Лекция:. Социально-культурная анимация как форма социальной активности личности

Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они универсальны по своему использованию в процессе социально-культурной деятельности.

Современные рекреативные методики основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности. В процессе разработки большинства рекреационных проектов, ориентированных на повышение качества уровня жизни и оздоровление быта, основное внимание специалистов сосредоточено на внедрении новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины в практику массового и специализированного досуга.

Особое место в рекреативных методиках занимают анимационные социально-культурные технологии. Опыт западных стран, в первую очередь Франции, где эти технологии нашли широкое распространение, свидетельствует о несомненно значимых возможностях социально-культурной анимации. Используя различные виды художественного творчества в качестве методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, социально-культурная анимация является одним из наиболее привлекательных видов досуговой деятельности, основанным на современных началах. Цель анимационных технологий обладает ярко выраженной гуманитарной направленностью - предотвратить отчуждение личности в культуре общества, в структуре общественных отношений.

Социально-культурная анимация зарождалась и формировалась под влиянием философских, психологических, медицинских, педагогических взглядов и воззрений на природу и сущность человека. Главным предметом социально-культурной анимации всегда была и остаётся личность как уникальная целостная система, которая представляет собой «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Среди профессиональных аниматоров выделяют два типа: руководители-координаторы и специалисты-педагоги, возглавляющие кружки и студии, преподающие на курсах, занимающиеся социально-культурной деятельностью по месту жительства, оказывающие психологическую поддержку в структуре повседневных общественных отношений. В содержание анимационных технологий входит комплексная оценка кризисной ситуации («хорошо -плохо»), оказание помощи в определении и осознании того, какой из способов действия в данной ситуации подходит для эффективного достижения цели, осознании реальных возможностей и их выбора, осознании вероятных последствий того или иного решения (что получится в изменившейся ситуации).

Создание и чередование долгосрочных «сквозных» развлекательных программ в учреждениях досуга предполагает последовательное развитие активности участников игровых, зрелищных, ритуально-праздничных, спортивных и других акций. На службу рекреации (восстановлению) поставлены методы биоэнергетики, ребефинга, шейпинга, арттерапии и другие. В музыкально-медита-ционных и театрально-оздоровительных программах реализуются специфические возможности разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Организация отдыха и развлечений несет значительную социальную, воспитательную, психологическую, реабилитационную нагрузку. Содержательная сторона рекреационных технологий постоянно расширяется и обогащается за счет привлечения традиций народной досуговой культуры, возрождения прежних и культивирования новых народных праздников, обрядов и ритуалов - святочных действ и юморин, дней смеха и карнавалов, литературно-художественных, спортивно-туристских и семейных праздников, праздника цветов и праздника русского чая, дней городов и других мероприятий.

Организатору социально-культурной деятельности очень часто приходится иметь дело с методикой семейного досуга - изучением предпочтений досуговых форм индивидуально-семейного выбора досуговых занятий, созданием условий для профессионального программирования и реализации альтернативных видов и форм организации свободного времени семейных общностей.

Такого же пристального внимания требуют и методики, рассчитанные на детский и подростковый возраст, динамичные молодежные категории, лиц среднего и пожилого возраста. Технологические аспекты подробно рассматриваются в спецкурсах.

Социальная политика направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, развития духовных и творческих способностей людей. Этим целям подчинена и социально-культурная работа с отдыхающими здравниц (курортов, санаториев, домов и баз отдыха, профилакториев) и туристами (на туристических базах и теплоходах, в туристических гостиницах и турпоездках).

Отличительной чертой организации досуга в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристско-экскурсионных центрах является интеграция отдыха, укрепления здоровья, духовного обогащения и разностороннего развития личности.

В пределах установленного путевкой рекреационно-оздорови-тельного, лечебного периода отдыхающие находятся вне постоянного местожительства и напрямую не связаны со своей основной профессией. Кроме того, отдыхающие в здравницах и на турбазах различаются по возрасту, национальности, профессии, социальному положению, образованию. Все это, а также ограниченность пребывания в здравнице или на туристическом маршруте ведет к тому, что и возникающая здесь досуговая общность носит преходящий характер. Относительно стабильную группу составляют лишь медицинский и обслуживающий персонал оздоровительных учреждений, коренные жители курорта. Именно эти категории населения образуют основной «костяк» организаторов и участников долгосрочных досуговых программ, постоянных цикловых форм просвещения, творчества, развлечений, самодеятельных коллективов и студий.

Информационно-развивающая, просветительная функция досуговой деятельности ставит целью информацию и организацию познавательной активности людей, распространение комплекса разнообразных социально-гуманитарных знаний, санитарное просвещение, привитие навыков активного отдыха и физической культуры, ознакомление с лечебными возможностями здравниц и их наиболее рациональным использованием.

Рекреативные функции досуга

Рекреативная функция максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организации активных досуговых занятий и развлечений, обеспечивающих разнообразие деятельности, смену впечатлений, положительный эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости.

В досуговых программах для отдыхающих все эти функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга. В их осуществлении имеется ряд особенностей. Культурно-досуговая деятельность в здравницах и туристических учреждениях строится в соответствии с их главным назначением - восстановлением сил и здоровья людей. Именно поэтому рекреативная терапевтическая функция досуга и досуговой деятельности имеет здесь преобладающее значение.

В связи с непрерывностью и длительностью всего периода отпуска или лечения людей досуговая программа в здравницах и туристических учреждениях отличается разнообразием, предусматривает единство информационно-развивающих, коммуникативных и рекреативных элементов, проводится в различное время дня, например, не только в вечерние, но и в утренние и дневные часы. Логика досуга здесь предполагает переход от простейших досуговых занятий, когда человеку достаточно лишь снять напряжение и психологически расслабиться, к более насыщенным, активным, интенсивным по содержанию формам.

По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя: концертно-зрелищ-ное и кинообслуживание; библиотечную работу; театрализованные и спортивные праздники; организацию вечеров вопросов и ответов, устных журналов, тематических вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т. д.

Среди досуговых форм наибольшим информационно-развивающим содержанием обладают экскурсии. Как свидетельствуют данные опросов, большинство отдыхающих в здравницах и туристов относят экскурсии к наиболее любимым мероприятиям. Популярность экскурсии обусловлена целым рядом причин.

Это, во-первых, большое разнообразие тематики и содержания: экскурсии по исторической тематике, природоведческие (ландшафтные, ботанические, геологические, гидрогеологические и др.), литературные и искусствоведческие, по архитектурно-градостроительной тематике, обзорные (многоплановые) деловые, коммерческие, которые знакомят представителей деловых кругов с деятельностью промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий. Для отдыхающих молодых людей, среди которых многим предстоит выбрать свою дорогу в жизни, такие экскурсии являются и профориентационными.

Экскурсии привлекают разнообразием элементов отдыха и оздоровления на природе (купание, сбор ягод и грибов и т. д.) и способов передвижения, поскольку пешеходные экскурсии и экскурсии-прогулки дополняются транспортными (автобусными, теплоходными, самолетными, конными, велосипедными и лыжными и т. д.), часто на большие расстояния и по четко разработанной теме и маршруту. Экскурсии способствуют образованию общности, формированию интересов, коллективизма и товарищества, а смена впечатлений помогает создать благоприятную эмоциональную атмосферу в группе.

В концертно-зрелищное и кинообслуживание входит проведение концертов и спектаклей профессиональных и самодеятельных коллективов, смотров, фестивалей и конкурсов, встреч с деятелями литературы и искусства, вечеров на различные темы, киносеансов, киноконцертов и др.

Важной частью культурно-массовой работы является и библиотечное обслуживание. При комплектовании книжных фондов большое внимание уделяется подбору изданий краеведческого профиля - справочников, путеводителей, книг о природе, историческом прошлом, экономике, культуре края, а также художественной литературы. Одновременно с индивидуальной работой с читателями организуются литературные чтения, литературные вечера, читательские конференции и обсуждения книг, проводятся обзоры книг по определенной тематике и библиографические обзоры, книжные выставки, оформляются газетные витрины, вывешиваются плакаты. Главным становится набор активных рекреационных занятий в сквозных досуговых программах, отличающихся сравнительно большой продолжительностью и предполагающих последовательное участие в зрелищных, игровых, физкультурно-оздоровительных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях. Привлечение к этой работе специалистов позволяет взять на вооружение методы биоэнергетического оздоровления, восточных оздоровительных систем, космобиоэнергетики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и т. д.

В обиход входят специально оборудованные комнаты психологической разгрузки, включающие в содержание своих сеансов аутогенные тренировки, интерперсональные тренинги, суггестию, отдых-гипноз, оздоровительные психокоррекции. Реализуются специфические возможности музыкально-медиативных и театрально-оздоровительных программ, разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Есть все основания полагать, что в ближайшей перспективе будут более активно осваиваться нетрадиционные формы рекреа-ционно-оздоровительной деятельности, проводимой профессиональными медиками, психологами, спортивными тренерами. Сюда войдут, прежде всего, школы экстрасенсорной биоэнергетики, нацеленные на раскрытие энергетических центров, биополевую диагностику, коррекцию биополевой структуры человека; курсы по обучению методам мышечной релаксации и психического самовнушения; центры коллективной медитации, деятельность которых направлена на устранение крайних эмоциональных проявлений и приведение психики в состояние расслабленности; группы свободного дыхания, помогающие овладеть психотехникой, которая позволяет человеку сохранять ясность мышления в стрессовых ситуациях, быстро восстанавливать эмоциональное равновесие, полнее реализовать свой творческий потенциал; специальные лечебно-оздоровительные предприятия общественного питания, кухня которых основана на использовании общедоступных седа-тивных средств, вызывающих релаксацию и успокаивающих нервную систему, и т. д.

Педагогические игровые технологии

В ряду рекреативно-оздоровительных технологий значительное место занимает обширная по масштабам игровая деятельность.

Как свидетельствует педагогическая практика, любая технология обладает средствами, которые активизируют и интенсифицируют деятельность аудитории. Есть технологии, где эти средства составляют главную идею и основания для оценки эффективности результатов. Именно к таким технологиям относятся педагогические игровые технологии.

Из всех известных видов социально-культурной деятельности игра предстает наиболее свободной деятельностью. Свободно входя в игру, её участник также свободно может из неё выйти. Это «игровое» правило распространяется на самые распространенные житейские ситуации - рыночные отношения, учебу, спортивные состязания, отношения в семье и т.д.

Другими словами, рекреативные, по существу, игровые технологии демонстрируют продуктивную социально-культурную деятельность независимых субъектов, которая осуществляется в рамках добровольно принятых на себя условных правил и обладает множеством привлекательных качеств - социально-психологических, эстетических, гедонистических, морально-этических.

Как рекреативная технология, игра обладает хорошо известными педагогическими и организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, организациями и движениями, ознакомления со многими жанрами искусства и литературы. Интенсифицируя саморефлексию личности, игра является действенным инструментом углубления демократичности общения, сотрудничества, социального диалога.

С.А.Шмаков выделяет следующие главные методы организации детского досуга (49, с.67-69):

Методы игры и игрового тренинга. Игра - самостоятельный и очень важный вид деятельности детей, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становясь его воспитательным тренингом. Ш.Амонашвили предвидел, что к концу нашего столетия целью педагогики станет не «общее развитие» детей, а раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Методы театрализации. Досуг детей имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят может быть в виде вечеринки; «голубого огонька»; вечера при свечах; «морской кают-компании»; русских «посиделок», «семечников», «завалинки», «театральной гостиной», вечера русской (любой) кухни; пир-бала именинников; вечера этикета; дня рождения коллектива; «капустника»; «кабачка 13 стульев»; «хоровода друзей»; «праздничного вечера» и т.д. и т.п.

Согласно классификации А.В. Соколова, в зависимости от целевого назначения и психологического контекста игровые технологии могут быть разделены на несколько поведенческих типов.

Наиболее распространённым в игровых технологиях является метод состязательности. Его суть состоит в борьбе за превосходство в спортивных соревнованиях, азартных играх, лотереях, конкурсах эрудитов, предоставляющих возможности для использования своего шанса. Главным игровым выигрышем здесь служит ощущение победы и самоутверждение. Состязание - чисто детская привилегия, состязание - внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимулирования к поиску, открытию, победы над собой. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребенка, кроме нравственной.

Своеобразную по содержанию игровую технологию представляет собой игра-сказка. В этой технологии основной акцент переносится на психологическую разгрузку, уход в иллюзию, гедонистические ощущения, что в определенной мере граничит с самоманипулированием. На «сказочно-игровых» технологиях строится как первобытный, так и современный фольклор.

Весьма примечательными являются развлекательно-игровые технологии типа «игра - маскарад».

6. Образовательные технологии

Содержание
Введение...2

1.1. Современные технологии в России4

2.1. Понятие социально-культурной анимации...6
2.2. Задачи социально-культурной анимации.8
2.3. Аниматоры.10
Глава 3. Направления анимации
3.1. Анимация для безработных...12
3.2. Анимация для пожилых.15
3.3. Анимация в туризме...16
3.4. Спортивно-оздоровительное направление анимации.18
3.5. Виды анимационных программ....20
3.6. Технология создания анимационных программ..21
Заключение.23
Список литературы....25
Введение
По оценкам специалистов, в настоящее время включение анимационных программ культурно-познавательного, спортивно-туристского, развлекатель-ного характера в содержание туристских маршрутов и поездок, в работу отелей повышает их престиж и востребованность на рынке туристских услуг.
Развлекаясь, человек или группа людей удовлетворяет свои духовные по-требности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в масшта-бах различных подсистем. Процессы развлечения осуществляются как в естест-венной, так и в искусственно созданной обстановке.
Индустрия развлечений ставит своей целью создание условий развлече-ния, т.е. совокупности явлений, от наличия которых зависит процесс развлече-ния.
Социальная направленность развития индустрии развлечений выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потреб-ностей, а также проявлению и развитию потребностей при сложившихся пред-посылках. Индустрия развлечений, решая многогранные задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха развития культуры человека) по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя азвлечениями, часть своего свободного времени человек восстанав-ливает себя и как трудовую единицу.
К сфере обслуживания населения развлечениями в мировой практике от-носятся предприятия туризма, включая средства размещения туриста. Ряд предприятий, организаций, учреждений обеспечивает развлечения в форме сво-ей неосновной деятельности. Помимо гостиниц, к ним относятся зоны отдыха и исторические достопримечательности.
Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные матери-альные, финансовые, трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда, персоналом.
Изучение туристов в качестве потребителей конкретных результатов ин-дустрии развлечений, безусловно, имеет большое значение. Осуществляются и специальные виды деятельности, целенаправленно вызывающие соответст-вующие эмоции. Закономерности потребления продукции индустрии развлече-ния должны быть изучены в сопоставлении с предыдущим образом жизни че-ловека.
Целью работы является изучение отношений связанных с процессом соци-ально-анимационных услуг.
Объектом исследования является сам процесс анимации.
Предметом исследования служат современные технологии в и анимаци-онные методы и приемы обеспечивающих преодоление социального и культур-ного отчуждения.
Для достижение целей этой работы необходимо определение следующих задач:
- понятие социально-культурных технологий;
- изучение понятий социально-культурной анимации, определение ее задач;
- изучение направлений анимации.
Структура данной работы состоит из: введения, трех глав, включающих в себя десять параграфов, заключение и список литературы.
Глава 1. Социально-культурные технологии
1.1. Современные технологии в России
Современный период развития социальной практики в России характери-зуется широким использованием разнообразных социальных технологий - от монотехнологий до политехнологических систем. Расширяется социальное про-странство, в котором отдельные технологии или их совокупность находят свое пименение: от политико-выборных до социолого-аналитических, от Интернет-технологий до технологий различных видов связи, от образовательно-педагогических до технологий предоставления адресных социальных услуг различным группам населения и т.д.
Проникновение технологий как инструментального познавательно-преобразовательного средства в различные сектора социальной сферы (не гово-ря уже о других) вполне обоснованно можно рассматривать как одну из зако-номерностей развития современного социума, а в секторах социальной работы и социально-педагогической деятельности - как устойчивую тенденцию их раз-вития (что подтверждается экспонентным ростом числа научных исследований и публикаций по этой проблеме). При этом каждая технология обладает вполне определенным теоретико-методологическим потенциалом познания и преобра-зования социальной практики.
Естественно, что анализ этого потенциала может быть осуществлен с раз-личных позиций: с точки зрения различных наук и научных дисциплин; целей и целевых ориентаций; функционального предназначения конкретной техноло-гии; определения их номенклатуры; выявления структуры, содержания, после-довательности и т.д., т.е. в рамках широкого диапазона критериев оценки этих технологий
В процессе постоянных изменений, происходящих в обществе, меняется и представление о возможностях, способностях и целях человека в современ-ном мире. Современная действительность предъявляет особые требования к че-ловеку, диктует ему необходимость сочетания затраты и восстановления жиз-ненных сил, посредством балансирования пассивности и активности. Все более повышается значение личной активности человека, инициативности, способно-сти к творческому восприятию действительности. Однако не каждый человек обладает такими качествами, особенно в момент переживания трудной жизнен-ной ситуации. Одной из наиболее острых проблем современности является по-теря работы трудоспособными гражданами страны. Для большинства людей, по разным причинам потерявшим работу, наступает период трудностей, болезней, бедности, пассивного отношения к жизни.
Глава 2. Социально-культурная анимация
2.1. Понятие социально-культурной анимации
Анимацией в общепринятом смысле сова считается определенный вид деятельности, преследующий цели по разработке и представлению специаль-ных программ для проведения свободного времени. Анимационные программы включают в себя спортивные иг¬ры и состязания, танцевальные вечера, карна-валы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п.
Социально-культурная анимация является особым видом социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, кото-рый основан на современных технологиях (социально-педагогических, психо-логических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление соци-ального и культурного отчуждения.
Технологии социально-культурной анимации предлагают в виде основ-ных способов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, об-ширное использование общественных духовно-культурных ценностей, тради-ционных видов и жанров художественного творчества, тем самым обеспечивая личности определенные условия для включения в творческие, оздоровитель-ные, образовательные, развлекательные и другие виды социально-культурной деятельности.
В процессе развлечения, человек либо группа людей удовлетворяют свои определенные духовные потребности, оценивают собственную личность а так же анализируют свою роль в масштабах различных подсистем. Разнообразные процессы развлечения могут происходить и в естественной, и в искусственно созданной обстановке.
Основными целями индустрии развлечений является создание опреде-ленных условий развлечения, иначе, совокупности явлений, от наличия кото-рых будет зависеть весь процесс развлечения.
Социальная направленность развития индустрии развлечений выражена в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребно-стей, а также проявлению и развитию потребностей людей при сложившихся предпосылках. Занимаясь решением многогранных задач, таких как воспита-ние, формирование оптимистического настроения, образование, а так же отды-ха развития культуры человека, индустрия развлечений, по сути своей форми-рует и развивает личность. Заполняя развлечениями, часть своего досуга чело-век восстанавливает себя и как трудовую единицу.
Индустрия развлечений является самостоятельным, относительно обо-собленным звеном экономической системы, привлекающим довольно таки, значительные, как материальные, так и финансовые и трудовые ресурсы. В данном вопросе предприятия индустрии развлечений характеризуются специ-фическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда, персоналом.
Социально-культурная анимация является одним из главных звеньев в общей индустрии развлечений, используя при этом специализированные прие-мы и методики.
2.2. Задачи социально-культурной анимации
Социально-культурная анимация, является по своей сути педагогикой по-нимания и посредничества, призванной утверждать отношения равенства, пре-одолевающие иерархическую подчиненность, устанавливающая личностные взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, предостав-ляющая индивидуальный выбор в деятельности, творчестве и общении.
Большинство современных технологий социально-культурной анимации предполагают комплексное решение разнообразных проблем человека, давая ему возможность самоидентификации в качестве полноправного представителя той или иной социокультурной и досуговой общности, а также предоставляя условия для вовлечения в образовательные, творческие, оздоровительные и иные виды социально-культурной деятельности.
При этом стоит вопрос о всяческом преодолении социальной изоляции, психологического отчуждения не только инвалидов, но и некоторых других ка-тегорий населения. Сегодня во многих социальных и возрастных категориях нашего общества присутствуют люди, стоящие на грани «социального вымира-ния», для них постоянная борьба за полноценный социальный статус приобре-тает смысл борьбы за жизнь, а риторический вопрос «жизнь или смерть» для многих из этих людей становится решающим. Данное положение подталкивает аниматоров, в лице которых могут выступать и социальные работники и соци-альные педагоги и другие специалисты социально культурной деятельности искать и находить все более эффективные педагогические технологии для пре-одоления проблем социокультурной дезадаптации.
На решение этих задач нацелено особое направление западной социаль-но-культурной педагогики, коим является социально-культурая анимация. В социально-культурной анимации абсолютно причудливо идет переплетение и философско-мировоззренческих подходов и разнообразных прикладных прак-тик, начиная психотехническими и заканчивая театральными. При всем этом социально-культурная анимация широко применяет традиционные виды и жан-ры художественного творчества в виде основных методов «оживления и одухо-творения» отношений между людьми, именно такой подход к проблеме позво-лил признать сегодня социально-культурную анимацию инновационным на-правлением в целях развития социально-культурной деятельности.
Социально-культурная анимация, на сегодняшний день является одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально- культурной деятельности, предполагающих реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.

Фрагмент работы для ознакомления

Глава 3. Направления анимации
3.1. Анимация для безработных
В современной теории и практике социально-культурной деятельности инновационными являются анимационные технологии, которые предполагают решение вопросов различных проблем личности, которые создают определен-ные условия включения личности в социально-культурную деятельность в ком-плексе.
Социально-культурная анимация (animation) считается особым видом со-циально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индиви-дов, которая основана на базе современных технологий (социальных, педаго-гических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих реше-ние проблем социального и культурного отчуждения.
Социально-культурная анимация сконцентрирована на личности челове-ка, полностью ориентируясь на формирование ее самостоятельности и активно-сти.
Анимационная работа может решить комплекс взаимосвязанных задач:
- комплексная оценка кризисной ситуации, помощь в осознании индивидом ценностного подтекста;
- помощь в определении и осознании того, каким способом действия в конкрет-ной ситуации воспользоваться при достижении желаемой цели;
- подведение личности к необходимости осознания иррационального подтекста ситуации, т.е. сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, осозна-ние собственных неосознанных желаний;
- выявление и помощь при осознании реальных возможностей, между которы-ми есть выбор;
- помощь в осознании последствий, которые могут повлечь за собой решение в том или другом случае;
- приведение человека к осознанности того, что осознание как таковое не ме-няет кризисной ситуации без особого желания действовать.
Социально-культурная анимация имеет гуманистическую направлен-ность, так как предметом ее является личность, способная к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию.
Социально-культурная анимация проводит не только оказание психоло-гической, психотерапевтической поддержки нуждающимся в этом категориям граждан, она так же предлагает условия и методы для конструктивного выхода личности из сложной жизненной ситуации. Применяя технологии социально-культурной анимации в практике мы получаем комплексную оценку кризисной ситуации, определение наиболее конструктивных способов поведения в ней для достижения поставленной цели.
Среди главных направлений анимационной работы с различными кате-гориями граждан, самыми основными, по нашему мнению, считаются оказание помощи в преодолении сложных жизненных ситуаций и критических состоя-ний личности, при помощи психотерапевтических тренингов и реабилитации творчеством.
Лица, оставшиеся без работы, являются социальной группой, наиболее нуждающихся в социально-психологической, психолого-педагогической, соци-ально-культурной помощи.
Наиболее оптимальное решение проблем безработных видится в создании стабильных, стимулирующих условий формирования их активной жизненной позиции. Эпизодические воздействия оказывают лишь временный эффект, дающий только временные положительные результаты.
Более эффективный процесс формирования активной жизненной пози-ции безработных видится во внедрении в практику четко спланированных ани-мационных программ комплексного характера.
Анимационные программы носят чаще всего комплексный характер, и предполагает использование всего многообразия средств, форм и методов рабо-ты. Они сочетают мероприятия различной направленности. Такое сочетание, в зависимости от цели, делает эти программы более эффективными, насыщенны-ми, интересными.
При разработке и организации анимационных программ необходимо учи-тывать особенности, присущие лицам, оставшимся без работы. После увольне-ния активность людей в целом снижается. Для безработных больше характерна пассивная, иждивенческая позиция. Инертность сознания и неустойчивость по-ложения в обществе затрудняет конструктивный выход из ситуации безработи-цы. Большинство людей, потерявших работу считают себя жертвами социаль-но-экономических изменений, происходящих в обществе. Потеря работы для них не является своеобразным стимулом к активной деятельности, это стресс, по большей части ведущий к депрессии и социальным болезням. Безработные испытывают затруднения в постановке четкой цели своей деятельности, а также методов ее достижения.
Осознавая сложность положения лиц, оставшихся без работы, можно предположить, что разработка и внедрение в практику учреждений социально-культурной сферы анимационных программ по формирования активной жиз-ненной позиции лиц, оставшихся без работы является одним из условий их ус-пешного выхода из кризисной, сложной жизненной ситуации.
Анимационные программы по формированию активной жизненной пози-ции лиц, оставшихся без работы, должны направляться на актуализацию по-требности в самосовершенствовании, саморазвитии; повышение уровня само-оценки безработных; формирование и развитие умений и навыков, приобрете-ние новых теоретических знаний и способов их практического применения; на активное включение безработных в социально-культурную деятельность; на формирование их позитивной жизненной перспективы и др.
Таким образом, анимационные технологии по формированию активной жизненной позиции лиц, оставшихся без работы, имеют на современной этапе развития общества немаловажное значение. Проблема их применения требует глубокого осмысления и конкретных практических разработок.

Список литературы

1. Bounds, J. & Hepburn, H. Empowerment & Older People. 1995.
2. Словарь по социальной педагогике /Авт.сост. Л.В. Мардахаев.-: Издатель-ский центр «Академия», 2002.
3. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В. Осипов, М.: РАН ИСПИ, 1995
4. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. Москва, 2004.
5. Гуляев В.Г. «Организация туристкой деятельности», Москва, 1996.
6. Зорин И.В. «Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме». Мо-сква, 2000 г.
7. Котлер Ф. «Маркетинг. Гостеприимство и туризм», Москва, 1998г.
8. Чудновский А.Д. «Гостиничный и туристический бизнес», Москва 1998г.
9. Газета об эмиграции, работе, отдыхе, учебе за рубежом «Заграница», 15(68) апрель, 2002.
10. Журнал «Вояж», Апрель 2000г.
11. Журнал «Весь мир», №35(2) 2002г.
12. Журнал «Туризм», № 37 1997г.
13.Сонина В. Развитие социально-культурной сферы как фактор социальной защищенности населения.//Вопросы экономики.-1992-№7.
14. Ярошенко Н.Н. Социально культурная анимация. Изд. 2 е, испр. и доп. М., 2005.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Социально-культурная анимация является одной из относи­тельно молодых отраслей прикладной социальной психологии и педагогики, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности. Будучи особым и вполне самодостаточным элементом социально-культурной деятельно­сти, анимация входит в досуговую инфраструктуру населения различных стран мира. Социологи отмечают рост бюджета сво­бодного времени и изменение в связи с этим интересов и по­требностей людей в сфере рекреации, туризма, любительского творчества, общественной самодеятельности.

Досуговая сфера превращается в пространство реализации гражданских инициатив, привлечения населения к участию в значительных культурно-воспитательных и социально-педаго­гических проектах.

Термин «анимация» (от лат. animation - оживлять, вооду­шевлять, одухотворять) впервые появился в начале XX в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ас­социаций и трактовался как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству.

В российском обществе тенденция инициации общественных движений в сфере досуга в настоящее время является весьма актуальной. Поэтому важно обращение к мировому опыту организации целесообразной, доступной и ненавязчивой социально-культурной деятельности. Изучение теоретических идей и тех­нологий французской социально-культурной анимации актуализируется целым рядом типично российских причин, среди кото­рых необходимо выделить следующие:

    изменение духовно-мировоззренческих оснований в орга­низации педагогической работы в социуме;

    изменение экономического статуса социально-культурной деятельности;

    потребность в поиске «предпринимательской ниши» в сфере свободного времени;

    переориентация социально-культурной деятельности на мно­гообразный спектр реальных потребностей населения, проявившихся в период социальной дезинтеграции, разобщения, утраты ценностных ориентиров социального и личностного развития.

К концу XX столетия социально-культурная анимация уже представляла собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере культурного досуга.

Социокультурная анимация (animation) - особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдель­ных индивидов, основанной на современных (педагогических и психологических) гуманистических технологиях преодоления социального и культурного отчуждения.

Обобщив теоретические идеи анимации и опыт организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, Е. Б. Мамбеков дал следующее развернутое определение: «Со­циокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации (учреждения, предприятия ) социокультурной деятельности: как совокупность элемен­тов (учреждений, государственных органов, организаций, ауди­торий), находящихся в постоянных отношениях, которые харак­теризуют эту модель; совокупность занятий, видов деятельности и отношений, где ведущую роль играют аниматоры, профессио­нальные или добровольные, обладающие специальной подготов­кой и использующие, как правило, методы активной педагогики».

Далее Мамбеков ссылается на исследования Р. Лабури, кото­рый отмечает, что феномен анимации имеет двоякое значение, являясь одновременно методом приспособления, социальной терапии, и идеологией освобождения через участие: «Большин­ство определений, данных анимации, выражает педагогический проект роста самосознания, участия и социального творчества: за этими намерениями, выражающими большие планы социаль­ного и культурного оздоровления, стоит определенная идеоло­гия на двух уровнях.

Первый - уровень воспитательной социологии: для одних - возрастание роли аппарата анимации, его активности, обслужи­вания посетителей, укрепления положения профессиональных работников, т. е. важность воспитательной технологии; для дру­гих анимация - в меньшей степени создание аппарата и в боль­шей - появление группы, образующей собственную общность ценностей, интересов, действий и создающей собственный со­циальный проект.

Второй - уровень, связанный с основными идеологическими течениями французской социологии.

Для одних функция анимации заключается в разблокирова­нии общественных связей, установлении теплых, доверитель­ных отношений. Другие видят ее, функцию (в соответствии с традициями французской культуры), в обучении и овладении великими языками мышления, эстетики, поэтики, экономики. В марксистском понимании анимация видится в перспективе расширения человеческого сознания, рассматриваемого как полное освобождение; она открывает возможности для критики существующих институтов и преобразования экономических и политических структур».

Анимация в туризме представляет собой целостный про­цесс взаимодействия аниматоров с туристами в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформаль­ного лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-образовательные, культур­но-творческие потребности и интересы участников данного про­цесса, создаются условия для формирования социально актив­ной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.

Такое развернутое определение в целом справедливо отража­ет специфику анимационной деятельности, которая проявляется на организационном, деятельностном и методическом (технологическом) уровнях. Вместе с тем нельзя ограничивать сущность и специфику данного явления лишь внешними проявлениями, ибо весьма важная составляющая социально-культурной анима­ции - ее духовный, мировоззренческий потенциал.

Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, дос­таточно точно характеризовать цели социокультурной деятель­ности, выявлять ее одухотворяющий, консолидирующий харак­тер, а с другой - обозначать собственно духовный (anime - ду­ ша) аспект взаимоотношений субъектов педагогического про­цесса (особые способы общения, диалога, наполненного под­линным сочувствием, сопереживанием, содействием), основан­ных на глубинном обращении к вечным ценностно-смысловым абсолютам духовности.

Таким образом, основные направления анимационной рабо­ты - преодоление личностных тенденций к социальной дезинте­грации (профилактика социально-психологических отклонений, например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма, суицида и др.); реабилитация критических состоя­ний личности; помощь в творческой самореализации личности.

Социально-культурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людь­ми. Именно это позволяет признать ее сегодня альтернативным направлением развития культурно-досуговой деятельности.

Принципиальная новизна анимационной деятельности может быть охарактеризована новыми целями, задачами и прикладны­ми технологиями, определяющими процесс оптимизации меж­личностных и межгрупповых взаимоотношений.

Термин «анимация» имеет теологическое происхождение, оно проникло во французский язык в XIV веке. В академическом издании «Сокровища французского языка. Словарь языка XIX - XX веков» «анимация» определяется как «действие, направленное на то, чтобы наделить жизнью, вдохнуть жизнь».

Конечно, эти смыслы «анимации» как «передачи жизненной энергии», «оживления» во многом утрачены, но суть их сохраняется - задачей анимации осталось пробуждение потенциальных возможностей личности, её «воодушевление».

Возникновение социокультурной анимации обусловлено введением закона о создании различных неполитических организациях во Франции в 1901 году. В связи с сокращением рабочего времени, стало появляться больше свободного времени у рабочих граждан, стали популярны любительские объединения.

Социокультурная анимация во Франции формировалась в сфере народного воспитания, которая в дальнейшем трансформировалась в систему дополнительно образования детей и взрослых. . В 70- х годах 20 столетия Правительство Франции, после проведенных многочисленных социологических исследований, которые касались внеучебного времени детей и подростков, приняло решение о создании первоочередной программы воспитания нации.

Жак Фридман, который разработал данную программу, говорил о создании гармонии единства ребенка и среды его развития. В результате работы данной программы к концу 20 века социально-культурная анимация стала представлять собой самостоятельное явление в сфере досуга. До 60-х годов ХХ века социально-культурная анимация не имела научного осмысления. Р. Лабури и П. Бернар пишут о сложности разграничения пространства анимации, выделяют множество направлений анимационной деятельности. Французские социологи, изучавшие анимационную деятельность, увидели в ней основополагающую роль культуры, стремление приобщить к её ценностям максимальное число граждан. Анимация - это «всеобщее социальное явление», пишут они, её нельзя просто отнести к одной из множества профессиональных областей.

Исследование, проведенное Е.Б. Мамбековым, показывает, что в основе социально - культурной анимации во Франции лежит не жесткая централизованная система управления социально-культурной деятельностью и не деятельность социальных институтов, а неформальные общественные объединения людей, не поддающиеся какому-либо упорядочению и структуризации. Общественные объединения имеют возможность учитывать интересы каждой конкретной личности, дают возможность каждому человеку реализовать себя в личностно - значимой деятельности. Именно в них зарождаются инициативы, которые оформляются в дальнейшем в добровольные ассоциации, приобретающие структуру и юридический статус. Местные общины, муниципальные учреждения объединяют и поддерживают добровольные ассоциации. Со временем они могут приобретать статус крупных общественных движений, имеющих общенациональное значение. И только в последнюю очередь в этом процессе участвуют государственные органы, которые финансируют некоммерческие учреждения, координируют их работу, содействуют развитию социально-культурной сферы общества в целом.

Сейчас, как отмечают французские социологи, анимация входит в досуговую культуру Франции, будучи особым и вполне самостоятельным элементом социально-культурной деятельности.

В отечественной истории немало примеров социально-культурной анимации, как технологии воспитания, хотя таковое название эта деятельность не носила. В России ещё в ХIX в. стала развиваться система, которую можно считать подобием социально-культурной анимационной деятельности - это внешкольное образование детей и взрослых. В её основе лежала частная инициатива, которая являлась одним из наиболее значимых источников организации и смыслового наполнения социально-культурной деятельности в конце ХIХ - начала ХХ века.

В процессе развития анимационной деятельности и общественно-педагогического движения, по мнению Р.В. Соколова, видны две противоречащие друг другу тенденции: первая - неформальная, «оживляющая» отношения; вторая - формализующая, «убивающая» спонтанный творческий характер общественных движений. Тоталитарная власть боролась и почти уничтожала все формы новых общественных движений. Так, анимационная деятельность в России ХХ столетия не была поддержана жесткой тоталитарной властью. В.А. Чарнолуский пишет об огромном значении свободных объединений людей.

Таким образом, социально-культурная анимация имеет глубокие традиции в России, не смотря на то, что термин «социально-культурная анимация» впервые на русском языке ввел Е.Б. Мамбеков только в начале 90-х годов ХХ века.

Интерес к анимации в России был связан с поиском новых подходов к организации культурно-просветительной работы, оказавшейся с распадом СССР, идеологически устаревшей.

Среди российских ученых социально-культурная анимация изучается с разных позиций и получает разное толкование. Во-первых, её связывают с культурно-досуговой деятельностью. М.А. Ариарский считает, что социально-культурная анимация является одним из прикладных направлений культурологи. В концепции Н.Н. Ярошенко социально-культурная анимация названа одной из молодых отраслей прикладной социальной психологии и педагогики, и обозначена как «педагогика социально-культурной деятельности».

В настоящее время в России анимационная деятельность получает всё более широкое распространение. Анимационной деятельность используется в таких направлениях: в деятельности учреждений культуры; учреждениях дополнительного образования; средств массовой информации; реабилитационных центров; туризма и т.д.

На сегодняшний день социально-культурная анимация является одной из молодых отраслей науки. В современном российском обществе социально-культурная анимация становится актуальной и на это, по мнению многих социологов, есть ряд причин, таких как:

  • - изменение мировоззренческих взглядов современного российского общества;
  • - потребность в формировании гражданского общества;
  • - изменение экономического статуса социально-культурной деятельности;
  • - изменение мировоззренческих взглядов в организации педагогической деятельности.

Что же представляет собой социально-культурная анимация сегодня? Существует довольно много различных определений понятия социально-культурная анимация, одно из них дает Н.Н. Ярошенко. Анимация (animation -- anim: душа -- одушевление, оживление) -- особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанный на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и т.п.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.

М. Симоно дает такое определение: «Социально-культурная анимация - это область общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенные изменения поведения и межличностных и коллективных отношений путем прямых воздействий на индивидов. Эти воздействия осуществляются главным образом посредством разнообразных видов деятельности с помощью педагогики недирективных или активных методов» М. Симоно.

Е.Б. Мамбеков определяет социокультурную анимацию как часть культурной и воспитательной системы общества, которая может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности:

  • - как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в постоянных отношениях;
  • - как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и особенно в ее свободное время;
  • - как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики.

В современной психолого-педагогической науке применение понятия «анимация» связано по большей части со вторым аспектом, т. е. используется в основном для характеристики отношений.

Французская исследовательница Анн-Мари Гурдон писала о том, что при упоминании слова анимация речь идет не об оживлении тела и неживой материи, а об оживлении отношений между индивидуумами и социальными группами.

Р. Лабури расширяет понятие социально-культурной анимации в социальную, он видит её как: «Деятельность, которую осуществляют объединяющиеся личности, самостоятельно определяющие содержание и целенаправленную социальную, культурную и воспитательную деятельность за пределами рабочего времени».

Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее консолидирующий (объединяющий) характер, а с другой -- обозначать внутренний аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса (особые способы общения, диалога, наполненного со-участием, со-чуствием, со-действием).

Социально-культурная анимация может рассматривать как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (методы) анимационной деятельности. В этом социально-культурная анимация вполне соотносится с социально-культурной деятельностью.

Но главное отличие социально-культурной анимации от социально-культурной деятельности, как пишет Тарасов Л.В., состоит в том, что в социально-культурной деятельности общество формирует личность, а в социокультурной анимации личность формирует общественные процессы.

Современный досуг, по мнению Ж.Р. Дюмазедье, не является «приложением» к труду, как прежде - отдыхом от него и подготовкой к нему. Автономизация досуга, изменение жизненных ориентаций на досуг - свидетельство коренных изменений в образе жизни общества, особенно молодежи.

По мнению В.Г. Бочаровой, анимация может рассматриваться как профессиональная деятельность, связанная с организацией творческого поиска деятельностей в сфере свободного времени; с обеспечением процесса развития организованной группы и ее членов на уровне общественных отношений и культурного формирования. Под общественными отношениями подразумевается установление межличностных контактов между индивидами и общественных связей между различными социальными институтами. Культурное формирование понимается как приобщение к новым культурным ценностям, при этом понятие «культура» получает самое широкое звучание. В свете данной перспективы социальные и культурные функции аниматора сближаются, и он эффективно реализует процесс социализации личности.

Социально-культурная анимация использует традиционные виды и их жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживление и одухотворения» отношений между людьми, именно это позволяет признать её сегодня альтернативным направлением развития культурно-досуговой деятельности.

Принципиальная новизна анимационной деятельности, по мнению Н.Н. Ярошенко, может быть охарактеризована новыми целями, задачами и прикладными технологиями, определяющими процесс оптимизации межличностных и межгрупповых отношений.

Р. Лабури выделяет два наиболее распространенных подхода к истолкованию сущности социально-культурной анимации.

Первый подход - педагогический, который позволяет рассматривать социально-культурную анимацию, как определенный уровень социального воспитания. При этом подчеркивается, с одной стороны, возрастание роли аппарата анимации, его активности, обслуживания посетителей, укрепление положения профессиональных работников, то есть важность внешнего воздействия воспитательной технологии. С другой - анимация - способ создания и развития группы, образующей собственную общность ценностей, интересов, действий и создающей собственный социальный проект. То есть анимация - это технология тонкого инициирующего воздействия на уровне внутренних ресурсов саморазвития личности и группы.

Второй подход - социологический, связанный с основными идеологическими течениями французской социологии. Для одних функции анимации в разблокировании общественных связей, установление тёплых, доверительных отношений. Другие видят её функцию в соответствии с традициями французской культуры в обучении и овладении великими языками мышления, эстетики, поэтики, экономики и др.

Специфическая задача социально-культурной деятельности состоит в создании психолого-педагогических условий, способствующих преодолению психологических препятствий к социальному взаимодействию.

Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, Н.Н. Ярошенко выделяет следующие:

  • - человек должен изучаться и приниматься в его целостности;
  • - каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
  • - человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире является главное психологической реальностью;
  • - человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
  • - человек наделен потенциями к развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
  • - человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которым и он руководствуется в своем выборе;
  • - человек - это активное, интенциональное, стремящееся к самоактуализации, творческая сущность.

Среди направлений анимации Н.Н. Ярошенко выделяет:

  • - анимационная работа по изменению негативного отношения общества к отчуждаемой личности;
  • - деятельность по восстановлению системы межличностных отношений личности (социально-психологическая реабилитация);
  • - формирование адекватного самопонимания, самоощущения и самовыражения (терапия смысла жизни - логотерапия).

Социально-культурная анимация, как деятельность, являясь системой , имеет определенное структурное построение элементов своей деятельности. Функциональная основа социокультурной анимации является частью этой системы.

В исследованиях В.А. Квартального, Л.В. Курилко, Е.М, Приезжаевой, Б. Стойковича анимационная деятельность определяется как качественная характеристика способа человеческой деятельности, которая превращает его в средство раскрытия и реализации сущностных сил человека. По мнению И.И. Шульги, анимационная деятельность направлена на активное содействие гармоничному развитию личности человека, на формирование мотивации к различным способам самодеятельности, включая поиск новых форм свободного творческого времяпрепровождения.

Е.Б. Мамбеков в своем исследовании представляет структуру функций, предложенную французскими исследователями П. Бернаром и Р. Лабури:

  • - функция приспособления и включения;
  • - рекреалогическая функция
  • - воспитательная функция;
  • - корректирующая функция;
  • - критическая функция;
  • - культурная функция.

И.И. Шульга выделяет функции педагогической анимации:

  • - релаксационная - восстановление затраченной энергии, психосамотическое расслабление, отдых, эмоциональная разрядка;
  • - культурно-познавательная - приобретение знаний, неизвестных ранее;
  • - воспитательная функция - этико-эстетическое воздействие, приобщение к гуманистическим идеалам и ценностям;
  • - креативная - творческое развитие.

Н.Н. Ярошенко обозначает два функциональных аспекта социально-культурной анимации. Освободительный аспект имеет глубинную экзистенциональную природу, который основан на стремлении к свободному социальному творчеству. Регулятивный аспект социокультурной анимации предполагает установление взаимоотношений личности с деятельностью социальных институтов, где возникает необходимость функции социального контроля, способствующего использованию свободного времени для саморазвития и более активного участия личности в социальной и политической жизни общества.

Н.В. Трубачева дает следующую структуру функций курортной анимации:

  • - адаптационная - позволяет перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;
  • - компенсационная - позволяет освободить человека от физической и психической усталости повседневной жизни, а стабилизирующая - создавать положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;
  • - оздоровительная функция анимации, направленная на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленного в повседневной трудовой жизни.

Е.М. Приезжаева рассматривает социально-педагогические функции анимационной деятельности в туризме, которые трактуются как:

  • - производство, накопление и хранение новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;
  • - воспроизводство духовного процесса через продвижение его преемственности;
  • - коммуникативное обеспечение знакового взаимодействия между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;
  • - создание социализированной структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, что является одновременно содержанием анимационной деятельности.

Взаимодействие в сфере анимационной деятельности носит добровольный и избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере дифференцировано, индивидуализировано и вариативно, его воспитательная эффективность определяется, тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

Вывод дать определение социокультурной анимации, что такое технологии что такое социокультурная анимация как технология социальной работы, какой алгоритм имеет эта технология.

Социально-культурная анимация является одной из относи­тельно молодых отраслей прикладной социальной психологии и педагогики, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности. Будучи особым и вполне самодостаточным элементом социально-культурной деятельно­сти, анимация входит в досуговую инфраструктуру населения различных стран мира. Социологи отмечают рост бюджета сво­бодного времени и изменение в связи с этим интересов и по­требностей людей в сфере рекреации, туризма, любительского творчества, общественной самодеятельности.

Досуговая сфера превращается в пространство реализации гражданских инициатив, привлечения населения к участию в значительных культурно-воспитательных и социально-педаго­гических проектах.

Термин «анимация» (от лат. animation - оживлять, вооду­шевлять, одухотворять) впервые появился в начале XX в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ас­социаций и трактовался как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству.

В российском обществе тенденция инициации общественных движений в сфере досуга в настоящее время является весьма актуальной. Поэтому важно обращение к мировому опыту организации целесообразной, доступной и ненавязчивой социально-культурной деятельности. Изучение теоретических идей и тех­нологий французской социально-культурной анимации актуализируется целым рядом типично российских причин, среди кото­рых необходимо выделить следующие:

    изменение духовно-мировоззренческих оснований в орга­низации педагогической работы в социуме;

    изменение экономического статуса социально-культурной деятельности;

    потребность в поиске «предпринимательской ниши» в сфере свободного времени;

    переориентация социально-культурной деятельности на мно­гообразный спектр реальных потребностей населения, проявившихся в период социальной дезинтеграции, разобщения, утраты ценностных ориентиров социального и личностного развития.

К концу XX столетия социально-культурная анимация уже представляла собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере культурного досуга.

Социокультурная анимация (animation) - особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдель­ных индивидов, основанной на современных (педагогических и психологических) гуманистических технологиях преодоления социального и культурного отчуждения.

Обобщив теоретические идеи анимации и опыт организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, Е. Б. Мамбеков дал следующее развернутое определение: «Со­циокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации (учреждения, предприятия ) социокультурной деятельности: как совокупность элемен­тов (учреждений, государственных органов, организаций, ауди­торий), находящихся в постоянных отношениях, которые харак­теризуют эту модель; совокупность занятий, видов деятельности и отношений, где ведущую роль играют аниматоры, профессио­нальные или добровольные, обладающие специальной подготов­кой и использующие, как правило, методы активной педагогики».

Далее Мамбеков ссылается на исследования Р. Лабури, кото­рый отмечает, что феномен анимации имеет двоякое значение, являясь одновременно методом приспособления, социальной терапии, и идеологией освобождения через участие: «Большин­ство определений, данных анимации, выражает педагогический проект роста самосознания, участия и социального творчества: за этими намерениями, выражающими большие планы социаль­ного и культурного оздоровления, стоит определенная идеоло­гия на двух уровнях.

Первый - уровень воспитательной социологии: для одних - возрастание роли аппарата анимации, его активности, обслужи­вания посетителей, укрепления положения профессиональных работников, т. е. важность воспитательной технологии; для дру­гих анимация - в меньшей степени создание аппарата и в боль­шей - появление группы, образующей собственную общность ценностей, интересов, действий и создающей собственный со­циальный проект.

Второй - уровень, связанный с основными идеологическими течениями французской социологии.

Для одних функция анимации заключается в разблокирова­нии общественных связей, установлении теплых, доверитель­ных отношений. Другие видят ее, функцию (в соответствии с традициями французской культуры), в обучении и овладении великими языками мышления, эстетики, поэтики, экономики. В марксистском понимании анимация видится в перспективе расширения человеческого сознания, рассматриваемого как полное освобождение; она открывает возможности для критики существующих институтов и преобразования экономических и политических структур».

Анимация в туризме представляет собой целостный про­цесс взаимодействия аниматоров с туристами в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформаль­ного лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-образовательные, культур­но-творческие потребности и интересы участников данного про­цесса, создаются условия для формирования социально актив­ной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.

Такое развернутое определение в целом справедливо отража­ет специфику анимационной деятельности, которая проявляется на организационном, деятельностном и методическом (технологическом) уровнях. Вместе с тем нельзя ограничивать сущность и специфику данного явления лишь внешними проявлениями, ибо весьма важная составляющая социально-культурной анима­ции - ее духовный, мировоззренческий потенциал.

Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, дос­таточно точно характеризовать цели социокультурной деятель­ности, выявлять ее одухотворяющий, консолидирующий харак­тер, а с другой - обозначать собственно духовный (anime - ду­ ша) аспект взаимоотношений субъектов педагогического про­цесса (особые способы общения, диалога, наполненного под­линным сочувствием, сопереживанием, содействием), основан­ных на глубинном обращении к вечным ценностно-смысловым абсолютам духовности.

Таким образом, основные направления анимационной рабо­ты - преодоление личностных тенденций к социальной дезинте­грации (профилактика социально-психологических отклонений, например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма, суицида и др.); реабилитация критических состоя­ний личности; помощь в творческой самореализации личности.

Социально-культурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людь­ми. Именно это позволяет признать ее сегодня альтернативным направлением развития культурно-досуговой деятельности.

Принципиальная новизна анимационной деятельности может быть охарактеризована новыми целями, задачами и прикладны­ми технологиями, определяющими процесс оптимизации меж­личностных и межгрупповых взаимоотношений.

gastroguru © 2017