Зачеты по литературе. Материал для подготовки к зачёту

Подготовка к зачетам, экзаменам и сдача их.

Лучшая подготовка к зачетам и экзаменам равномерная работа в течение всего семестра. Кроме этого, в начале семестра старайтесь заранее выяснить, что предстоит в итоге в качестве контроля ваших знаний (реферат, курсовая работа, зачет, экза­мен). Это даст возможность психологически подготовиться к этим испытаниям.

Чтобы избежать большой психологической напряженности при подготовке к сдаче зачетов и экзаменов можно применять сле­дующую методику работы:

а) приемы работы:

1) запишите кратко все, что вы можете вспомнить по теме, которую собираетесь повторять;

2) проверьте фактическую точность того, что вы помните;

3) просмотрите снова конспект, сравнив его с текстом учебни­кА, и обратите особое внимание на ключевые моменты и заголовки;

4) внимательно читайте учебный материал по теме повторения, отмечая основные мысли;

5) уделите несколько минут самопроверке усвоенного при помощи выбранного вами метода, используя логическую схему, конспект, магнитофон или диктофон;

6) работайте над пунктами 4 и 5 до тех пор, пока не убедитесь в том, что полностью усвоили материал;

7) проверьте, насколько хорошо вы запомнили материал всей темы.

Это требует длительной, постепенной работы. Не ждите мгно­венного результата, но ваши усилия обязательно окупятся.

Исследованиями установлено, что без повторения спустя 3 - 4 дня сохраняется в памяти 68% усвоенного материала, через ме­сяц - 58%, а через шесть месяцев - всего 38%. При повторении сохраняется в памяти соответственно 84, 70, 60 процентов усвоен­ного материала. Следовательно, необходимо систематически по­вторять пройденный материал.

Кроме этого, при подготовке к зачетам и экзаменам не стес­няйтесь просить помощь и оказывать ее своим сокурсникам: от этого выигрывают все.

Правильно используйте консультацию, организуемую перед зачетом или экзаменом. Для этого в процессе подготовки в период, предшествующий консультации, надо заранее отмечать и записы­вать возникающие вопросы, чтобы задать их преподавателю.

Процесс ответа на экзаменах и зачетах можно регулировать, например, с помощью таких фраз:

Можно я немного подумаю и тогда отвечу?

Я не совсем понял вопрос, повторите, пожалуйста...

Извините, я что-то разволновался, повторите ваш вопрос... и т. д.

Экзамен, таким образом, требует не только конкретных зна­ний, но и существенной психологической подготовки.

б) анализ эффективности работы:

1) Как вы готовились к зачету или экзамену? Известно, что од­ни работают по заранее составленному плану, другие надеются на везение, интуицию, третьи занимаются бессистемно. Как посту­паете вы?

2) Удовлетворены ли вы своим результатом? Насколько? Что бы изменили в методах подготовки, если бы зачет или экзамен можно было бы повторить?

3) Как вы готовились к экзаменам и зачетам (распределение времени, порядок подготовки ответов на вопросы, составление планов и т. п.)? Что бы вы хотели изменить в своих методах рабо­ты сейчас?

в) подведение итога работы:

1) Выберите одну из причин ваших затруднений при повторе­нии пройденного материала, во время ответов на вопросы или в ходе зачетов и экзаменов. Изложите в письменном виде, что имен­но у вас получается не так или вызывает затруднение.

2) Оказавшись в той или иной сложной ситуации, мы обычно начинаем прогнозировать свои действия и поведение. Например: «Сначала у меня, наверное, все пойдет хорошо, но когда я дойду до..., то уже ничего не смогу сделать», напишите, что думаете о та­ких случаях вы.

3) Подумайте, какие конкретные меры нужно предпринять, чтобы выйти из затруднительного положения. Изложите их в виде последовательных рекомендаций самому себе.

Как подготовиться к дискуссии

Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – спор, обсуждение какого-либо вопроса; предполагает компетентность в обсуждаемых вопросах и соблюдение норм полемики.

Эффективность дискуссий снижают следующие недостатки:

Спор не по существу (непонимание некоторыми участниками рассматриваемых проблем, их неподготовленность к обсуждению);

Неуважение к оппонентам, нетерпимость к чужому мнению и неумение отстаивать собственные взгляды и убеждения;

Поверхностность суждений и предложений;

Неразвитость представлений об искусстве полемики.

К дискуссии нужно тщательно готовиться. Необходимо вникнуть в сущность основных идей и положений теории, осмыслить их, продумать аргументы «за» и «против». Полезно обратиться к литературе об искусстве дискуссии, имеющейся в библиотеке.

Зачёт – это форма аттестации студентов, контроля качества усвоенных ими знаний, умений и навыков. Чтобы успешно сдать зачёт, нужно заранее и тщательно к нему готовиться:

Уяснить требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемые студенту государственным образовательным стандартом по психологии управления;

Выявить пробелы в знаниях, руководствуясь учебной программой;

Составить индивидуальный план-график подготовки к зачёту;
повторить все темы и разделы психологии управления, используя конспекты лекции, записи во время семинарских занятий, рекомендуемую литературу;

Систематизировать и конкретизировать знания, оценить их качество через призму контрольных вопросов к зачёту.

Если что-то непонятно, есть вопросы – консультируйтесь с преподавателем. Консультации можно использовать для углубления знаний, восполнения пробелов, однако без тщательного самостоятельного продумывания беседа с консультантом будет носить поверхностный характер и не даст нужного результата.

Придерживайтесь плана-графика подготовки. Разумно сочетайте напряжённую подготовку к аттестации с содержательным досугом. Дайте себе установку выучить материал, а не просто понять его и ознакомиться с ним. Выделяйте главное, структурируйте информацию , используя для этого план, схемы, опорные конспекты. Распределяйте повторение материала во времени.

В процессе повторения анализируются и систематизируются все знания, накопленные при изучении программного материала: данные учебника, записи лекций, конспекты прочитанных книг, заметки, сделанные во время консультаций и семинаров. Ни в коем случае нельзя ограничиваться только одним конспектом, а тем более – чужими записями. Записи и конспекты – вещи сугубо индивидуальные, понятные только автору. Готовясь по чужим записям, легко можно сделать очень грубые ошибки.



Получив задание на зачёте, внимательно осмыслите сформулированные вопросы. У вас будет в наличии время, чтобы составить развёрнутый план ответа на вопросы. Однако нет необходимости (и времени) подробно записывать всё, что вы знаете по данному вопросу. Тщательно обдумайте то, что сообщите преподавателю.

Отвечайте спокойно, уверенно, не торопясь. Избегайте общих рассуждений и многословия (не «лейте воду»). Излагайте мысли лаконично и последовательно. Главная задача студента – раскрыть суть вопросов, указанных в варианте задания для зачёта.

Не смущайтесь, если преподаватель задаёт дополнительные вопросы с учётом вашей творческой активности на семинарах, отношения к лекциям и другим формам учебного процесса. С увеличением количества пропущенных занятий повышается возможность получить от преподавателя дополнительные вопросы.

Однако есть и приятные новости. У вас имеется возможность избежать дополнительных стрессовых нагрузок и получить зачёт «автоматом». Для этого активно работайте на семинарах и лекциях, не пропускайте
занятия без уважительной причины. Требования к «автоматическому» зачёту преподаватель конкретизирует на первом семинарском занятии.

В соответствии с точным смыслом английского первоисточника под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Значение термина «рейтинг» раскрывается в «Большом словаре иностранных слов» (М., Центрполиграф, 2001):

1. Индивидуальный числовой показатель квалификационной оценки достижений спортсмена в каком-либо виде спорта.

2. Индивидуальный показатель оценки текущей популярности какого-либо лица, организации, группы.

Несмотря на то, что данное определение ничего не говорит об использовании термина в педагогической практике, оно выделяет несколько важных аспектов понятия. Во-первых, рейтинг – числовой показатель,
и, следовательно, для его получения требуется определённая математическая обработка. Во-вторых, рейтинг определяет место в классификационном списке , а, значит, ранжирование неразрывно связано с процедурой определения рейтинга.

Важной особенностью рейтинга является достаточно высокая степень объективности метода. Чёткость и строгость, не оставляющая места для эмоций, предвзятости, снискали рейтингу как индивидуальному числовому показателю достижений человека заслуженную популярность в разных сферах его деятельности. Рейтинговая система может быть определена как особый тип проверки, при которой используются традиционные виды контроля (текущий, тематический, итоговый), традиционные его формы (проверка домашних заданий, коллоквиумы, тестирование, зачёты, экзамены, индивидуальные задания), традиционные способы (письменный устный, практический).

Отличительными свойствамирейтинговой системы являются следующие: непрерывный и тотальный характер проверки; проверка проводится по чётким правилам, заранее согласованным со студентами; по результатам проверки проводится ранжирование студентов путём присвоения каждому из них рейтинга; при определении рейтинга в большей степени, чем обычно, используются математические и статистические методы. По рейтинговой системе устанавливается четкая система учета выполненной каждым студентом работы. Этот учет должен вестись преподавателем и в любой момент может быть представлен студенту.

При работе по модульно-рейтинговой системе учебная дисциплина разделяется на крупные блоки (модули), каждый из которых содержит завершенные разделы изучаемого курса. Изучение курса идет поэтапно.
В данном учебно-методическом комплексе весь учебный материал разделён на четыре блока. По завершении изучения каждого из них будет проведён контроль усвоения знаний. Кроме этого учитываются посещаемость, активность студентов в процессе практических занятий. Повышению рейтинга студента способствуют подготовка сообщений, выполнение творческих заданий, участие в научных конференциях.

Мы будем использовать вид рейтинга, который называется делительным . Он представляет собой творческое развитие идеи среднего балла. Преподаватель в ходе контроля выставляет оценки за разные виды работ и, разделив их на общее количество оценок, получает итоговый рейтинговый балл. Такой балл привязан к обычной системе оценивания, дифференцирован и достаточно точно отражает уровень знаний. Поскольку заключительной операцией при подсчёте рейтингового балла в этом случае является деление, отсюда и название данной разновидности рейтинга. Для получения «автоматического» зачёта итоговый рейтинговый балл, вычисляемый как средний балл за все выполненные студентом виды работы, должен составить не менее 7.


В скобках приводятся причины возникновения барьеров

Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – Ростов-на Дону, 1997. С.461-463.

Структурные методы разрешения конфликтов см.: Психология управления: Курс лекций /Л.К. Аверченко [и др.]; отв. ред. М.В. Удальцова. – Новосибирск, 1997. – С. 89.

Сдача экзаменов и зачетов в колледже, институте и других учебных заведениях - это ответственный и сложный этап в любом обучении. Студенты стараются подготовиться к нему заранее. Пишут билеты, посещают дополнительные занятия и даже в вечернее время суток не расстаются с книгами и конспектами. Однако, бывают ситуации, когда не удалось по тем или иным причинам выучить определенный материал. Нет никакого желания оставаться на второй год и хочется сдать устный зачет в этом семестре. Нужно сказать, что шанс сдать без какой-либо основательной подготовки есть. Достаточно будет лишь выделить один день, который полностью посвятить это деятельности.

Что потребуется сделать

Итак, алгоритм действий, следующий:

Определяем конкретные задачи. Билетов может быть несколько десятков. Выучить каждый невозможно. Но, та или информация о каждой теме должна, хоть и в небольшом количестве, но отложиться в памяти. На ее основе можно будет разнообразить и добавить больше сведений в ответ;

Повтор материала начинается утром. Утро - это то время суток, когда человек лучше всего готов к изучению билетов. Примерно через два часа качество запоминания данных ухудшится практически в два раза;

Делаем перерывы в 30-60 минут. Без перерывов нельзя. Иначе весь материал спутается и в скором времени станет неразборчивым. Так что через полчаса или час отложить конспект в сторону и отвлечься. Не нужно пытаться вспомнить, что было в книге. Рекомендуется сходить погулять, посмотреть телевизор, но не сидеть за компьютером или играть в смартфон. Мозг не воспринимает это, как качественный отдых. Не стоит употреблять алкоголь, так как он не позволит сосредоточиться в дальнейшем;

Пишем на бумаге ключевые моменты. В каждом билете, который будет на зачете, имеются ключевые моменты. Это формулы, понятия, определенные числа, константы и многое другое. Их нужно знать в первую очередь. При отсутствии основных знаний, вряд ли преподаватель сможет оценить студента хотя бы на оценку "удовлетворительно";

Подключаем к процессу изучения друга. Желательно, чтобы по всем билетам опросил знакомый, друг или родственник. Это улучшит уверенность в себе. Если где еще остались проблемы или неточности, то выписать их на бумагу. Очень скоро ошибки исчезнут и в голове появится четкая картина того, что следует рассказать.

В день зачета

За пару часов до начала зачета повторить еще раз пройденный материал. Если все было сделано верно, то взяв билет, можно смело идти и рассказывать его, исключая подготовку. Возможно, что у кого-то не оказалось не только времени на изучение материала для зачета, но и написание курсовой, реферата или эссе. Исправить оплошность можно на бирже Напишем , где за трудятся квалифицированные специалисты с большим опытом. Чтобы получить нужную работу следует заполнить форму на главной странице сайта.

Все мы разные, поэтому и стратегии подготовки к экзамену у нас будут отличаться. Отталкивайтесь от своих индивидуальных особенностей. Если вы аудиал, читайте учебники и конспекты вслух, если кинестетик - пишите по своим конспектам и составляйте план ответа.

Ещё один эффективный метод - карта мыслей. Это отличный способ структурировать информацию, освежить знания и быстро вникнуть в суть предмета даже спустя продолжительное время. Подробнее о том, как составлять ментальные карты и как работать с ними, мы рассказывали .

Какие вопросы учить первыми? Если в течение семестра вы неплохо разобрались в предмете, приступайте к вопросам, о которых имеете хоть какое-то представление.

Если каждый новый блок нельзя понять без предыдущего, то вариант один: учите всё строго по порядку.

Также имеет смысл начинать со сложных вопросов, выделяя достаточно времени на их изучение. Лучше разобраться с ними, пока вы не устали и не потеряли концентрацию. Лёгкие вопросы оставляйте на потом.

И будьте последовательны. Придерживайтесь выбранной стратегии, даже если начинаете паниковать с приближением экзамена.

Стремитесь к пониманию, а не запоминанию

Вникайте в билет, а не старайтесь его вызубрить. Заучивание - заведомо проигрышная стратегия, которая к тому же отнимает больше времени. Находите логические связи в вопросах, придумывайте ассоциации.

Конечно, в каждом предмете есть информация, которую нужно знать наизусть: даты, формулы, определения. Но даже их запоминать легче, если вы понимаете логику.

На рассказывайте материал своими словами, домысливайте, чтобы ответ был более развёрнутым.

Методика «3–4–5»

Хороший метод, когда к экзамену нужно подготовиться за короткий промежуток времени. Потребуется всего три дня, но работы предстоит много. Каждый день нужно прорабатывать весь материал, но на разном уровне, постоянно углубляясь.

В первый день вы прочитываете весь свой конспект или методичку, чтобы знания по предмету, грубо говоря - втянуться. Условно считаем, что вы уже можете сдать экзамен на тройку.

Во второй день разбираетесь с теми же вопросами, но уже по учебнику, чтобы узнать больше деталей и тонкостей. Если вы готовитесь старательно, можете уже рассчитывать на четвёрку.

В последний день вы доводите свои ответы до идеала: повторяете, заполняете пробелы, запоминаете. После третьего дня вы готовы сдать экзамен на отлично.

Два дня на изучение, один на повторение

Система очень простая: весь материал нужно разбить на две одинаковые части и выучить его за два дня. Третий день целиком уделяется повторению.

Ставьте ограничение по времени

Вникать в каждую тему можно бесконечно долго, поэтому не старайтесь запомнить все тонкости. Из большой главы в учебнике выделяйте главные мысли: структурированный материал небольшого объёма воспринимать легче.

В мы делили все билеты между одногруппниками и каждый готовил краткий конспект по своей части. Если в вашей группе взаимопомощь не развита, можно попросить материалы и шпаргалки у студентов старших курсов.

Не застревайте

Если чувствуете, что слишком долго сидите над одним вопросом, пропускайте его. Лучший мотиватор при подготовке - таймер. Решите, сколько времени вы можете уделить одному билету, например 30 минут, и по истечении срока переходите к следующему. Выделите несколько часов перед экзаменом, чтобы разобраться с пропущенными вопросами.

Составьте план ответа на билет

Любой, даже самый обширный вопрос можно описать в нескольких словах. При этом каждый тезис должен вызывать ассоциации.

Такой план можно быстро просмотреть перед экзаменом, чтобы настроиться на рабочий лад. Известен метод трёх предложений: выписывайте по каждому вопросу проблему, главную мысль и вывод.

Изучение зависит от предмета

Индивидуальные особенности есть не только у вас, но и у изучаемого предмета. Например, точные науки - , физика - требуют практики. Для гуманитарных наук важно умение перерабатывать большие объёмы информации, запоминать даты, имена, определения.

Но, повторюсь, к изучению любого предмета нужно подходить активно: вникать в вопрос и стремиться к пониманию.

Важен и формат экзамена. Если вы готовитесь к устному экзамену, проговаривайте свои будущие ответы вслух. Моя любимая тактика - пересказывать материал кому-нибудь из домашних или, когда они не проявляют энтузиазма, самой себе перед зеркалом. Ещё лучше, если кто-то будет не просто вас слушать, но и задавать вопросы, когда что-то непонятно.

Если готовитесь к тестированию, стоит прорешать десяток типовых тестов, выписать свои ошибки, повторить проблемные темы и прорешать всё снова.

Если экзамен письменный, нужно заранее продумать структуру ответа.

Готовьтесь вдвоём или втроём

Выпишите самые сложные, на ваш взгляд, темы - коллективный разум поможет разобраться с ними быстрее. Лучше кооперироваться с одногруппниками, которые настроены на учёбу, иначе подготовка к экзамену может перейти в обычную приятную встречу с дружескими разговорами.

Нет, это не значит, что шутить и отдыхать возбраняется. Просто не забывайте о главной цели собрания.


Viktor Kiryanov/Unsplash.com
  1. Делайте перерывы. Это поможет вам расслабиться и разложить новую информацию по полочкам.
  2. Выключите телефон, не заходите в социальные сети, не приближайтесь к телевизору. Если не можете справиться с искушением, почитайте о том, с отвлекающими факторами.
  3. Высыпайтесь.
  4. Не забывайте о еде: это даст дополнительные силы вашему организму. Однако переедать не стоит. Обычно после излишне плотного обеда начинает клонить в сон, и учиться совсем не хочется.
  5. Избегайте и негатива от других людей. Атмосфера во время занятий должна быть максимально благоприятной.
  6. Не слишком полагайтесь на шпаргалки и возможность списать. А если вы не умеете хорошо списывать (согласитесь, это тоже нужно уметь), не стоит даже начинать.
  7. Обустройте место для занятий: светлое, комфортное, со всеми необходимыми материалами под рукой. Кровать не самый подходящий вариант: велика вероятность заснуть на скучной теме.
  8. Делайте маркированные списки: их легче запоминать.
  9. Отвлечься и размять затёкшие за время длительного сидения мышцы помогут занятия спортом. Кроме того, во время бега, езды на велосипеде или подобной физической активности можно не спеша поразмышлять над сложными вопросами.
  10. Если чувствуете, что не настроены на учёбу, начните с темы, которая кажется вам наиболее интересной. Это поможет войти в колею.
  11. Ходите вечером . Во время подготовки нервы обычно на взводе, поэтому нужно немного расслабляться.
  12. Составьте чёткий план подготовки.

Зачёт – это форма аттестации студентов, контроля качества усвоенных ими знаний, умений и навыков. Чтобы успешно сдать зачёт, нужно заранее и тщательно к нему готовиться:

Уяснить требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемые студенту государственным образовательным стандартом по психологии управления;

Выявить пробелы в знаниях, руководствуясь учебной программой;

Составить индивидуальный план-график подготовки к зачёту;
повторить все темы и разделы психологии управления, используя конспекты лекции, записи во время семинарских занятий, рекомендуемую литературу;

Систематизировать и конкретизировать знания, оценить их качество через призму контрольных вопросов к зачёту.

Если что-то непонятно, есть вопросы – консультируйтесь с преподавателем. Консультации можно использовать для углубления знаний, восполнения пробелов, однако без тщательного самостоятельного продумывания беседа с консультантом будет носить поверхностный характер и не даст нужного результата.

Придерживайтесь плана-графика подготовки. Разумно сочетайте напряжённую подготовку к аттестации с содержательным досугом. Дайте себе установку выучить материал, а не просто понять его и ознакомиться с ним. Выделяйте главное, структурируйте информацию , используя для этого план, схемы, опорные конспекты. Распределяйте повторение материала во времени.

В процессе повторения анализируются и систематизируются все знания, накопленные при изучении программного материала: данные учебника, записи лекций, конспекты прочитанных книг, заметки, сделанные во время консультаций и семинаров. Ни в коем случае нельзя ограничиваться только одним конспектом, а тем более – чужими записями. Записи и конспекты – вещи сугубо индивидуальные, понятные только автору. Готовясь по чужим записям, легко можно сделать очень грубые ошибки.

Получив задание на зачёте, внимательно осмыслите сформулированные вопросы. У вас будет в наличии время, чтобы составить развёрнутый план ответа на вопросы. Однако нет необходимости (и времени) подробно записывать всё, что вы знаете по данному вопросу. Тщательно обдумайте то, что сообщите преподавателю.

Отвечайте спокойно, уверенно, не торопясь. Избегайте общих рассуждений и многословия (не «лейте воду»). Излагайте мысли лаконично и последовательно. Главная задача студента – раскрыть суть вопросов, указанных в варианте задания для зачёта.

Не смущайтесь, если преподаватель задаёт дополнительные вопросы с учётом вашей творческой активности на семинарах, отношения к лекциям и другим формам учебного процесса. С увеличением количества пропущенных занятий повышается возможность получить от преподавателя дополнительные вопросы.

Однако есть и приятные новости. У вас имеется возможность избежать дополнительных стрессовых нагрузок и получить зачёт «автоматом». Для этого активно работайте на семинарах и лекциях, не пропускайте
занятия без уважительной причины. Требования к «автоматическому» зачёту преподаватель конкретизирует на первом семинарском занятии.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основы психологии и педагогики

Учреждение образования.. полоцкий государственный университет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Новополоцк 2009
Оглавление ВВЕДЕНИЕ. 3 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ.. 5 МОДУЛЬ 1. ОБЩАЯ

Общая психология
1. Психология как наука. Методы психологии Психология как наука: предмет, задачи, значение, место в системе наук. Основные направления современной психологии. Понятие о методологии

Познавательные процессы
Психические процессы (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь) и внимание, их особенности. 4. Психические состояния. Эмоции и воля. Общее понятие об эмоц

Социальная психология и психология управления
7. Группа и её влияние на личность. Понятие группы. Классификация групп. Малая группа, её характеристики и виды. Понятие коллектива. Социальный статус и социальная

Основы педагогики
10. Педагогика как наука История педагогических идей и воспитательных практик. Педагогика в системе наук о человеке, её предмет, задачи. Основные методологические принципы и методы

Основные исторические этапы развития психологической науки
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат.

Структура современной психологии
Несмотря на то, что ряд авторов считают, что психология - это система наук, находящихся на разных ступенях формирования и связанных с различными областями практики, психология как целостная научная

Предмет и основные задачи психологии
Специфика научного познания задается предметом научного исследования и соответствующими ему методами, которые позволяют раскрыть закономерности изучаемых явлений. Что составляет пре

Понятие методологии, ее виды. Основные методологические принципы психологии
Любая наука развивается динамично и прогрессивно, если она располагает, с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают ученые, а с другой – достаточно объективными, точными и надежными мето

Уровни методологического анализа
ЧАСТНАЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ) МЕТОДОЛОГИЯ Совокупность принципов, применяемых в определенной области, методология отдельной науки ОБЩЕНАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ Учение о

Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ Конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Способы получения фактов проявления психики, от

Основные методологические принципы
ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ (ПСИХИКИ) И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Психика формируется и проявляется в деятельности ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ (ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ) Всякое

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза
Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него карти

Нейрофизиологические механизмы психики
Нервная система - иерархическая структура нервных образований в организме человека и позвоночных животных. За счет ее работы обеспечиваются контакты с внешним миром, реа

Локализация высших психических функций
Значительная роль в развитии представлений о функциональной организации мозга принадлежит советскому психологу, основоположнику нейропсихологии в СССР Александру Романовичу Лурия (

Сознание как высшая форма психики
Сознание - это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному суще

Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного
Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.

Общая психологическая характеристика деятельности
Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность - это динамическая система вза

Ощущение и восприятие
Познавательные психические процессы. Структура приема информации Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущения, восприяти

Неактуальными
Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: - качество - сущ

Актуальными и
- неактуальными. Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия - это искаженное восприятие реально существующей действите

Внимание
Общее представление о внимании На человека постоянно воздействует множество самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной яснос

Мышление и интеллект
Сущность мышления как познавательного процесса Процесс познания человеком окружающей действительности осуществляется в единстве и взаимосвязи его ступеней - чувственной и логической

Воображение
Понятие "воображение", его виды и формы проявления Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.

Эмоциональная сфера личности
Общая характеристика эмоциональной сферы человека Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспомин

Индивидные свойства личности
Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей вида Homo sapiens, которая преломилась в наследственной программе. С момента своего рождения индивид является носителе

Темперамент
Темперамент является одним из наиболее значимых биологически обусловленных свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад

Характер
Понятие «характер» описывает индивидуальные качества человека и его поведение. Характер (греч. charakter- чеканка, примета, особенность) - это совокуп

Способности
Второй уровень личности, зависящий как от врожденных качеств, так и от их тренировки, развития и совершенствования, и влияющий на успешность выполнения деятельности человеком, рассматривают при пом

Личность в психологии
6.1. Теории личности в зарубежной и отечественной психологии 6.2. Понятия «личность», «субъект», «индивид», «индивидуальность». Структура личности. Развитие и социализация

Теории личности в зарубежной и отечественной психологии
Психология личности - это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности. Современная психология не может сегодня предложить едино

Понятия «личность», «субъект», «индивид», «индивидуальность». Развитие и социализация личности
Понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается другим и наукам и, например, философией, социологией, педагогикой. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе,

Самосознание
А.Н.Леонтьев считал, что личность - это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в структуру личности, а являются усло

Направленность личности
В качестве ведущей характеристики личности выделяется ее направленность. Существуют разные определения этого понятия, например, «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «смыслообразующий м

Самосознание личности и ее жизненный путь. Я-концепция личности
Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделять в представлении себя свое «Я» от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир предметом осмысления и

Защитные механизмы личности
Термин «защитные механизмы» был предложен 3. Фрейдом в 1926 г. В настоящее время под психологической защитой понимают способ, с помощью которого личность

Внутриличностный конфликт
Внутриличностный конфликт - это конфликт внутри психического мира личности, столкновение ее противоположно направленных потребностей, ценностей, целей

Понятие мотива. Теории мотивации. Мотивационная сфера личности
В современной психологии термином «мотив» («мотивирующий фактор») обозначаются совершенно разные явления, такие как инстинктивные импульсы, биологические влечения, интересы, желания

Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации личности. Динамика системы ценностных отношений в период юности и ранней взрослости
В последнее время в отечественной науке усилился интерес к проблемам личности, формированию ее самосознания и к одной из наиболее значимых ее характеристик – ценностям и ценностным

Возрастные кризисы личности
Опираясь на представления З. Фрейда о психосексуальном развитии человека, Э. Эриксон (Erikson, 1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Он


Цель: определение ведущего сенсорного канала и структуры репрезентативной системы личности, диагностика литературных способностей. Инструкция: к слову, которое стоит в левой


Предпочитаемая человеком репрезентативная система - это та система, которой он чаще всего воспринимает информацию о мире. Одним из методов определения репрезентативных систем является БИАС-Тест, пр

Подсчет результатов биас-теста
Условные обозначения: В - визуальный; К - кинестетический; А - аудиальный; Д - дигитальный (цифровой) канал восприятия информации; У - утверждение, R - ранг этого утверждения.


Инструкция испытуемому. Посмотрите внимательно на рисунок. Вы заметите, что


Инструкция испытуемому. В течение минуты прочитайте и постарайтесь запомнить 25 слов. Затем текст закройте и в течение пяти минут постарайтесь воспроизвести эти слова в любой последовательно


Инструкция испытуемому. Ответьте на следующие вопросы, пользуясь десятибалльной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию - 10 баллов.


Можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его ровесников. Например, календарный возраст - 8 лет, а умственные способности ближе к шестилетней группе, таков, следовательно, и его


В настоящее время существует по крайней мере две группы концепций, объясняющих соотношение пола и интеллекта: биологизаторский и социологизаторский подходы. Сторонники биологизаторского


Для того чтобы узнать, угрожает ли вам нервный срыв, попробуйте ответить на вопросы предлагаемого теста (Марков, 2001). 1. Трудно ли вам обратиться к кому-либо с просьбой о помощи?

Тестовый материал
1. Быстро ли вы приспосабливаетесь к новой обстановке? 2. Бываете ли вы без всякой на то причины то веселы, то грустны? 3. Бывает ли, что ваши мысли рассеиваются, когда нужно соср

Интерпретация результатов
· от 0 до 6 баллов - эмоциональная стабильность, · от 7 до 12 - эмоциональная нестабильность; · от 0 до 6 баллов - интроверсия, · от 7 до 12 баллов - экстраверсия.

Выберите правильный ответ
1. Психология как наука о поведении - ….. этап развития психологической мысли. 1. первый; 2. второй; 3. третий; 4. четвертый. 2. В насто

Вход» в модуль
Для того чтобы войти в модуль 2, ответьте на вопросы и выполните задания, приведённые ниже: · Сопоставьте понятия «группа» и «коллектив». В чём сходство и различия между ними? · М

Статус и роль индивида в малой группе
Важным параметром характеристики группы является положение в группе индивида в качестве ее члена. Любой человек занимает в группе несколько позиций. Каждая из этих социальн

Развитие малой группы. Механизмы групповой динамики
В социальной психологии разработано несколько моделей группообразования. Одной из наиболее известных является стратометрическая концепция А.В. Петровского. Она представляет группу как состоя

Феномены групповой жизнедеятельности
Группа оказывает постоянное влияние на своих членов, которое реализуется в феномене группового давления. Групповое давление – это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения групп

Понятия руководства и лидерства. Теории лидерства
Слово «лидер» (leader), по свидетельству Р. Стогдилла, появилось в английском языке примерно в 1300 году, а «лидерство» (leadership) – около 1800 г. Слово lead переводится как «вести», «побуждать»,

Стили лидерства (руководства) и их эффективность
Стиль лидерства (руководства) – комплекс систематически используемых руководителем методов принятия решений, воздействия на подчинённых и общения с ними. Иными словами, это стабильно проявля

Власть и её виды. Авторитет руководителя и его составляющие
Власть – возможность влиять на поведение и деятельность других людей. Она характеризуется её пределом (степенью зависимости подчинённого от руководителя, его возможностей и используем

Составляющие личности эффективного руководителя
Существует ряд попыток классифицировать составляющие личности руководителя. По мнению В.И. Шуванова, на эффективность руководства трудовым коллективом влияют три личностных фактора: опыт (т.е. сово

Индивидуальная управленческая концепция. Эффективность руководства и её критерии
Следует отличать индивидуальную управленческую концепцию (ИУК) от индивидуального стиля деятельности. Напомним, что индивидуальный стиль деятельности – обусловленная типологическими особенностями у

Понятие межличностных отношений. Общение, его виды и структура
Личность нельзя изучить вне системы социальных связей, так как сама личность является их «продуктом» и одновременно их активным творцом. Поскольку общение людей носит двусторонний характер, точнее

Общение как коммуникативный процесс. Коммуникативные барьеры
Коммуникация не сводится только к передаче информации: информация в условиях человеческого общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Во-первых, общение нельз

Вербальная и невербальная коммуникация
Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсаль

Интерактивная сторона общения. Типы и стили взаимодействия
Общение всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. В ходе совместной деятельности для ее участников важно не только обменяться информацией, но и орга

Перцептивная сторона общения. Механизмы и эффекты восприятия
В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между партнерами. Для установления взаимопонимания важно, как воспринимается партнер по общению. Процесс восприятия одним человеком другого

Понятие конфликта. Причины конфликтов
Конфликт – осознаваемое противоречие между людьми, требующее разрешения. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-н

Способы управления конфликтами
Наиболее удачную модель управления конфликтами предложил К. Томас. В соответствии с такими характеристиками, как степень напористости при защите своих интересов и степень склонности к кооперац

Модели арбитража и посредничества в управлении конфликтами
Существуют два способа разрешения конфликта с помощью третьего лица. При использовании модели арбитража третье лицо выслушивает обе стороны и принимает решение по спорному вопросу.

Тесты для самопроверки
1. В социальной психологии выделяют следующие основные признаки группы: · осознание индивидами своей принадлежности к группе («мы-чувство»), · наличие между индивидами определенны

Резюме модуля 2
Группа – ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков. К характеристикам группы относят размер, композицию, структуру, групповую динами

Вход в модуль
Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах об

История педагогических идей и воспитательных практик. Народная и научная педагогика
Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Когда говорят о педагогике, то обычно этот термин ассоциируется с понятие

Педагогика как наука: предмет, объект, основные категории, связь с другими науками, отрасли педагогических знаний
Слово "педагогика" имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика - это искусство, и тем самым она как бы приравни

Методология и методы педагогики
Направляющим началом в науке педагогике и исследовательской деятельности выступает методология как система руководящих идей, принципов и методов. Это - учение о структуре, логической организации, м

Современные педагогические технологии
Педагогическая технология – последовательная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач. Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел; в ее

Образование и его социокультурные функции
Образование является органической частью жизнедеятельности личности и в то же время выступает одной из важнейших сфер общества. Мировые социокультурные тенденции определяют социокультурную ситуацию

Тенденции современной социокультурной ситуации
Выделяют следующие важнейшие мировые социокультурные тенденции, которые определяют направления развития образования, науки, культуры в любой стране: - тенденция к смене типа культурно-исто

Социокультурная ситуация в РБ
Анализ социокультурной ситуации в нашей стране может быть проведён с использованием термина «модернизация». Суть модернизации в Беларуси состоит в постепенном переходе к новому обществу. Г

Мировые образовательные тенденции
Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему

Система образования в Республике Беларусь
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» государственная образовательная политика основывается на следующих принципах: · приоритетности образования; · обязате

Понятие развития. Факторы развития личности. Обучение как целенаправленный процесс развития личности
Развитие личности есть сложное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в человеке. Раз

Воспитание как целенаправленное воздействие на личность
Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Выявить его специфику можно лишь в сопоставлении с процессами формирования, становления, социализации личности. Но и для этих процессов нет

Социальная среда и социализация личности
Человек с момента своего рождения попадает в определенную социальную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его непо


Социальное пространство – совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в образе вещей, интер

Общая характеристика семейного воспитания
Под семейным воспитанием в узком смысле слова (воспитательной деятельностью родителей) понимается взаимодействие родителей с детьми, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости,

Виды семей
Реальная семья – конкретная семья как социальная группа, объект исследования. Типичная семья – наиболее распространенный в данном обществе вариант модели семьи. Идеальная –

Типы неправильного семейного воспитания
Потворствующая гиперпротекция – недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения. Способствует развитию неустойчивых и истероидных черт. Гипопротекция – недостаток о

Правовые основы семейного воспитания
Семья связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, которые происходят в государственной и общественной жизни страны. Вну

Акмеологические основы самосовершенствования личности
Проблемы самосовершенствования и реализации творческого потенциала человека изучает акмеология. Акмеология (от греч. акме - вершина) - наука о развитии и реализации творческого поте

Творческий потенциал личности
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество является высшей формой человеческой жизнедеятельности. Творчество связано со способностью чел

Жизненный путь как программирование и как творчество
Личностью, как мы знаем, человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органи

Тесты для самопроверки
1. Есть ли общие черты воспитания для всех исторических этапов развития общества? Какие ответы соответствуют истине? а) каждая эпоха выдвигает свой идеал личности, поэтому общих черт быть

Резюме модуля
Педагогика как наука и общественная практика имеет долгую историю развития и по существу неотделима от развития общества. Уже в наиболее развитых государствах древнего мира были предприняты серьезн

По общей психологии
1. Алексеенкова, Е. Г. Личность в условиях психической депривации: Учеб. пособие / Е. Г. Алексеенкова. – СПб.: Питер, 2009. – 96 с. 2. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсих

По социальной психологии
1. Агеев, В.С.Психология межгрупповых отношений: Моногр. / В. С. Агеев. – М.: МГУ, 1983. – 144с. 2. Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для вузов / Г. М. Андрее

По психологии управления
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учеб. для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 1997. – 376 с. 2. Андреева, И. О «терминаторах» в управлении / И.Н. Андрее

По основам педагогики
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М., 1995. 2. Антонов, А.И., Борисов, В.А. Кризис семьи и пути его преодоления / А.И. Антонов, В.А. Борисов. – М.: Пед

Как слушать и конспектировать лекцию
Лекцияпродолжает оставаться ведущей формой обучения студентов. Это теоретическая форма обучения, основной метод которой – последовательное устное изложение содержан

Как подготовиться к практическим (семинарским) занятиям
Цель семинарских занятий – синтез изученной студентами литературы, соотнесение её с материалом лекций, формирование умений анализировать и критически оценивать различные источни

Как подготовиться к дискуссии
Дискуссия(от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – спор, обсуждение какого-либо вопроса; предполагает компетентность в обсуждаемых вопросах и соблюд

Рейтинговая система оценки знаний студентов
В соответствии с точным смыслом английского первоисточника под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Значение термина «рейтинг» раскры

gastroguru © 2017