Характеристика социально-культурная анимации как технологии социальной работы с молодежью. Курсовая работа процесс социально-анимационных услуг Программы социальной анимации направлены

Типология методов анимационной деятельности в социуме, как способов реализации адекватной, целесообразной и ненавязчивой социально-психологической помощи личности или группе (социальная защита, социально-психологическая коррекция, творческая реабилитация, выявление и поддержка динамических тенденций творческого самоопределения и др.).

Групповая психотерапия и психологический тренинг. Художественное творчество как ведущий метод анимации. Специфика анимационной работы с различными социальными группами.

Опорный план-конспект

Российские исследователи анимации (Е.Б. Мамбеков, Л.В.Тарасов, Н.Н.Ярошенко и др.) считают, что для французской анимации к началу 1980-х годов было характерно признание важности социальных связей, а их совершенствование рассматривалось как цель анимации.

Анимация и в современной французской педагогической литературе понимается как метод интеграции и участия, нацеленный на совершенствование социальных отношений при посредничестве аниматора.

Методы анимации можно определить как особые способы реализации адекватной, целесообразной и ненавязчивой социально-психологической помощи личности в процессе социализации и жизнедеятельности. Выделяются следующие группы методов:

· социальной защиты;

· социально-психологической коррекции;

· творческой реабилитации;

· выявления и поддержки динамических тенденций творческого самоопределения и др.

Индивидуальные, групповые и макрогрупповые методы анимации (количественный критерий ).

Постоянные, периодические и разовые формы работы (временной критерий ).

Типология социальных групп, с которыми проводится анимация. Объектом анимационной деятельности выступают:

Открытая группа (общность людей, не связанная между собой межличностными отношениями, население города, района, коллектив крупного промышленного предприятия и др., случайная аудитория анимационных мероприятий, например, прохожие на улице города и т.п.);

Полуоткрытая группа – аудитория систематически проводимых мероприятий, доступ на которые ограничен определенными правилами или особенностями собирающихся вместе людей;

Закрытая группа – специальные группы, в которых устанавливается тесный межличностный контакт, и поэтому приход новых участников практически невозможен. Это группы, которые собираются время от времени (группы психологического тренинга, семейные клубы, сословные клубы и другие общественные объединения), а также общины – социальные группы людей, которые совместно проживают, занимаются трудовой деятельностью, реализуют общие задачи обучения, преодоления последствий заболеваний, физических дефектов.



Среди направлений анимации выделены:

Основными формами анимационной деятельности здесь является групповая психотерапия, тренинг, совместные занятия творчеством.

В 1880 году в Берлине были организованы первые курсы по оказанию помощи при несчастных случаях на рабочем месте. «Помощь в целях самопомощи» – такова была идея отцов-основателей нынешнего Союза рабочих-самаритян, насчитывающего в Германии свыше 700000 членов, спонсоров и добровольных помощников. В современной деятельности этого союза реализуются гуманитарные акции, ориентированные на все категории населения, в том числе и на детей. Идея социально-педагогической помощи детям не новая и для России, но опыт, который накоплен Союзом рабочих-самаритян, действительно показателен. В основе педагогических программ, курируемых ими, лежит принцип включения ребенка в особую микросреду творчества.



Метод психодрамы определяется отношениями внутри группы как процесс социального взаимодействия, который, в свою очередь, влияет на эти отношения. Драматический элемент укрепляет отношения учеников друг с другом, их взаимопонимание. Используя драму с этой целью, учитель должен начинать со спланированной работы в маленькой группе и постепенно переходить к спонтанной импровизации с большой группой. В качестве примера работы с маленькой группой приводится изучение второклассниками истории американских индейцев. Ученики разделяются на группы по три или четыре человека, их просят приготовить церемонию празднования рождения нового члена племени. Эти «церемонии» они показывают всему классу. Ценность такой игры в том, что ученики могут обмениваться своими идеями, что помогает развивать чувство общности, умение слушать других и выражать свои взгляды, приходить к соглашению с другими членами группы. Недостатком спланированной работы в маленькой группе является относительная изоляция учителя, его роль сведена к наблюдению и к случайному вмешательству.

Пример неспланированной импровизации для целой группы – работа на тему «Эвакуация детей из опасных районов во время Второй мировой войны», основанная на литературном произведении. Учительница просит детей поставить себя на место родителей эвакуируемых, пришедших на организационное собрание. Сама учительница играет роль чиновника, который разъясняет процедуру и отвечает на вопросы родителей. Это собрание не «репетируется». Преимущество такой работы в возможности учителя направлять драматическую фантазию детей изнутри. Успех такой игры возможен в том случае, если ученики и учитель охотно исполняют свои роли, а ученики согласны с участием учителя в их игре.

Неспланированная импровизация для маленькой группы объяснена на примере изучения темы миграции в первом классе. Учитель приводит пример ситуации переезда семьи на новое место. Многие дети имеют опыт переезда, другие знают о нем от знакомых. Группы по три или четыре человека получают задачу вообразить, что они члены семьи, собравшейся в последний раз за столом в их старом доме. Они распределяют роли, но разговор за едой не планируется. Этот метод наиболее эффективен, потому что способствует разговору на определенную тему без добавления извне. Вмешательство учителя неуместно. Он может только наблюдать и делать заметки.

Пример спланированной презентации целой группы – театрализация в четвертом классе женской школы темы сопротивления апартеиду в Южной Африке. Учительница, рассказывая об этой теме, уделяет особое внимание решению правительства выдать пропуска женщинам и рассказывает о различных маршах протеста, о сжигании пропусков и т.д. Затем учениц просят приготовить свой собственный акт протеста. Это задание требует серьезности и динамичности от группы. Оно сближает класс, консолидирует информацию, которую они получили, дает возможность выбрать из нее самое важное, чтобы написать общее заявление. Учителю важно в такой работе не поддаться соблазну «срежиссировать» эту работу, ученики сами должны быть режиссерами.

Все вышеперечисленные формы использования драмы нельзя рассматривать в изоляции. Они используются во взаимодействии, в комбинации в соответствии со специфическими требованиями группы. В любом случае обучение драме остается областью творчества, непредсказуемого в своих выводах, различного в своих методах.

Дискурсивный (языковой) аспект драмы не менее важен, чем социальный.

Драма теснейшим образом связана с языком. Она создает возможности для учеников расширить их языковой фонд, связать свои лингвистические возможности со специфическими ситуациями.

К школьной анимации в полной мере приложимы три главных принципа психологической помощи: добровольность, конфиденциальность, ответственность.

Опыт педагогов-практиков свидетельствует о том, что эффективная работа с детьми и подростками возможна при наличии определенных условий. Чтобы войти во внутренний мир ребенка, необходимо отчетливо представлять особенности социального контекста развития этого подростка, «качество жизни» и ее реалии: состояние медицины, экологии, институтов семьи и школы, социальный, экономический, политический аспект современного ему бытия.

Ввиду огромной миграции населения во всех странах мира аниматорам приходится принимать во внимание культурную специфику развития подростка (обычаи, верования, домашний уклад, способы коммуникаций). Очень важно учитывать маргинальность подростка, если он живет в инородной среде.

Для любого педагога, работающего с детьми и подростками, обязательны психологическая грамотность, умение применять знания возрастных особенностей детей и подростков, их индивидуальных различий (темперамента, характера) в своей работе. И психотерапевт, и психолог-консультант общаются не с представителем пола или возраста, не с носителем тех или иных черт, а с уникальным индивидом, неотторжимым от среды его обитания (школа, семья, улица) и находящимся в определенной системе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Ребенок, подросток в каждый момент жизни несет в себе и свое прошлое, и свое будущее. Умение видеть ребенка в истории его развития, во временной перспективе – одно из важнейших профессиональных качеств педагога-аниматора.

Групповая психотерапия и психологический тренинг. Программа педагогической и психолого-педагогической работы аниматора при этом выстраивается на основе изучения результатов тестирования, оценки личностных качеств, наблюдений.

Следует отметить, что анимация направлена на профилактику психических и социально-психологических последствий, возможных в случае потери физического, социального или умственного статуса. При этом анимация не может заменить собой существующую систему социальной и медицинской помощи нуждающимся людям.

Элементы групповой психотерапии, включаемые в программу анимационной деятельности, позволяют достигать:

На внутриличностном уровне – изменения познавательного характера (изменение определенной ценностной установки); аффективного характера (принятие самого себя); поведенческого характера (усвоение действий, приносящих удовлетворение);

На межличностном уровне – изменение познавательного характера (улучшение восприятия, понимания и оценки других людей); аффективного характера (достижение чувства удовлетворения контактами с социумом); поведенческого характера (приобретение социальных навыков).

В процессе совместного восприятия, размышлений и переживаний участники проявляют внутриличностную активность. Устанавливая дружеские взаимоотношения с участниками анимационной группы, участники реализуют межличностную активность. Наиболее важной здесь является задача способствовать появлению чувства принадлежности к коллективу, где у всех участников идентичные недомогания, трудности и проблемы.

Применяются следующие общие упражнения – релаксация, пантомимические сцены, участие в конструктивном споре, разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории жизни, описание содержания сновидений, фантазий и ассоциаций, использование процедур трансактного анализа и др.

Участие в таких упражнениях позволяет членам анимационной группы выступать одновременно в роли активного участника и в роли наблюдателя, предоставляет возможность для эмоционального переживания, проведения интеллектуального анализа, тренировки отдельных типов поведения.

Художественное творчество как ведущий метод анимации. Различные направления художественного творчества (драматическое исполнительство, театральная импровизация, изобразительное искусство, самодеятельное музыкальное исполнительство, авторские виды творчества и др.) являются основными средствами анимации в социокультурной среде. Основной принцип применения творчества в социально-культурной анимации – искусство для участника, а не искусство для зрителя .

Цель таких видов творчества состоит в том, чтобы доставить больше удовольствия участникам, чем публике. В таких программах участники могут исполнять по очереди роли, играть несколько ролей, выступать в качестве авторов и организаторов собственных постановок.

Обращение к формам и методам анимации, более того, тщательное их изучение представляется актуальным и для современной российской реальности. Это в первую очередь связано с общим курсом на гуманизацию и гуманитаризацию социальных отношений в нашей стране, с усилением внимания к потребностям и возможностям самовыражения каждой отдельной личности. Современная педагогика социально-культурной сферы ориентирована на все возрастные этапы личностного развития. Она предусматривает, с одной стороны, формирование системы учреждений культуры и досуга, общественных организаций, кооперативов (организационный аспект); а с другой – обогащение внешкольных образовательных программ, расширение возможностей приобретения знаний о правах человека, охране природы, международном сотрудничестве и другим актуальным проблемам (содержательный аспект).

Чтобы сформировать творческую личность, обладающую познавательными потребностями и деятельностными качествами, необходима целенаправленная интеграция всех сил общества, требуется экономическое, социально-политическое, духовно-информационное взаимодействие образовательной и окружающей социокультурной среды. Именно в этой среде личность себя формирует, развивает, совершенствует, проявляет свою деятельностную сущность, отражая себя в мире и мир в себе.

Современная социально-культурная деятельность вносит посильную лепту в процесс социализации человека, его развития в наилучших духовных потенциях и дарованиях. О. Бенар, теоретик социокультурной анимации, высказывал мысль о том, что по отношению к требованиям, которые предъявляет постоянно изменяющееся современное общество, «анимация предстанет в ближайшем будущем основным компенсаторным, регуляционным, катализирующим феноменом, смягчающим культурный износ, обновляющим поведение, взгляды, способствующим приспособлению и самостоятельности; анимация есть социальный ответ, который система дает на специфические проблемы, возникающие в ходе ее же эволюции».

Социально-культурная анимация представляет собой убедительную форму «оживляющей социальной терапии», своеобразный паллиатив кризису западного общества с его индустриализацией, техническим развитием, урбанизацией, массовой культурой, затрудненностью межличностных коммуникаций. Среди направлений анимации выделяются следующие:

1. Анимационная работа по изменению негативного отношения общества к отчуждаемой личности.

2. Деятельность по восстановлению системы межличностных отношений личности (социально-психологическая реабилитация).

3. Формирование адекватного самопонимания, самоощущения и самовыражения (терапия смысла жизни – логотерапия).

Во Франции существуют различные варианты культурно-воспитательных центров, которые именуются «интегрированными культурными центрами», «социопедагогическими комплексами» и пр. При подобных учреждениях создают учебные курсы, библиотеку, спорткомплекс, иногда и церковь. Сюда приходят дети и взрослые. Для родителей учеников устраивают встречи с педагогами, психологами, специалистами по профориентации и пр. Порой функции подобных центров берут на себя учебные заведения, вовлекая, таким образом, в орбиту анимационной деятельности практически все население страны.

Специфическая задача социально-культурной анимации состоит в создании особых психолого-педагогических условий, способствующих преодолению психологических препятствий к социальному взаимодействию.

Социально-культурная анимация явилась ответом на радикальные сдвиги в мировом сообществе последних лет. Здесь имеются в виду изменения структуры производства, расширение пространства свободного времени, демократизация общественной жизни, развитие новых технологий, движение к информационно ориентированному миру. В условиях значительных социальных перемен усиливается потребность населения в социально-культурной деятельности, нацеленной на обновление знаний и умений, раскрытие креативных способностей. В этой связи работа социально-культурных аниматоров, по мнению французских исследователей, должна содействовать свободному выбору новых возможностей образования и личностного развития, реализации гражданской инициативы.

Опыт французских аниматоров и их последователей в других странах показывает, что это специфическая область педагогической деятельности, которая характеризуется совокупностью методов деятельности, позволяющих аниматорам активно вовлекать членов коллектива в культурную и социальную жизнь. В этом и состоит ключевое отличие социально-культурной анимации от традиционной просветительской деятельности, основанной на идее привнесения культуры в массы как чего-то внешнего. Изучение опыта французских аниматоров является одним из источников обновления теоретических представлений и технологий современной российской социально-культурной деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общая характеристика молодежи как социальной группы. Проблемы молодежной деятельности, состав социальной работы с молодежью и содержание государственной молодежной политики. Оценка состава современной социальной работы с молодежью в Республике Бурятия.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2014

    Историческое развитие социальной работы с молодежью, нормативно-правовые основы. Социальные проблемы и потребности молодежи. Социальные службы в решении молодежных проблем. Структура и задачи социальной службы для молодежи. Технологии социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2009

    Консультирование как один из методов социальной работы с молодежью. Методы профориентационной работы школьного социального педагога с молодыми людьми. Социальные учреждения по делам молодежи. Добровольческое движение как форма работы с молодежью.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Формы социальной работы с безработной молодежью. Социальные гарантии, пособие по безработице, социальное страхование. Консультирование, профориентация как методы социальной работы. Клубы ищущих работу как форма социальной работы с безработной молодежью.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Понятие и виды анимации. Формы и технологии современной социокультурной анимационной деятельности. Подготовка специалистов досуговой сферы в зарубежных странах. Особенности и опыт организации анимационной деятельности лиц пожилого возраста в Европе.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2012

    Молодежь: понятие, концепции и направления в изучении молодежных проблем. Принципы и задачи социальной работы с молодежью. Основные цели государственной молодежной политики, методика ее реализации на современном этапе развития Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2014

    Теоретические основы изучения молодежи. Статус и структура молодежных общественных организаций. Анализ путей совершенствования деятельности Благовещенской городской молодежной общественной организации "Т.Е.М.А." в рамках социальной работы с молодежью.

    дипломная работа , добавлен 05.01.2011

Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они универсальны по своему использованию в процессе социально-культурной деятельности.

Современные рекреативные методики основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности. В процессе разработки большинства рекреационных проектов, ориентированных на повышение качества уровня жизни и оздоровление быта, основное внимание специалистов сосредоточено на внедрении новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины в практику массового и специализированного досуга.

Особое место в рекреативных методиках занимают анимационные социально-культурные технологии. Опыт западных стран, в первую очередь Франции, где эти технологии нашли широкое распространение, свидетельствует о несомненно значимых возможностях социально-культурной анимации. Используя различные виды художественного творчества в качестве методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, социально-культурная анимация является одним из наиболее привлекательных видов досуговой деятельности, основанным на современных началах. Цель анимационных технологий обладает ярко выраженной гуманитарной направленностью - предотвратить отчуждение личности в культуре общества, в структуре общественных отношений.

Социально-культурная анимация зарождалась и формировалась под влиянием философских, психологических, медицинских, педагогических взглядов и воззрений на природу и сущность человека. Главным предметом социально-культурной анимации всегда была и остаётся личность как уникальная целостная система, которая представляет собой «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Среди профессиональных аниматоров выделяют два типа: руководители-координаторы и специалисты-педагоги, возглавляющие кружки и студии, преподающие на курсах, занимающиеся социально-культурной деятельностью по месту жительства, оказывающие психологическую поддержку в структуре повседневных общественных отношений. В содержание анимационных технологий входит комплексная оценка кризисной ситуации («хорошо -плохо»), оказание помощи в определении и осознании того, какой из способов действия в данной ситуации подходит для эффективного достижения цели, осознании реальных возможностей и их выбора, осознании вероятных последствий того или иного решения (что получится в изменившейся ситуации).

Создание и чередование долгосрочных «сквозных» развлекательных программ в учреждениях досуга предполагает последовательное развитие активности участников игровых, зрелищных, ритуально-праздничных, спортивных и других акций. На службу рекреации (восстановлению) поставлены методы биоэнергетики, ребефинга, шейпинга, арттерапии и другие. В музыкально-медита-ционных и театрально-оздоровительных программах реализуются специфические возможности разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.


Организация отдыха и развлечений несет значительную социальную, воспитательную, психологическую, реабилитационную нагрузку. Содержательная сторона рекреационных технологий постоянно расширяется и обогащается за счет привлечения традиций народной досуговой культуры, возрождения прежних и культивирования новых народных праздников, обрядов и ритуалов - святочных действ и юморин, дней смеха и карнавалов, литературно-художественных, спортивно-туристских и семейных праздников, праздника цветов и праздника русского чая, дней городов и других мероприятий.

Организатору социально-культурной деятельности очень часто приходится иметь дело с методикой семейного досуга - изучением предпочтений досуговых форм индивидуально-семейного выбора досуговых занятий, созданием условий для профессионального программирования и реализации альтернативных видов и форм организации свободного времени семейных общностей.

Такого же пристального внимания требуют и методики, рассчитанные на детский и подростковый возраст, динамичные молодежные категории, лиц среднего и пожилого возраста. Технологические аспекты подробно рассматриваются в спецкурсах.

Социальная политика направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, развития духовных и творческих способностей людей. Этим целям подчинена и социально-культурная работа с отдыхающими здравниц (курортов, санаториев, домов и баз отдыха, профилакториев) и туристами (на туристических базах и теплоходах, в туристических гостиницах и турпоездках).

Отличительной чертой организации досуга в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристско-экскурсионных центрах является интеграция отдыха, укрепления здоровья, духовного обогащения и разностороннего развития личности.

В пределах установленного путевкой рекреационно-оздорови-тельного, лечебного периода отдыхающие находятся вне постоянного местожительства и напрямую не связаны со своей основной профессией. Кроме того, отдыхающие в здравницах и на турбазах различаются по возрасту, национальности, профессии, социальному положению, образованию. Все это, а также ограниченность пребывания в здравнице или на туристическом маршруте ведет к тому, что и возникающая здесь досуговая общность носит преходящий характер. Относительно стабильную группу составляют лишь медицинский и обслуживающий персонал оздоровительных учреждений, коренные жители курорта. Именно эти категории населения образуют основной «костяк» организаторов и участников долгосрочных досуговых программ, постоянных цикловых форм просвещения, творчества, развлечений, самодеятельных коллективов и студий.

Информационно-развивающая, просветительная функция досуговой деятельности ставит целью информацию и организацию познавательной активности людей, распространение комплекса разнообразных социально-гуманитарных знаний, санитарное просвещение, привитие навыков активного отдыха и физической культуры, ознакомление с лечебными возможностями здравниц и их наиболее рациональным использованием.

Рекреативные функции досуга

Рекреативная функция максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организации активных досуговых занятий и развлечений, обеспечивающих разнообразие деятельности, смену впечатлений, положительный эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости.

В досуговых программах для отдыхающих все эти функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга. В их осуществлении имеется ряд особенностей. Культурно-досуговая деятельность в здравницах и туристических учреждениях строится в соответствии с их главным назначением - восстановлением сил и здоровья людей. Именно поэтому рекреативная терапевтическая функция досуга и досуговой деятельности имеет здесь преобладающее значение.

В связи с непрерывностью и длительностью всего периода отпуска или лечения людей досуговая программа в здравницах и туристических учреждениях отличается разнообразием, предусматривает единство информационно-развивающих, коммуникативных и рекреативных элементов, проводится в различное время дня, например, не только в вечерние, но и в утренние и дневные часы. Логика досуга здесь предполагает переход от простейших досуговых занятий, когда человеку достаточно лишь снять напряжение и психологически расслабиться, к более насыщенным, активным, интенсивным по содержанию формам.

По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя: концертно-зрелищ-ное и кинообслуживание; библиотечную работу; театрализованные и спортивные праздники; организацию вечеров вопросов и ответов, устных журналов, тематических вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т. д.

Среди досуговых форм наибольшим информационно-развивающим содержанием обладают экскурсии. Как свидетельствуют данные опросов, большинство отдыхающих в здравницах и туристов относят экскурсии к наиболее любимым мероприятиям. Популярность экскурсии обусловлена целым рядом причин.

Это, во-первых, большое разнообразие тематики и содержания: экскурсии по исторической тематике, природоведческие (ландшафтные, ботанические, геологические, гидрогеологические и др.), литературные и искусствоведческие, по архитектурно-градостроительной тематике, обзорные (многоплановые) деловые, коммерческие, которые знакомят представителей деловых кругов с деятельностью промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий. Для отдыхающих молодых людей, среди которых многим предстоит выбрать свою дорогу в жизни, такие экскурсии являются и профориентационными.

Экскурсии привлекают разнообразием элементов отдыха и оздоровления на природе (купание, сбор ягод и грибов и т. д.) и способов передвижения, поскольку пешеходные экскурсии и экскурсии-прогулки дополняются транспортными (автобусными, теплоходными, самолетными, конными, велосипедными и лыжными и т. д.), часто на большие расстояния и по четко разработанной теме и маршруту. Экскурсии способствуют образованию общности, формированию интересов, коллективизма и товарищества, а смена впечатлений помогает создать благоприятную эмоциональную атмосферу в группе.

В концертно-зрелищное и кинообслуживание входит проведение концертов и спектаклей профессиональных и самодеятельных коллективов, смотров, фестивалей и конкурсов, встреч с деятелями литературы и искусства, вечеров на различные темы, киносеансов, киноконцертов и др.

Важной частью культурно-массовой работы является и библиотечное обслуживание. При комплектовании книжных фондов большое внимание уделяется подбору изданий краеведческого профиля - справочников, путеводителей, книг о природе, историческом прошлом, экономике, культуре края, а также художественной литературы. Одновременно с индивидуальной работой с читателями организуются литературные чтения, литературные вечера, читательские конференции и обсуждения книг, проводятся обзоры книг по определенной тематике и библиографические обзоры, книжные выставки, оформляются газетные витрины, вывешиваются плакаты. Главным становится набор активных рекреационных занятий в сквозных досуговых программах, отличающихся сравнительно большой продолжительностью и предполагающих последовательное участие в зрелищных, игровых, физкультурно-оздоровительных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях. Привлечение к этой работе специалистов позволяет взять на вооружение методы биоэнергетического оздоровления, восточных оздоровительных систем, космобиоэнергетики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и т. д.

В обиход входят специально оборудованные комнаты психологической разгрузки, включающие в содержание своих сеансов аутогенные тренировки, интерперсональные тренинги, суггестию, отдых-гипноз, оздоровительные психокоррекции. Реализуются специфические возможности музыкально-медиативных и театрально-оздоровительных программ, разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Есть все основания полагать, что в ближайшей перспективе будут более активно осваиваться нетрадиционные формы рекреа-ционно-оздоровительной деятельности, проводимой профессиональными медиками, психологами, спортивными тренерами. Сюда войдут, прежде всего, школы экстрасенсорной биоэнергетики, нацеленные на раскрытие энергетических центров, биополевую диагностику, коррекцию биополевой структуры человека; курсы по обучению методам мышечной релаксации и психического самовнушения; центры коллективной медитации, деятельность которых направлена на устранение крайних эмоциональных проявлений и приведение психики в состояние расслабленности; группы свободного дыхания, помогающие овладеть психотехникой, которая позволяет человеку сохранять ясность мышления в стрессовых ситуациях, быстро восстанавливать эмоциональное равновесие, полнее реализовать свой творческий потенциал; специальные лечебно-оздоровительные предприятия общественного питания, кухня которых основана на использовании общедоступных седа-тивных средств, вызывающих релаксацию и успокаивающих нервную систему, и т. д.

Педагогические игровые технологии

В ряду рекреативно-оздоровительных технологий значительное место занимает обширная по масштабам игровая деятельность.

Как свидетельствует педагогическая практика, любая технология обладает средствами, которые активизируют и интенсифицируют деятельность аудитории. Есть технологии, где эти средства составляют главную идею и основания для оценки эффективности результатов. Именно к таким технологиям относятся педагогические игровые технологии.

Из всех известных видов социально-культурной деятельности игра предстает наиболее свободной деятельностью. Свободно входя в игру, её участник также свободно может из неё выйти. Это «игровое» правило распространяется на самые распространенные житейские ситуации - рыночные отношения, учебу, спортивные состязания, отношения в семье и т.д.

Другими словами, рекреативные, по существу, игровые технологии демонстрируют продуктивную социально-культурную деятельность независимых субъектов, которая осуществляется в рамках добровольно принятых на себя условных правил и обладает множеством привлекательных качеств - социально-психологических, эстетических, гедонистических, морально-этических.

Как рекреативная технология, игра обладает хорошо известными педагогическими и организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, организациями и движениями, ознакомления со многими жанрами искусства и литературы. Интенсифицируя саморефлексию личности, игра является действенным инструментом углубления демократичности общения, сотрудничества, социального диалога.

С.А. Шмаков выделяет следующие главные методы организации детского досуга (49, с.67-69):

Методы игры и игрового тренинга. Игра - самостоятельный и очень важный вид деятельности детей, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становясь его воспитательным тренингом. Ш.Амонашвили предвидел, что к концу нашего столетия целью педагогики станет не «общее развитие» детей, а раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Методы театрализации. Досуг детей имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят может быть в виде вечеринки; «голубого огонька»; вечера при свечах; «морской кают-компании»; русских «посиделок», «семечников», «завалинки», «театральной гостиной», вечера русской (любой) кухни; пир-бала именинников; вечера этикета; дня рождения коллектива; «капустника»; «кабачка 13 стульев»; «хоровода друзей»; «праздничного вечера» и т.д. и т.п.

Согласно классификации А.В. Соколова, в зависимости от целевого назначения и психологического контекста игровые технологии могут быть разделены на несколько поведенческих типов.

Наиболее распространённым в игровых технологиях является метод состязательности. Его суть состоит в борьбе за превосходство в спортивных соревнованиях, азартных играх, лотереях, конкурсах эрудитов, предоставляющих возможности для использования своего шанса. Главным игровым выигрышем здесь служит ощущение победы и самоутверждение. Состязание - чисто детская привилегия, состязание - внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимулирования к поиску, открытию, победы над собой. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребенка, кроме нравственной.

Своеобразную по содержанию игровую технологию представляет собой игра-сказка. В этой технологии основной акцент переносится на психологическую разгрузку, уход в иллюзию, гедонистические ощущения, что в определенной мере граничит с самоманипулированием. На «сказочно-игровых» технологиях строится как первобытный, так и современный фольклор.

Весьма примечательными являются развлекательно-игровые технологии типа «игра - маскарад».

Культурная анимация.

Культурная анимация - это не просто удовлетворение потребности в приобщении к культурным ценностям того или иного народа, страны, региона или вид досуга, это есть способ саморазвития и самореализации, культурной интеграции, образования в купе с рекреационным эффектом от познания экзотики преподносимой как в строго исторических и культурных формах, так и в анимационной живой жизнеутверждающей форме.

Творческая анимация.

Творческая анимация весьма специфический вид анимации, который является наиболее развитой формой культурно-досуговой деятельности, поскольку направлен на самореализацию и саморазвитие человека как творческой личности.

Творческая анимация основана на оживлении творческих способностей человека путем включения его в различные формы деятельности наиболее близкие или наиболее интересные для него на основе увлечений и интересов человека. То есть, через анимацию человек реализует на досуге свои устремления, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление анимации призвано помочь человеку получить новые знания.

Таким образом, анимационные программы, решая многогранные задачи, прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, по сути своей, формируют и развивают личность. Социальная направленность анимационных программ выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей.

Структура анимационной деятельности включает в себя: рекреацию, релаксацию, адаптацию, коммуникацию, коррекцию, реконструкцию, регенерацию. Методы анимации можно определить как особые способы реализации адекватной, целесообразной и ненавязчивой социально-психологической помощи личности в процессе социализации и жизнедеятельности. В социальной анимации выделяются следующие группы методов: социальная защита; социально-педагогическая коррекция; творческая реабилитация; выявление и поддержка динамических тенденций творческого самоопределения и др.

Определив анимацию как самостоятельную область культурно-досуговой деятельности, а также рассмотрев анимационный процесс с точки зрения системного подхода, как процесс удовлетворения специфических потребностей человека в общении, движении, культуре, творчестве, развлечении и приятном времяпрепровождении было выявлено, что выделяют следующие формы организации анимационной деятельности: активная анимация, чувственная анимация (событийная, театрализованная, сказкотерапевтическая, спортивная), анимация общения, анимация спокойствия (музыко-, сказко-, игровая-, танц-, арт-, экологическая терапия), культурная и творческая социальная анимация.

ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ И РЕКРЕАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ

© Роман Геннадьевич БЕЛЯНСКИЙ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются понятия «рекреация» и «анимация», особое внимание уделяется видам рекреационной деятельности и особенностям их организации в структуре досуга. Автором выделяются основные характеристики рекреационной и анимационной деятельности.

Ключевые слова: анимация; рекреация; социокультурная анимация; социально-культурная деятельность; досуг; рекреационная деятельность.

Социокультурная анимация (animation -anim: душа - одушевление, оживление) - это особый вид социально-культурной деятельности как общественных групп, так и отдельных людей, основанный на современных педагогических и социально-культурных технологиях активизации людей с учетом различной окружающей социальной среды.

Социокультурная анимация возникла во Франции в 1901 г., в связи с введением закона о создании различных неполитических ассоциаций. К концу ХХ столетия начали проводиться исследования, посвященные педагогике анимации, роли аниматоров в организации социокультурных процессов. Именно с этого периода социокультурная анимация стала представлять собой самостоятельное направление психолого-педаго-гической деятельности в сфере досуга.

Применительно же к нашей стране, а именно к периоду Советской власти, можно сказать, что был накоплен достаточно богатый опыт построения деятельности по заполнению досуга. И хотя она не называлась социально-культурной анимацией, именно эта сфера общественного бытия была весьма насыщенной. Впервые термин «социальнокультурная анимация» на русском языке ввел Е.Б. Мамбеков в начале 90-х гг. XX в. По его мнению, новая социокультурная ситуация предопределяет требования расширения просветительских и воспитательных функций государства и общества, включая в них:

Развитие у каждого человека осознанных потребностей и мотивов рациональной организации досуга;

Формирование досуговой квалификации, культуры досуга как качества личности,

отражающего потребность и умение конструктивно использовать свое свободное время, реализовать его в активном отдыхе, духовно насыщенном общении, творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию ценностей культуры и развитию своих сущностных сил;

Непосредственную организацию досуга .

В этой связи необходимо уточнить, что в России и за рубежом в понятие «культурный досуг» вкладывается несколько разный смысл, и работа аниматора в нашей стране имеет свою специфику. Это связано в первую очередь с тем, что в России традиционно досуг понимается не только как «чистый отдых», а носит воспитательный и познавательный характер.

В настоящее время в России анимационная деятельность получает все более широкое распространение. Функционирование анимационной деятельности происходит по нескольким направлениям: в деятельности учреждений культуры; туризма; средств массовой информации; реабилитационных центров; учреждений дополнительного образования детей и т. д. Это, в первую очередь, связано с общим курсом на гуманизацию и гуманитаризацию социальных отношений в нашей стране, с усилением внимания к потребностям и возможностям самовыражения каждой отдельной личности.

Примером активного развития социальнокультурной анимации, как в теоретическом, так и в практическом аспекте, является международный форум «Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению», который на протяжении пяти лет организуется Акаде-

мией культуры и искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и собирает специалистов из различных уголков России, дальнего и ближнего зарубежья.

Форум проводится как открытое педагогическое мероприятие, которое включает проведение пленарных заседаний, панельные дискуссии и консультации специалистов по заявленной проблеме. Среди вопросов, которые обсуждаются на форуме - история становления анимации и ее теоретические основы, особенности развития социально-культурной анимации в России и за рубежом, перспективы научных исследований в области социально-культурной анимации, роль анимационных программ в организации рекреативно-оздоровительной деятельности с различными возрастными категориями населения, специфика организации туристической анимации и многие другие.

Участники форума имеют возможность познакомиться с практической деятельностью аниматоров, участвовать в лучших экскурсионных программах ведущих туроператоров мира.

Как отмечает доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств Н.Н. Ярошенко, «ежегодный форум «Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению» стал заметным событием в научной жизни вузов культуры и искусств. Это своеобразная научно-практическая площадка, позволяющая «обкатать» новые идеи в области подготовки кадров высшей квалификации по направлению социально-культурной деятельности» .

Обмен опытом, новыми теоретическими идеями позволяет выработать рекомендации форума по дальнейшему развитию социально-культурной анимации как одного из важнейших направлений социально-культурной деятельности. К тому же в новом Государственном образовательном стандарте третьего поколения предусмотрен специальный профиль подготовки «Социально-культурная анимация и рекреация», призванный обеспечить подготовку кадров высшей квалификации, способных к проектированию и реализации анимационных программ, организации активного отдыха и развлечений.

Пожалуй, впервые в практике социокультурного образования отчетливо сформулирована задача подготовки аниматоров, имеющих развитые компетенции в области творческой реабилитации, интенсивного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.

Социально-культурная анимация является неотъемлемой частью сервиса отелей, клубных учреждений, баз отдыха, молодежных развлекательных заведений и торговых центров. Ни одно праздничное мероприятие сегодня не обходится без анимационной программы.

Рекреация - (от лат. гесгеайо - восстановление) - комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомленного человека. Данный термин введен в научный оборот в США с начала XX в., в советской литературе по различным проблемам организации отдыха населения употребляется с 60-х гг. XX в.

Рекреация осуществляется во внерабочее время и предполагает творческую деятельность человека, которая обусловлена его внутренними потребностями и побуждениями. Необходимым условием развития рекреации является наличие рекреационного потенциала, который может оцениваться в разных масштабах: на уровне мира, страны, района и т. д.

Под рекреационным потенциалом мы понимаем организацию рекреационной деятельности на определенной территории с учетом социально-экономических, культурно-исторических и природных факторов.

Рекреация обладает большим диапазоном видов своего проявления в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектуальным уровнем, вкусами человека. Результат рекреационной деятельности не имеет для человека существенного значения, самоценностью обладает процесс удовлетворения от осуществления рекреационной деятельности.

Анализ научной литературы по проблеме рекреации позволил нам прийти к выводу, что рекреационная деятельность производит восстановительный, оздоравливающий эффект и включает социально оправданные ви-

ды занятий. Рекреационная деятельность обогащает личность, приносит пользу как человеку, так и обществу в целом. Однако общество должно организовывать и поддерживать рекреационную деятельность, чтобы достичь позитивных результатов индивидуального и социального развития. К тому же участие в рекреации строится на добровольной основе и не может осуществляться под воздействием внешнего давления, принуждения или обязательств.

Виды рекреационной деятельности достаточно разнообразны. В целом все виды отдыха можно подразделить на две большие группы: стационарные и мобильные. По возрастным показателям различают отдых дошкольников, школьников, молодежи, лиц среднего возраста и отдых пожилого населения. Кроме того, выделяют отдых семейный, индивидуальный, смешанный, организованный и неорганизованный.

В зависимости от предпочтений человека выделяют несколько уровней рекреационной деятельности.

Первый уровень - «пассивная рекреация» - предполагает расслабление. Второй уровень рекреации - это развлечения: прогулки, игры, танцы, праздники, обряды. Третий уровень связан с активизацией духовных интересов и потребностей личности, побуждающих человека к овладению комплексом культурных ценностей, к социальной, интеллектуальной и общественно-политической активности. Четвертый уровень - творчество, которое приносит человеку высшее удовлетворение и одновременно является самым эффективным средством физического и духовного совершенствования личности человека. Последние три уровня рекреации относятся к активной рекреации, т. к. для осуществления данных видов досуговых занятий необходимо затратить определенные физические и интеллектуальные силы, проявить творческую активность.

Современная педагогика социальнокультурной сферы ориентирована на все возрастные этапы личностного развития. Она предусматривает, с одной стороны, формирование системы учреждений культуры и досуга, общественных организаций, кооперативов (организационный аспект); а с другой -обогащение внешкольных образовательных программ, расширение возможностей приоб-

ретения знаний о правах человека, охране природы, международном сотрудничестве и другим актуальным проблемам (содержательный аспект).

Однако наблюдения специалистов в области анимации и рекреации отмечают при этом такие тенденции, как спонтанный подбор аниматоров, зачастую не имеющих специального образования, но обладающих творческими способностями в той или иной сфере искусства или имеющих организационные способности .

Практика показывает, что в большинстве учреждений культуры, имеющих анимационную составляющую, используются в основном устаревшие, неадаптированные, потерявшие свою актуальность формы развлекательного характера.

Говоря о кадровом обеспечении рекреативно-оздоровительной и анимационной деятельности как об актуальной проблеме для нашей страны, нельзя не согласиться с мнением Е.И. Григорьевой по поводу того, что современная досуговая индустрия, решая многогранные задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, развития культуры человека), по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями часть своего свободного времени, человек восстанавливает себя и как трудовая единица. Однако многие учреждения культуры и досуга, имея прекрасную материальную базу, не используют ее и наполовину из-за отсутствия специалистов .

В условиях российской действительности социально-культурная анимация и рекреация выступает как отрасль социальной педагогики, опирающаяся на методы организации культурно-досуговой деятельности населения. И было бы неверно видеть в анимации и рекреации только развлекательный, увеселительный компонент.

Современные технологии социальнокультурной анимации и рекреации предполагают комплексное решение различных проблем формирования личности, обеспечивая ей возможность самоидентификации как полноправному представителю той или иной социокультурной, досуговой общности, а также условия для включения в образовательные, творческие и другие виды социально-культурной деятельности.

Наиболее полно технологии социальнокультурной анимации рассмотрены Н.Н. Ярошенко. По его мнению, в социально-культурной анимации переплетаются философско-мировоззренческие подходы и различные прикладные практики (от психотехнических до театральных). При этом социокультурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людьми, что позволяет признать ее сегодня инновационным направлением в развитии социальнокультурной деятельности. Принципиальная новизна анимационной деятельности проявляется в целях, задачах и прикладных технологиях, определяющих процесс оптимизации межличностных и межгрупповых взаимоотношений, развития духовно-творческих качеств личности .

Структура анимационной деятельности включает в себя: рекреацию, релаксацию, адаптацию, коммуникацию, коррекцию, реконструкцию, регенерацию.

Таким образом, можно выделить следующие основные характеристики рекреационной и анимационной деятельности:

Имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;

Основана на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

Предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

Формирует и развивает личность;

Способствует самовыражению, самоутверждению, саморазвитию и самовоспитанию личности через свободно выбранные действия;

Удовлетворяет потребности личности и стимулирует творческую инициативу.

Среди перспективных направлений анимационной работы с различными категориями граждан приоритетными, по нашему мнению, считаются оказание помощи в преодолении сложных жизненных ситуаций и критических состояний личности при помощи психотерапевтических тренингов, реабили-

тации творчеством и др. Применяя технологии социально-культурной анимации и рекреации на практике, мы получаем комплексную оценку кризисной ситуации, определение наиболее конструктивных способов поведения в ней для достижения поставленной цели.

На наш взгляд, для получения качественного и конкурентоспособного анимационного продукта в действующих культурнодосуговых учреждениях должна быть создана целостная система анимационной и рекреативной деятельности, а анимационные и рекреативно-оздоровительные программы

должны носить комплексный характер, предполагающий использование всего многообразия средств, форм и методов воздействия на личность.

1. Измайлова Д.А. Реализация развивающего потенциала досуга средствами культурнопознавательного туризма // Вестник МГУКИ. 2007. № 1 (17).

2. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация и рекреация - новый профиль подготовки кадров высшей квалификации по направлению социально-культурная деятельность // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: материалы IV международного форума. Москва; Тамбов, 2006.

3. Великанова Е.В. Сущность социально-культурной анимации // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: материалы международного форума: 8-16 декабря 2009, Шарм-эль Шейх (Египет) / ред. колл. Е.И. Григорьева, Н.Н. Ярошенко. Москва; Тамбов, 2009.

4. Григорьева Е.И. Социальная направленность развития туристской анимации // Социальнокультурная анимация: от идеи к воплощению: материалы международного форума: 8-16 декабря 2009, Шарм-эль Шейх (Египет) / ред. колл. Е.И. Григорьева, Н.Н. Ярошенко. Москва; Тамбов, 2009.

5. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. М., 2000.

Поступила в редакцию 21.04.2011 г.

POTENTIAL OF SOCIO-CULTURAL ANIMATION AND RECREATION IN ORGANIZATION OF SOCIAL LEISURE Roman Gennadyevich BELYANSKY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]

The article scrutinizes the notions “recreation” and “animation”, special attention is paid to type of recreational activity and features of their organization in structure of leisure. The author marks the main charachteristics of recreation and animation activity.

Key words: animation; recreatin; socio-cultural animation; socio-cultural activity; recreation activity.

gastroguru © 2017