св. Духа пресуществляются в Кровь и Тело Иисуса Христа) вокруг него разрывается время и пространство и буквально в прямом смысле мы переносимся в сионскую горницу, где Сам Иисус преподаёт своим апостолам, а теперь уже и нам, Св. Дары, источник бессмертия.
Более подробно о Таинствах Православной Церкви мы расскажем в следующих номерах.

Разве может не быть святыней место, где происходят такие чудесные события? Храм, иконы и помогают человеку понять суть православного вероучения, причем эта сфера познания не имеет конца. И это не «внешняя мишура». Это сжатое до символов, образов знание, которое дает возможность жить, постоянно находясь в общении с Богом.

Пишите на электронную почту миссионерского отдела епархии mission@сайт или на электронный адрес сайта епархии info@сайт, если статья у вас вызвала интерес или желание высказаться.

Руководитель миссионерского отдела Нижегородской епархии иерей Валентин Марков

gastroguru © 2017