Как написать песню в стиле. Как сочинить текст песни? Практические советы поэта-песенника новичкам в творчестве

Слова песни рассказывают историю и передают чувства автора слушателю. Задача автора как поэта – написать такие слова, которые хотят услышать или если говорить по-другому, слова, которые слушатель сам бы хотел произнести.

Хороший текст песни начинается с хорошей идеи. Тематика большинства песен, которые мы слышим по радио и ТВ – это Любовь. К этой теме имеет отношение каждый человек. Желание любить и быть любимым является одной из главных потребностей человека.

Радость новой Любви, боль от потери Любви, поиски Любви, сожаление о неправильном выборе, ностальгия о прошедшей Любви, надежда на новую Любовь, страх влюбиться, обман любимого человека, обман любимым человеком, желание быть любимым, желание быть любимым по-другому, желание быть любимым другим человеком – все это главные темы поп-песен.

Многие авторы предпочитают писать глубоко личные песни, потому что это легче и приносит больше удовольствия. Такие песни могут быть слишком поэтичны, причудливы или туманны, для того, чтобы иметь коммерческий успех. Если вы любите писать в этих жанрах, не нужно останавливаться. Важно не путать песни, которые вы пишете для собственного удовольствия с песнями, которые могут принести вам успех в хит-парадах, и тематика таких песен должна находить отклик у многих людей, а не только у вас и людей, мыслящих так же как вы.

После того, как выбрана тема песни, необходимо определить, какими новыми способами эта тема может быть выражена. Скорее всего, с такой же, как у вас идеей было написано уже несколько тысяч песен. Поэтому, чтобы вашу песню можно было выделить из числа других, вам нужно найти новый подход, взглянуть на тему под другим углом.

Название песни

Названия песен находятся везде вокруг нас, и только и ждут, чтобы их обнаружили. Их можно найти в разговоре с кем-то, в кинофильмах (особенно романтических), в телепередаче, даже на карте дорог. Названия песен могут скрываться в рекламных роликах, газетах, поздравительных открытках, мультфильмах.

Кроме этого, название для новой песни можно найти, слушая радио. Многие авторы замечали, что иногда они обращали внимание на какую-то потрясающую строчку в песне, а потом узнавали, что они ослышались, и строка на самом деле звучит по-другому. В результате у них было название и идея для собственной новой песни.

Наиболее сильные названия и темы песен начинаются с чувств, которые автор сам пережил или переживает. Если вы пытаетесь подделать чувства, скорее всего в то же время кто-то, кто по-настоящему испытывает эти чувства, пишет песню на сходную с вашей тему. В таком случае, вашей песне будет сложно конкурировать с его песней.

Наилучшие названия песни:

  • привлекают ваше внимание
  • пробуждают сильные эмоции
  • являются необычными
  • интригуют.

Когда вы оцениваете достоинства темы и истории песни, важным вопросом является – представит ли этот текст артиста в лучшем виде? Никто не хочет подавать себя в плохом свете. За редкими исключениями, женщины не хотят выглядеть аморальными, слабыми, или жертвами. В популярных песнях часто можно встретить вариацию на тему: «Я был так глуп, что расстраивал тебя, и теперь мне очень плохо из-за того, что я понял, чего я лишился». В таких песнях герой получил урок, он больше не является тем глупцом, которым был до этого. Очень маловероятно, что артист (неважно, мужчина это или женщина) захочет петь песню, текст которой выставляет его как неисправимого неудачника, или как закоренелого алкоголика, обманщика или идиота.

  • Пишите о том, что для вас является реальностью.
  • Пишите о том, что вы чувствуете.
  • Пишите о том, что вы любите.

Перед тем, как начать писать, спросите себя:

  • Захочет ли артист петь эту песню?
  • Захотят ли миллионы слушателей слушать ее?

Трехшаговая техника написания текста песни

1. Начните с названия

Как только название выбрано, необходимо убедиться, что вы четко знаете, что это название для вас означает. Можно представить, что вы рассказываете кому-то, о чем ваша песня. В итоге у вас должно появиться четкое понимание, о чем ваша песня – и это ДО того как вы начнете писать собственно слова песни. Если вы работаете с соавтором, на этом этапе у вас есть возможность обсудить разные варианты и убедиться, что вы оба одинаково понимаете суть песни.

2. Обрисуйте историю песни

Решите, какие идеи и информация будут содержаться в первом куплете, чтобы он наилучшим образом подводил слушателя к названию песни. Решите, какая дополнительная информация будет содержаться во втором куплете. Решите, что нового должен выражать бридж (если он есть). Слова куплета должны обобщать информацию куплетов и бриджа и выражать общую идею песни.

3. Напишите собственно текст

Теперь вы знаете, что слова песни в целом должны выражать, поэтому можете приступать к написанию и оттачиванию строк, которые наилучшим образом смогут выразить идею песни.

Инструментарий для написания успешных текстов

Навыки написания хороших текстов могут быть приобретены в результате постоянной практики, терпения и упорной работы. Эти техники не смогут заменить замечательную идею песни, которая вас волнует и требует выражения, но смогут стать методами, которые помогут вам выразить ваши идеи способами, которые вызовут у слушателей те чувства, которые вы хотите.

Концентрация на идее песни

Слова песни должны выражать одну идею. Эффективные тексты пишутся так, чтобы слушатель мог четко понять историю, рассказанную в песне, даже если он слушает песню, пока ведет машину, и специально не вслушивается в слова. Имейте в виду, что у слушателя нет листка с текстом песни, и он также не знает, что вы хотели сказать своей песней. У вас есть всего лишь 3-3,5 минуты, чтобы рассказать вашу историю. Это не оставляет места для дополнительных сюжетных линий и посторонней информации.

Единство эмоции

Пробудить эмоции в слушателе – это главная задача любого автора. Неважно, что вы чувствовали, когда писали песню, если это чувство не появилось у слушателя. Для того, чтобы четко передать нужное чувство, необходимо, чтобы вся песня выражала именно это одно чувство. С самых первых строк песни слушатель должен ясно понимать, что чувствует исполнитель. Слушатель может запутаться и не получить эмоциональной отдачи, если в первом куплете певец счастлив, в припеве – рассержен, а во втором куплете – безразличен.

Единство времени и интонации

Если для слов вашей песни вы выбрали естественную, повествовательную интонацию, нужно будет ее придерживаться во всей песне. Не стоит перебивать искреннее, прочувствованное настроение какой-нибудь случайной веселой строкой. Хороший текст песни выдержан в одном стиле и одной интонации. Другой распространенной ошибкой является нагромождение разных времен в одной песне. Если у вас в куплете первая строка – в прошедшем времени, следите за тем, чтобы остальные строки не были в настоящем или будущем.

Избегайте повторов

Повторение одних и тех же мыслей и выражение по-другому образов, которые уже были выражены – это довольно распространенная ошибка.

Убедитесь, что каждая строка в песне:

  • делает свой вклад
  • развивает историю песни
  • дает слушателю лучшее представление о том, что чувствует исполнитель

Проблема второго куплета

Задача второго куплета:

  • продолжить историю
  • добавить новую информацию
  • снова подвести слушателя к названию песни

Перед тем, как приступить ко второму куплету, представьте себя в ситуации, о которой рассказываете, и дайте ей развиваться. Гарантированный способ избежать повторений – это спросить себя «Что произошло потом?» и «Что еще произошло?».

Не забывайте о том, что идеальные слова песни сразу рождаются очень редко, и большинство успешных автором часто переписывают тексты своих песен по много раз. Не стоит считать, что вы родили шедевр с первого раза, оттачивайте свои тексты, переписывая их.

Слова песни. Контрольный список вопросов

Распечатайте этот список и повесьте его там, где вы обычно пишете. Каждый раз, когда вы заканчиваете набросок песни, убедитесь, что текст песни отвечает этим пунктам:

  • Соответствует одной из наиболее распространенных
  • Содержит интересную идею и имеет хорошее название
  • Тема слов универсальна и апеллирует к чувствам многих разных людей
  • Подает исполнителя в выгодном свете
  • Cлова в куплетах поводят к названию песни
  • Фокусируется на одной мысли
  • События происходят в одном времени
  • Пробуждает какое-то одно чувство
  • Первые строки заставляют слушателя слушать дальше и задают эмоциональную окраску для всей песни
  • На всем своем протяжении поддерживает одну тональность и стиль
  • Использует свежие образы
  • Звучит повествовательно
  • Избегает клише
  • Не содержит излишней или повторяющейся информации
  • Второй куплет вносит дополнительную информацию
  • Не звучит поучительно
  • Не говорит, какие чувства исполнитель испытывает, это должно становиться ясно при его исполнении песни
  • Бридж (если есть) позволяет взглянуть с новой точки зрения
  • Каждая строка логически вытекает из предыдущей и переходит в следующую.

Об авторе. Александр Шульгин - композитор, артист и путешественник. За время своей карьеры в шоу-бизнесе, Александр сочинил множество песен, и некоторые из этих произведений стали бессмертными хитами, заняв свои прочные позиции в эфире российских музыкальных радиостанций. Сегодня Александр Шульгин путешествует по экзотическим странам и ведет свои блоги, где рассказывает своим читателям о мировых достопримечательностях и культурных особенностях разных народов мира.

Еще о сочинении музыки

В мой адрес иногда приходят письма, в которых есть просьба посмотреть и отредактировать тексты песен.

Это навело меня на мысль написать небольшое руководство «по пользованию», обобщив характерные ошибки и недочёты начинающих поэтов-песенников. В последнем словосочетании ключевое слово второе — песенник. Именно к ним и обращена моя публикация. Априори подразумевается, что поэтические навыки ими уже приобретены. Также я немного коснусь и работы музыкантов с текстами песен.

Итак, вы решили попробовать сочинить стихи и хотите, чтобы они стали песней. Если вы сами не играете на инструментах, не работаете с музыкальными программами и сами не сочиняете мелодии, то вам надо очень постараться, чтобы ваш текст привлёк внимание музыкантов.

Как известно, для того чтобы песня стала более-менее приличной, надо сойтись пяти составляющим. Это текст, мелодия, аранжировка, исполнение и звук (работа звукорежиссёра). И если хотя бы один из этих факторов выпадает по качеству, то конечный результат уже не будет таким привлекательным. Так что хороший текст — это только 1/5 часть залога успешности песни. Один человек редко обладает таким талантом, знаниями и качествами, чтобы в одиночку «сотворить» достойную песню. Поэтому, как правило, в этом процессе задействовано несколько людей. Но и в этом случае далеко не всегда удаётся достичь нужного результата.

Итак, давайте поговорим об одной составляющей части песни — тексте .

Стихи и песенный текст, как говорят в Одессе — две большие разницы. Это как в живописи создавать произведения на холсте и на стене дома (граффити), требуются разные инструменты и используются разные приёмы и законы жанра.

Итак, прежде всего вы должны подать свой товар (текст песни) «лицом», и внешне он должен выглядеть прилично . Грамматические ошибки легко увидеть в специальных редакторах. Знаки препинания — это просто головная боль, но и здесь не всё так безнадёжно, надо только приложить усердие и внимательность. Каждую новую поэтическую строку начинайте писать с большой буквы — это общепринятый элементарный «этикет жанра».

Обычный формат звучания песни должен занимать время от 2 мин. 30 сек. до 4 мин 30 сек., хотя могут быть и отдельные исключения. Такие рамки времени обусловлены особенностями слухового восприятия человека и форматами эфира на радио и ТВ.

Вот несколько примеров стандартного построения песни, хотя могут быть и другие структуры:

Куплет — Припев — Куплет — Припев (2 раза)

Куплет — Припев — Куплет — Припев — Бридж — Припев

Куплет — Припев — Куплет — Припев — Куплет — Припев (2 раза)

Иногда практикуется «сдваивание» первого куплета. Допустим, в первом куплете 8 строк, а во втором и, если есть третий куплет, — 4 строки. Это способствует более полному раскрытию темы песни уже в самом начале.

Вы сами можете рассчитать примерное время звучания будущей песни, исполнив её слова. Учитывая, что ещё будет музыкальное вступление (до 15 — 30 сек.) и проигрыш (обычно перед заключительными припевами), то можно смело приплюсовать ещё одну минуту на «чистую» музыку.

Если вы не сочиняете текст для романса или баллады (там припевы, как правило, отсутствуют), то обязательно сами выделяйте припев . Не делайте так — написали просто пять-семь четверостиший (строф) и пусть потом сам музыкант выискивает — из какой строфы «слепить» припев. Это неправильно!

Припев — это основная часть песни и именно ему надо уделять наибольшее внимание. Должен «цеплять» именно припев. Его смысловая нагрузка должна объединять всю песню. И в то же время — в припев не рекомендуется вносить какую-то новую информацию и отдельные детали, для этих целей существуют куплеты. Если в куплете очень важен смысл, то в припеве уже важнее музыкальная сторона.

Название песни желательно отображать именно в припеве. Поэтому с названием песни определяйтесь только после сочинения припева. Хотя есть и исключения из этого правила — в припеве просто иногда структурно (из-за стихотворного размера) нет места для прописывания задуманного названия. В этом случае идея названия песни должна прозвучать в куплетах неоднократно.

Красота припева не в последнюю очередь достигается сменой ритма относительно куплетов. Поэтому я рекомендую в припеве менять не только количество стоп по сравнению с куплетом, но и менять сам размер (метр) стиха.

Для наглядности приведу два примера. В первом примере куплет и припев отличаются только количеством стоп при одинаковом метре. В нашем случае это ямб — двухсложная стопа с ударением на втором слоге, и в стихотворной строке — с ударением на чётных слогах (гласных) 2-й, 4-й, 6-й:

___________________________

Фрагмент куплета (ямб):

Зашторено окно,

Открытое вино,

Но я пьяна совсем не от него.

Фрагмент припева (ямб):

Тебя люблю, поверь, живу

Одной твоей любовью.

____________________________

Чтобы было ещё нагляднее, я обозначу ударные гласные буквы вертикальной чертой (I), а безударные гласные горизонтальной (-).

Теперь те же самые фрагменты перепишем уже символами:

____________________________

Фрагмент куплета (ямб):

- I — I — I

- I — I — I

- I — I — I — I — I

Фрагмент припева (ямб):

- I — I — I — I

- I — I — I —

____________________________

В следующем примере (ниже) меняем уже сам метр стиха. В куплете применяем амфибрахий — это трёхсложная стопа с ударением на второй слог (- I -), и в строке с ударением на 2-й, 5-й, 8-й слоги (гласные).

В припеве же используем хорей — это двухсложная стопа с ударением на первом слоге (I -), и в строке с ударением на нечётных слогах (гласных) — 1-й, 3-й, 5-й, 7-й

____________________________

Фрагмент куплета (амфибрахий):

Сегодня волшебная ночь,

Дурманом блаженство разлито.

- I — - I — - I

- I — - I — - I —

Фрагмент припева (хорей):

Обними меня, возьми.

От любви с ума сведи!

I — I — I — I

I — I — I — I

____________________________

Такая смена метра изначально придаёт контрастность припеву и немного облегчает музыкантам задачу сочинения более яркой относительно куплета мелодии припева.

Когда вы сочиняете текст песни, то сами для себя уже должны определиться с примерным темпом будущей мелодии, хотя это потом может и не совпасть с видением песни музыкантом. Можно даже делать визуальные «наводки», подсказки запланированного темпа в виде разделения строк, но тогда придётся немного «напрягаться» для нахождения рифм. Каждая выделенная строка должна иметь свою рифму.

Поясню это на примере уже приведённого выше фрагмента припева. Попробуйте напеть любую мелодию на эти две строки:

________________________

Обними меня, возьми.

От любви с ума сведи!

________________________

А теперь я разделю эти строки другим образом и у вас уже «родится» в голове другая мелодия. Это и есть «подсказка» для музыкантов.

____________________

Обними

Меня,

Возьми.

От любви

С ума

Сведи!

____________________

Вот послушайте, как это звучит. Композитору я никогда и ничего не советую, она сама чувствует по написанным строчкам нужный ритм.

Точно также можно разделить и следующие строки (ниже), написанные АНАПЕСТОМ (- — I), «запрограммировав» тем самым, что эти слова будут спеты не на одном дыхании — быстро, а более медленно:

____________________

Подожди, не спеши уходить.

Вот дожди вновь пошли с неба лить.

- — I — - I — - I

- — I — - I — - I

Подожди,

Не спеши

Уходить.

Вот дожди

Вновь пошли

С неба лить.

_____________________

Старайтесь никогда не допускать сбоя стихотворных размеров. Если начали писать строфу в ямбе, то доводите и остальные строки строфы (четверостишия) в этом же метре. Только когда наберётесь большого опыта, то можно будет экспериментировать с комбинациями размеров в одной строфе, вставлять своего рода стихотворные синкопы, а иначе музыканты голову сломают, сочиняя мелодию, а то и вовсе откажутся писать музыку на ритмическую «белиберду», ведь в музыке точно такие же законы гармонии, как и в стихосложении.

Приведу пример такой комбинации различных размеров. В песне на мои слова «Наши дороги» в куплете применяется один метр, а в припеве — микс из двух других:

Хочу ещё уделить немного вашего внимания постановке «литературного» ударения в стихотворных строках со трёхстопными метрами: анапест (- — I), амфибрахий (- I -), дактиль (I — -). Даже те, кто уже имеет большой опыт, зачастую пренебрегают этим правилом, что не есть хорошо.

Давайте рассмотрим следующую строку, написанную анапестом. Метрические ударения, соответствующие этому размеру я выделил большими буквами.

__________________________

я возьмУ твою бОль на себЯ

- — I — Ю I — - I

__________________________

Здесь слово « твою» стоит в безударном промежутке, но ведь у этого слова имеется собственное литературное ударение — «твоЮ».

Так вот, это литературное ударение не должно стоять перед метрическим ударением («бОль»), а только после него.

Значит нужно менять конструкцию или порядок слов. В конкретном случае всё исправить очень легко:

я возьмУ боль твоЮ на себЯ

- — I O — I — - I

______________________ _________

Не рекомендуется писать длинные строки, если только вы не сочиняете тексты для читки рэпа. Максимальная длина поэтической строки для песни должна быть не более 12 слогов (гласных букв), а иначе это будет выглядеть прозой с зарифмованным окончанием строки. Да и для музыкантов сужается поле действия — распевы (длинные ноты) получится сделать только на последнем слоге, а иначе это будет местами быстрый речитатив, а не пение.

Оптимальная длина строки — от 5 до 11 слогов. Лично я люблю короткую строку (2 — 5 слогов), но это очень значительно усложняет процесс сочинения, так как резко ограничивается доступ к «рабочему материалу» — словам. Такие построения строк я называю танцами на носовом платке. Но зато музыкантам полное раздолье: хочешь — растягивай вокал до оперного, хочешь — ускоряй:

________________

Только когда

Стынет земля —

Птицы летят

К югу,

Там где-нибудь

Нужно чуть-чуть

Им переждать

Вьюгу.

Вот и порой

Надо с тобой

Нам переждать

Холод —

Нашей любви

Тихо уйти

Надо не дать

Повод.

Вернусь к сочинению куплетов. Основное требование к ним — раскрыть тему, сюжет, дать описание, нюансы.

Технически правильно сочинить куплеты гораздо тяжелее, чем припев.

Сложность заключается в том, что приходится «тиражировать» структуру первого куплета на второй и третий. Для чего делается такое копирование? А для того, чтобы музыкант только один раз сочинил мелодию куплета и автоматически перенёс её на последующие куплеты, варьируя при необходимости для «развития» песни только громкость, темп и тональность.

Но слепого копирования стихотворного метра и длины строки тут мало. В идеале, который соблюсти неимоверно сложно, нужно копировать цельные фрагменты внутри каждой соответствующей строки. Я поясню свою мысль.

Допустим, последняя строка (или первая, вторая, третья) в первом куплете звучит так:

________________________

Срывающий любви плоды.

- I — I — I — I

_________________ ______

Мы видим, что музыкант при сочинении мелодии может потенциально сделать паузы в двух местах (между словами) и удлинить ноты для вокала здесь (выделено большими буквами):

_______________________

срывАющИй любвИ плодЫ.

_______________________

Значит, и в соответствующей строке других куплетов нужно сохранить точно такую же фрагментную структуру.

И хотя музыкант может не делать указанные мной выше манипуляции, но мы всё равно на всякий случай должны предоставить ему такую возможность — без проблем повторить мотив первого куплета в соответствующих строках остальных куплетов.

Допустим, музыкант сочинил тему, опираясь на текст первого куплета, и у него в мелодии есть пауза между словами «срывающий» и «любви». Значит, если у нас в других куплетах будет строка вот такого плана:

_______________________

тебЯ забУду нАвсегдА

- I — I — I — I

__________________ _____

то мы не сможем повторить мелодию первого куплета, так как тогда придётся делать паузу в середине слова «забуду», то есть разрывать его пополам:

______________________

тебЯзабУ дунАвсегдА

_______________________

Значит нужно обязательно подстраиваться под структуру строк первого припева. Вот пример такого правильного построения:

_______________________

Опять — Прощай! Опять перрон.

опЯтьпрощАй опЯть перрОн

- I — I — I — I

_______________________

Можно, конечно, всего этого не делать, но тогда у музыканта намного ограничатся варианты для сочинения мелодии. Я поэтому и люблю короткую строку, так как в этом отношении там всё гораздо проще.

Работая над текстом песни, надо учитывать не только последующую работу музыканта, но и вокал исполнителя, то есть нужно написать такой текст, который можно было бы петь. А как вы знаете, не все стихи, даже самые лучшие и красивые поются. Конечно, спеть-то можно всё что угодно, но приятным для уха это не будет.

Для исполнителя нужно облегчать вокал максимально, чтобы он сумел раскрыть и достойно представить мелодию. Для этого нужно стараться подбирать фонетически легко произносимые слова и словосочетания. Чем больше гласных букв, тем лучше. Чем больше открытых (на гласные) окончаний слов и строк — тем лучше. Чем чаще идёт одиночное чередование гласных и согласных букв — тем лучше. Чем меньше фрикативных и глухих шумных согласных (при артикуляции в ротовой полости происходят турбулентные колебания воздуха) — Х, П, Ф, Т, С, Ц, Ш, Щ, Ч, Ж — тем лучше для вокала.

Это только гениальный Владимир Высоцкий умел «петь согласными» — Р, Ж, З, а обычный человек поёт гласными буквами.

Старайтесь не допускать удвоения, утроения подряд и тем более учетверения таких согласных. Учитывайте не написание, а произношение — «сеРДЦе» произносится без буквы «д» — «серце». Окончания слов на -ться произносится как «ца».

Если по ряду причин изменить текст проблематично, то музыканты должны обращать внимание на некоторые словосочетания, где выстраивается целый ряд согласных букв — «форпоСТ ТЩеславия». В таких местах в мелодии нужно делать паузы, а иначе у вокалиста во рту будет каша. Но, если есть возможность заменить не вполне «вокальные» слова на другие, то делайте это не задумываясь.

Конечно, учесть всё абсолютно очень трудно и почти невозможно, но, по крайней мере, стремиться к этому надо.

Нельзя забывать, что написанное на бумаге — не всегда правильно воспринимается на слух. Так слово «бесспорно» может послышаться как «без порно».

Так что всегда старайтесь свой текст напевать, чтобы на слух не допускать подобных казусов.

Также старайтесь избегать смысловой двойственности. Приведу самый яркий пример — строчка опять-таки из сталинского варианта Гимна СССР:

______________________________

И Ленин великий нам путь озарил.

______________________________

Вот и пойми после этого — то ли это Ленин великий, то ли путь. После этого «ляпа» над Сергеем Михалковым потом ещё десятилетиями подшучивали.

Скажу немного о специфике рифмы в песенных текстах. Абсолютно не бойтесь применять неточную рифму. При вокальном исполнении неточность нивелируется (России — красивы, любимый — одни мы).

Теперь что касается «пресловутых» глагольных рифм.

Глагольные рифмы маститые поэты стараются по возможности избегать — это дело чести, так как в узком кругу мэтров поэзии считается «дурным тоном» рифмовать глагольные пары (из-за лёгкости их нахождения), как в нашем примере «летать — топтать», а для начинающих любителей поэзии это свойственно и приемлемо.

В песенных текстах, в отличие от стихов, повторы имеют полное право на существование, не бойтесь их делать:

__________________________

Никогда, никогда, никогда

Мне такую, как ты — не найти.

__________________________

Только не переусердствуйте и употребляйте повторы к месту. Избегайте повторов, которые на слух могут быть неоднозначно услышаны ухом:

_________________________

МноГО, МНОго, много.

_________________________

Иногда даже уместны повторы целых строк, но эти нюансы уже надо согласовывать с музыкантом, если он берётся за ваш текст.

Вот пример песни, в которой композитор сама предложила мне сделать множественные повторы строк:

Кстати, никогда не «упирайтесь рогом» в незыблемость своих скрижалей. Если музыкант предлагает вам что-то изменить в тексте, попытайтесь понять, что он хочет — немного сместить смысловой акцент или может только подправить метр под его наметившуюся мелодию. Ведь очень часто музыкант видит ритмическое построение четверостишия немного по-другому, чем оно написано. Одним словом — прислушивайтесь друг к другу обязательно!

От профессионализма музыканта зависит правильность выбора стиля песни для конкретного текста. И только он определяет, что подойдёт для данных слов песни — рок, вальс, танго, романс, босса-нова.

Старайтесь не перегружать текст песни эпитетами, всему есть мера, с тропами тоже не переусердствуйте. Старайтесь делать свой язык более «человеческим» (но это моё субъективное мнение). Песня — это не научный трактат, а произведение искусства. «Заумные» мысли, образы и обороты будут только ломать мозги слушателю, песни предназначены (в основном) не для этого.

Не пытайтесь сразу поймать «бога за бороду» и с первого же раза написать свою Besame Mucho. Придётся изрядно потрудиться, написать не один десяток текстов, прежде чем на вас обратят внимание. Чем больше вы будете тренироваться в написании песен, тем с каждым разом они будут качественнее.

По окончании работы переписывайте свои черновики ещё раз начисто — и вы непременно увидите отдельные недочёты. И даже потом, уже при работе на клавиатуре, у вас могут возникнуть дополнительные идеи.

Сформулируйте для себя правило — если какое-то место в тексте вам кажется не точным, спорным (как бы — не очень), то смело убирайте, ищите замену этому, не уговаривайте себя — «и так сойдёт». Уж коль вам это место «не очень», то другим и подавно!

Вернитесь к своей работе через час, а лучше через день — и, посмотрев немного другим взглядом, вы сможете увидеть то, чего не заметили при сочинении.

Через год тоже надо возвращаться, ведь ваша техника не стоит на месте, и вы сможете ещё что-то улучшить. Ранние ваши работы (первый опыт) не пропадут, если через год-два вы вернётесь к ним с новым багажом знаний. Не каждый ваш песенный текст станет песней. Даже у больших мастеров-текстовиков не всё идёт как по маслу.

Необходимо также научиться писать слова на уже готовую мелодию. По своему опыту знаю, что это очень важное умение, так как около четверти песен написал таким способом. У каждого может быть выработана своя технология. Я обычно использую «рыбу», то есть напеваю на мелодию бессмысленный (но попадающий в ритм) набор слов, записываю его, выстраиваю метраж строк (- I — I — I) и на него «леплю» уже слова со смыслом.

Если вы пишете слова песни под конкретного солиста, то будет нелишним сначала внимательно прослушать несколько его песен. Иногда бывает, что вокалист недостаточно хорошо «тянет» некоторые гласные, а другие, наоборот, берёт очень уверенно. Эти моменты тоже надо использовать, допустим, в конце строки надо чаще ставить букву «и», а к примеру, букву «е» реже. Одним словом, нужно показывать сильные и «прятать» слабые стороны вокалиста.

Заканчивая эту статью, хочу повторить банальную истину: сколько людей — столько и мнений. У каждого свои вкусы, предпочтения и представления о прекрасном. Так что абсолютно всем ваши песни нравиться не могут, будут и критики. И если из ста человек ваша работа нравится десятерым — считайте это «ошеломляющим» успехом.

Будьте всегда людьми творческими: хотите — творите, хотите — вытворяйте.

Всем удачи и красивых песен!

Любому человеку под силу написать песню! Для этого потребуются лишь базовое умение играть на мелодическом музыкальном инструменте, например, на гитаре или фортепиано, и знание надлежащей методологии работы. А если вы умеете придумывать различные идейные задумки мелодий, сочинять песенную лирику и объединять все это воедино, то вполне можете считать себя автором песен. Возможно, что вскоре непостижимым для себя образом вы уже будете исполнять свою песню на сцене перед ревущей от восторга толпой поклонников!

Шаги

Часть 1

Сочинение мелодии

    Определитесь с жанром сочиняемой песни. Различные музыкальные жанры обладают определенными специфическими особенностями, которые при желании можно использовать в своей песне. Если вы стремитесь написать песню в русском народном стиле, возможно, вы захотите использовать в работе гармонь и строить мелодию и слова к ней под тему утраты и жизненных трудностей. Если вы хотите сочинять в стиле рока, можно, например, работать с электрогитарой и строить мощные аккорды и лирику на тему какого-нибудь восстания.

    Выберите темп и музыкальный размер, которые наилучшим образом подойдут для настроения и жанра сочиняемой мелодии. Более быстрые темпы и тактовые размеры лучше подходят для радостных или хаотичных песен, например, в стиле техно или панк-рока. Печальные или эмоциональные песни, например, в народном или в поп-стиле, обычно обладают более медленным темпом и тактовым размером. Если ваша песня не удовлетворяет предложенным вариантам, в качестве темпа можно выбрать для себя нечто среднее, что типично для классической рок-музыки.

    Придумайте базовую мелодию на гитаре или фортепиано. Даже если вы не намереваетесь использовать эти инструменты в конечном варианте песни, они позволят вам легко экспериментировать на этапе создания мелодии. Начните с работы с обычными нотами, такими как до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Держите в уме предполагаемую тематику песни и расположите ноты в таком порядке, который мог бы передать необходимое настроение.

  1. Развейте мелодию, переложив ее в другие мажорные или минорные тональности. Используйте такую тональность исполнения мелодии, которая лучшим образом передаст настроение песни. Экспериментируйте с различными вариантами мелодии, пока не найдете то, что будет правильно звучать и интонировать. Мажорные тональности обычно считаются веселыми, радостными и энергичными. Минорные тональности чаще бывают меланхоличными и эмоциональными.

    • Например, тональность ре минор зачастую считается самой печальной.
    • До мажор - одна из самых радостных по звучанию тональностей.
    • В зависимости от выбранной для песни темы, можно также варьировать мажорные и минорные тональности, чтобы передать разнообразие чувств.

Каждому, кто когда-либо писал песни или стихи, знакомы такие явления, как писательский блок, полная пустота в голове или нежелание делиться чем-то важным. Вполне возможно, вы написали уже пару тысяч песен, но все еще время от времени сталкиваетесь с такими проблемами.

Недавно сайт для музыкантов SpinDitty.com провел опрос среди сорока тысяч сонграйтеров:

Также на сайте было собрано около пары сотен тем/названий, которые могли бы вдохновить тех, кто не может придумать, о чем же написать песню. Приведем примеры в оригинале с переводом: во-первых, потому что многие в России пишут песни на английском, во-вторых, один только перевод порой выглядит довольно нелепо.

ИДЕИ ДЛЯ НЕОБЫЧНЫХ ЛЮБОВНЫХ ПЕСЕН

1. Love me sideways. («люби меня окольными путями»)

2. I love you almost as much as he does. («я люблю тебя почти так же, как любит тебя он»)

3. Love cuts like a plastic knife. («любовь режет, как пластиковый нож»(??!!)

4. Love is in the eye of the beholder, and I am blind in one eye. («любовь в глазах смотрящего, но я слеп на один глаз»)

5. Why do you love me? («почему ты меня любишь?»)

6. If you take too long to love me, I might die. («если ты будешь слишком долго в меня влюбляться, я могу умереть»)

7. Tomorrow never comes so love me yesterday. («завтра никогда не придет, так что люби меня вчера»)

8. Love is kinda funny. Is that why you"re laughing at me? («любовь – это типа смешно. Это поэтому ты смеешься надо мной?»)

9. When we get married, I don"t want you to just do the cooking and dishes . . . I want you to do other housework as well. («когда мы поженимся, я не хочу чтобы ты только готовила и мыла посуду… Я хочу, чтобы ты и другие штуки по дому делала»)

10. All I want from you is love and money. («все, чего я хочу от тебя – это любовь и деньги»)

ИДЕИ ДЛЯ ПЕСЕН О НЕНАВИСТИ

11. Hate is such a lovely word. («ненависть – такое прекрасное слово»)

12. Hate is not for lovers. («ненависть – не для влюбленных»)

13. I love life but I hate you. («люблю жизнь, но ненавижу тебя»)

14. I hate life but I love you. («ненавижу жизнь, но люблю тебя»)

15. You are #1 on my hatelist («ты первый/ая в моем хейт-списке»)

16. There"s a time for hating and it"s just around the corner. («существует время для ненависти, и оно почти наступило»)

17. Who gave you permission to hate me? («кто тебе дал разрешение меня ненавидеть?»)

18. Predictable hate («предсказуемая ненависть»)

19. I hate my job, but I hate everything else even more. («ненавижу свою работу, но еще больше ненавижу все остальное»)

20. Hate me («возненавидь меня»)

ИДЕИ ДЛЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПЕСЕН

21. Dance like you have ants in your pants. («танцуй, как будто у тебя муравьи в штанах»)

22. Stop dancing like that. («перестань ТАК танцевать»)

23. You make me wanna dance like a monkey. («из-за тебя я хочу танцевать, как обезьяна»)

24. Dancing to the music on my phone («танцую под музыку с телефона»)

25. Give dance a chance («дай танцу шанс»)

26. There"s a pole over there . . . («кстати, тут есть шест»)

27. The underwater squid dance («подводный танец кальмара»)

28. You"re too old to dance. («ты слишком стар, чтобы танцевать»)

29. Ugly man, sexy woman. («страшный парень, секси девушка»)

30. DJ, change that song. («диджей, смени пластинку»)

ИДЕИ ДЛЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПЕСЕН

31. Only four more years («еще лишь четыре года»)

32. Obama and his mama («Обама и его мама»)

33. Hang yourself with those puppet strings («подвесь себя на марионеточные нити»)

34. If Kennedy was alive today («если б Кеннеди был жив сегодня»)

35. If aliens ran our government («если бы правительством заправляли инопланетяне»)

36. The truth about the President"s wife («правда о жене президента»)

37. Senator Spacemonkey («сенатор Космическая Мартышка»)

38. Governor Terminator («губернатор Терминатор»)

39. What happens when politicians tell the truth («что происходит, когда политики говорят правду»)

40. The old white Republican («старый белый республиканец»)

ИДЕИ ДЛЯ ДЕПРЕССИВНЫХ ПЕСЕН

41. My happy ship is sinking («мой счастливый корабль тонет»)

42. Clothed in sadness («одет в печаль»)

43. The truth about happiness («правда о счатье»)

44. If you test me, you will fail («если ты проверишь меня, я провалюсь»)

45. Give sadness a chance («дай печали шанс»)

46. Why do you always have to be happy all the time? («почему нужно быть всегда счастливым?»)

47. The power of negative thinking («сила негативных мыслей»)

48. Once I was sad, but now I"m in despair («я был в печали, а теперь я в отчаянии»)

49. Why do you take pleasure in my sadness? («почему моя тоска доставляет тебе удовольствие?»)

50. Stop staring at me («хватит на меня пялиться»)

ИДЕИ ДЛЯ «СТРАННЫХ» ПЕСЕН

52. Alien superstar («пришелец - суперзвезда»)

53. Goodnight whispering statue («статуя, шепчущая «спокойной ночи»)

54. Sidewalk chicken («курица на тротуаре»)

55. Kiss-o-tronic

56. Robot with a lisp («шепелявый робот»)

57. Made in Taiwan («сделано в Тайване»)

58. Party in the underworld («вечеринка в подземном мире»)

59. Multicoloured God («разноцветный бог»)

60. Magnet Valley («магнитная долина»)

ИДЕИ ДЛЯ ПЕСЕН О ЗЛОДЕЯХ, ТИРАНАХ И ДИКТАТОРАХ

61. Charles Manson

62. Hannibal Lecter

63. Bonny and Clyde

64. Jack the Ripper

66. John Dillinger

68. Cherokee Bill

70. Saddam Hussein

Да, некоторые из этих строчек выглядят совершенно нелепо. Но наш мозг парадоксальным образом иногда начинает работать, когда мы видим коряво написанную строчку, незаконченное предложение, обрывок фразы и т.д.

Каждый знает, что такое страх белого листа или пустого экрана компьютера. Мы начинаем писать строчку и зачастую думаем, как ужасно и жалко она выглядит по сравнению с безразличием и холодом белого пространства вокруг. Как же побороть этот страх? Вот несколько способов:

Посвящайте ежедневно некоторое время написанию песен – неважно, каким количеством часов или минут вы располагаете. Важно, чтобы вы привыкли к ежедневному ритуалу.

Позволяйте себе писать все, что приходит в голову, даже если ваши мысли и поэтические строки вам совсем не нравятся. Не критикуйте себе. Когда у вас есть что-то написанное на бумаге, у вас есть то, что можно исправлять и над чем можно работать.

Помните, что какая-то тема лучше, чем отсутствие темы, какая-то песня лучше отсутствия всякой песни.

Поставьте себе цель писать конкретное количество песен в неделю. В 1943 году Вуди Гатри решил писать по песне в день. Все ли эти песни были хороши? Едва ли. Зато он тренировался каждый день и увеличивал возможность для выбора песен для дальнейшей работы.

КАК ГЕНЕРИРОВАТЬ ИДЕИ?

Метод №1: как прошли ваши выходные

1. Запишите все, что с вами происходило в выходные. Что вы ели, о чем вы говорили, что делали, какая была погода, какие люди вас особенно раздражали. Вспомните, как вы себя чувствовали.

2. Как только вы запишете все, прочитайте это и постарайтесь выделить, что именно было для вас наиболее важным. Почему вы записали конкретные события? Может быть, вы поссорились с кем-то важным, но до этого записали, как вы рассматривали трещину в потолке? Что интересного было в этой трещине, о чем вы думали, рассматривая ее? Узнали ли вы что-то новое о себе или ком-то другом? Запомните, в процессе ответов на свои вопросы нет ничего правильного или неправильного.

Метод №2: 60 вещей о вас

1. Возьмите лист бумаги и сделайте список из шести пунктов: например, «то, что я в себе ненавижу», «то, что я в себе люблю», «люди, которых я люблю», «люди, которых я уважаю», «вещи, которые меня раздражают» и «места, в которых я побывал». Список можете делать по своему усмотрению, там могут быть такие пункты, как «вещи, которые меня пугают» или «сказанные мной слова, о которых я сожалению» - как вам захочется.

2. Как только у вас появится эти шесть пунктов, перечислите все вещи, имена и названия, которые их касаются. Загвоздка в том, чтобы делать это быстро, давая себе по минуте на каждый пункт.

3. Как только у вас будет список из 60 образовавшихся наименований, вычеркните из каждой десятки по семь – пусть останется лишь три. Затем из этих трех вычеркните два, чтобы осталось лишь по одному на каждый пункт.

4. Вычеркните из списка три пункта, чтобы осталось лишь три. Ваши лучшие идеи выйдут из этих пунктов и определений. Та причина, почему вы оставили их, в том, что они наиболее сильно резонируют с вами. То, что все остальное резонирует не так сильно – это не страшно. Именно поэтому нужно написать много, в данном случае 60 слов, чтобы выбрать самое главное.

5. Теперь начинайте писать. И не останавливайтесь, пока не закончите. Ведь вы пишете песни, чтобы заканчивать их, не так ли?

Метод №3: «время, когда я…»

Соедините два предыдущих метода, и как пункты запишите следующие вещи:

Время, когда вы пребывали в страхе;

Время, когда вы были влюблены;

Время, когда вы чувствовали себя уязвленными;

Время, когда вы были счастливы;

Время, когда вы были одиноки;

Время, когда вы потеряли то, что любили.

Теперь запишите по десять вещей о каждом из этих времен и действуйте так, как описано выше.

Метод №4: крадите

Окей, воровать идеи и не нужно, а вот вдохновляться все же стоит научиться:

Фильмы, сцены, строчки из сценариев;

Художники и цвета;

Здания и архитектурные стили;

Песни, мелодии, стили, биты;

Чем более подробно вы разберете то, что вам нравится, чем более специфичны будут ваши суждения, тем больше оно принесет вам пользы. Начните писать песню со строчки из фильма, возьмите бит, который вам понравился, а затем после того, как образуется ваш собственный материал, просто измените «исходники». Это не воровство – это искусство!

Некоторые думают, что для написания песен необходимо быть настоящим поэтом, но это не так. При желании, написать песню самому в домашних условиях вполне реально. Вам потребуется просто немного фантазии, бумага и ручка. Главное, это найти свою тему, которая по-настоящему вас беспокоит. И не надо писать песню специально. Ждите вдохновения, которое нагрянет внезапно.

Как писать песню в домашних условиях?

Для начала, поймите, что вас беспокоит. Например, если вы спортсмен, то можно написать что-то про спорт. А любителям тусовок подойдет направление клубных песен.

Не стоит сразу придумывать слова, в готовый мотив можно вставить любые словосочетания. Так делают известные музыканты. В частности, солист группы Битлз вместо «Естудей» пел «Яичница», пока не было подобрано нужных слов.

Потом можно придумывать и сами слова. Начните с припева. Ведь именно четкий припев — это залог успеха любой композиции.

Как написать песню про любовь?

Чтобы сделать такой трек вам потребуется любовная история. Иначе написать песню самому не выйдет. Такую историю можно взять из жизни или из своего опыта.

Вы должны по-настоящему проникнуться проблемой такой истории. Вам стоит почувствовать тоже, что и герой песни.

Несмотря на то, что современную попсу все ругают, многие ее композиции вполне душевные. Так, Нюша свои многие песни писала еще в школе, когда находилась в состоянии любовного смятения.

При этом вам не стоит закрываться. Пишите то, что вам хочется. Если вы будете делать все для кого-то, сковывая себя в выражениях, то текст получится сухим.

Особенности сочинения песни

В отличие от стихов, здесь важен ритм вашей композиции. В каждой строчке должно быть примерно одинаковое количество слов, чтобы текст можно было нормально петь.

Иногда, получается, сочинить лишь часть песни. Не давите на свою музу. Пусть лучше, песня будет писаться дольше, но она станет качественнее.

Не используйте в песнях маты и жаргонные слова (если они там не к месту). Иначе, вы не сможете сочинять нормальные стихи. И все что у вас будет получаться, будет матерным и глупым.

Не подражайте мировым звездам. Старайтесь сделать что-то свое. Ведь слепое подражательство всегда заметно.

К сожалению, для сочинительства песен вам нужен поэтический талант. Если его нет, то его можно выработать, но это сложно.

Также вам надо постоянно слушать музыку и любить музыку. Так вы сможете проще настроиться на песенный лад. Вам станет легко писать стихи.

Научитесь играть на гитаре или на ином музыкальном инструменте. Даже если вы не сможете писать свою музыку, то у вас будет представление о ее устройстве.

И не надо строить себе преграды. Возьмите лист бумаги или документ Ворд и попробуйте написать что-то. В этом нет ничего плохого. Вы должны постоянно тренироваться. Тогда вам будет проще писать качественные тексты.

gastroguru © 2017