Сколько кругов проходит крестный ход на пасху. Пасхальное богослужение: начало и продолжительность, традиции

Не нужно будет даже узнавать, Крестный ход на Пасху 2018: во сколько, если вы отправитесь на вечернюю службу. Служба начинается вечером в субботу и продолжается до полуночи, а затем после нее. Что касается Крестного хода, который является частью праздничной службы, то он проходит за некоторое время до наступления полуночи.

Об особенностях шествия

Если дать краткое описание Крестного хода на Пасху или в другой христианский праздник, то можно сказать, что это торжественное шествие. Сначала идут священнослужители с иконами и другой атрибутикой, церковным знаменами. За ними идут верующие, которые пришли на службу. В ходе Крестного хода освящается большая территория церкви.

Шествие проходит несколько раз в течение церковного года. Кроме Пасхи это также происходит на Крещение, на второй Спас для водоосвящения. Также церковные ходы часто организовываются в честь какие-то великих церковных или государственных событий. Иногда Крестный ход проводится церковью по чрезвычайным случаям, к примеру, при природных катаклизмах, бедствиях или войне.

Что еще важно знать

Вы хотите подробнее узнать, про крестный ход на Пасху в 2019 году? Накануне этого праздника, который отмечается православными верующими 28 апреля 2019 года, в храмах идут церковные службы.

Особенно торжественным бывает богослужение в ночь с субботы на воскресенье. Оно идет всю ночь и называется всенощной.

Когда и как проходит крестный ход на Пасху в 2019 году? Во сколько будет крестный ход на Пасху? Расскажем об этом подробнее.

Это шествие получило такое название потому, что обычно во главе его идет священник, который несет большой крест. Другие священнослужители несут иконы и хоругви.

На Пасху впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, Евангелие, икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвечником и крестом.

В православии бывают продолжительные и короткие крестные ходы. Крестный ход на Пасху, как правило, бывает недолгим.

Где и когда проходит крестный ход на Пасху?

Церковная служба в Страстную субботу начинается вечером, в 20.00. А крестный ход проходит в ночь с субботы на воскресенье.

Во сколько будет крестный ход на Пасху? Это действие происходит ближе к полуночи. Все священнослужители становятся по чину у Престола. Священники и молящиеся в храме зажигают свечи. Торжественный звон колоколов – благовест – возвещает о наступлении великой минуты светлого праздника – воскресении Христовом.

Священнослужители и паства три раза обходят храм, каждый раз останавливаясь у его дверей. Первые два раза двери оказываются закрытыми, а на третий раз они открываются. Двери символизируют камень, который закрывал Гроб Господень и в день воскресения Иисуса Христа был отброшен.

Теперь вы знаете, когда и как проходит крестный ход на Пасху. После совершения крестного хода, с наступлением Пасхи, священники переодеваются в белые праздничные одеяния и служба продолжается.

Начинается Светлая заутреня, во время которой звучат радостные восклицания: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!». После праздничной литургии, около 4 часов утра, верующие разговляются крашеными яйцами, кусочками кулича или пасхи.

Если накануне, в дни Страстной седмицы, колокола в храмах молчали, то на пасхальной неделе повсюду слышен благовест. На Пасху принято ходить в гости к друзьям и близким, угощаться самим и угощать других.

В старину в эти дни устраивали народные гулянья, водили хороводы, качались на качелях. Широко отмечают этот праздник и в наше время.

Уже с утра Страстной субботы верующие задают друг другу вопрос, Крестный ход на Пасху 2018: во сколько. Мы можем в полной мере ответить на этот вопрос. Тем более, что дата и время крестного хода из года в год не меняется. Вернее, дата меняется, но событие – Пасха, всегда остается одно.

В субботу после суетных приготовлений к празднику, когда уже все куличи готовы, а яйца покрашены, можно немного отдохнуть. Но, следует помнить, что вечерняя пасхальная служба начинается уже в 20.00. Вообще, лучше все дела успеть сделать до этого времени и уже спокойно отправиться на службу. Если вы хотите попасть только на Крестный ход, то в церковь нужно приходить ближе к полуночи.

Как проходит Крестный ход

Крестный ход – это какое-то самостоятельное действо сам по себе. Он проходится в рамках праздничного пасхального богослужения. Вернее, делит само богослужение на две части. Сначала это еще скорбные молитвы о том, что случилось с Христом в Страстную неделю. Потом священник, за ним все служители, а за ними верующие выходят на улицу, где совершается Крестный ход.

Во время хода церковные служители несут самые важные иконы, также хоругви, лампады. Трижды нужно обойти вокруг храма и каждый раз останавливаться у дверей храма. Первые два раза двери будут закрыты, а третий раз двери откроются. И это добрый знак, который говорит нам о том, что Пасха наступила. Уже после Крестного хода и после того, как священник сообщим всем о наступление Пасхи, церковнослужители переодеваются в белые праздничные одежды и службы продолжается еще несколько часов.

Получается, что дата, когда Крестный ход на Пасху 2018 – это 7 апреля. Вернее, служба начнется вечером, в 20.00 7 апреля, но постепенно перейдет в 8 апреля. Пасхальная служба удивительная и очень красивая. Если вы еще никогда не ходили в церковь этой ночью, то мы настоятельно рекомендуем это сделать. В принципе, нужно достоять хотя бы до Крестного хода и совершить его. Потом, если уже силы покинут, можно отправляться домой.

Что делать после Крестного хода

Да, в церкви вместе с другими верующими вы первые узнали благую весть о том, что Христос Воскрес. Это значит, что Пасха наступила и закончится Великий пост. Можно кушать любую пищу, радоваться и веселиться. Но не стоит кушать освещенные продукты сразу после того, как придете домой: как бы ни хотелось. Согласно церковному уставу, это в корне неправильно.

Нужно обязательно лечь спать, а уже утром начать праздновать Пасху по-настоящему. Утром вся семья собирается за столом. На центр стола ставится кулич, в котором находится свечка из церкви, вокруг кулича разложены освещенные продукты. Следует зажечь свечу и начать свое утром с молитвы. Потом каждый член семьи должен скушать по маленькому кусочку каждого освещенного продукта. Уже после этого можно приступать к трапезе, биться яйцами и просто получить удовольствие от столь замечательного, яркого и насыщенного праздника.

Итак, вы знаете уже, во сколько будет Крестный ход на Пасху, и как он будет проходить. Остается только найти в себе силы, чтобы в эту святую ночь обязательно сходить в церковь. Кстати, напоминаем, что в Великую субботу рекомендуется придерживаться строгого поста. Это значит, не кушать до окончания вечерней службы, а после нее покушать хлеб и попить воды. Но, осталось совсем немного до того момента, как наступит Пасха и как закончится период ограничений. Христос Воскрес, а это значит, можно в полную силу праздновать это событие.

-KRASOTA- — 24.04.2011 С Праздником!

Пасха - великий праздник церковного православного календаря Светлое Христово Воскресенье, самый торжественный и радостный христианский праздник. Он символизирует обновление и спасение мира и человека, торжество жизни и бессмертия над смертью, добра и света над злом и тьмой. В православии Пасха - наиболее важный для верующих праздник: "царь дней", "праздник праздников, торжество торжеств" называет его церковь. "Пасха" ("песах") - слово древнееврейское, в переводе оно означает - "переход", "прохождение". По закону Моисея, празднование этого дня было установлено древними иудеями в память об исходе из египетского плена, в знак благодарности за освобождение и поддержание беглецов во время их долгого странствия.
Илларион Прянишников


Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Сына Божьего Иисуса Христа, о смерти его на кресте и воскрешении. Значение праздника в спасении всех верующих людей от духовной смерти, даровании им жизни вечной, благодаря искуплению Христом первородного греха Адама и его победе над силами зла, дьяволом, разрушению ада. Спасение, принесенное в мир Христом, как освобождение от греха, коснувшееся как уже умерших праведников, так и еще не родившихся, символизировало свободу выбора, а подвижничество и жизнь Христа указывали путь к Богу. Христианская Пасха отмечается после иудейской, так как по церковной истории накануне иудейской Пасхи после праздничной вечери Христос был предан апостолом Иудой Искариотом в Гефсиманском саду, обречен на муки и распят в первый день праздника (15 день месяца нисан по лунному иудейскому календарю), а воскрес в ночь с субботы на воскресенье.

Праздник христианской Пасхи (также как пасха иудейская) отмечается по лунному календарю, поэтому он не имеет постоянной даты (в лунном месяце 28 дней, которые накладываются на солнечный год из 354 суток). Согласно постановлению I Вселенского собора в Никее (325 г.), христиане празднуют Пасху после иудейской (совпадающую с первым полнолунием после весеннего равноденствия) в первое воскресенье после этого полнолуния. Время празднования Пасхи рассчитано на много лет вперед и записано в таблицах - пасхалиях, через каждые 532 года числа, дни недели и фазы луны повторяются, следуя в том же порядке, они составляют великий пасхальный круг. По календарю празднование всегда приходится на промежуток между 4 апрелем и 7 маем по новому стилю.
Ужин в Эммаусе. Караваджо, 1603, Национальная галерея, Лондон


О дате праздника русские крестьяне узнавали в церкви у священника или от церковного старосты. На западе России были известны и народные способы исчисления Пасхи. Так, зная, что Пасха всегда празднуется после полнолуния в последнюю четверть, а на "заговины" всегда приходится новолуние, наблюдали луну в Рождественские праздники и по количеству недель высчитывали длину мясоеда, а, следовательно, начало поста и Пасху. Если на Рождество был молодой месяц, то мясоед должен был продлиться 8 недель (считая масленую), а если на Новый год, то 9. О времени Пасхи судили также по продолжительности мясоеда в прошлом году: если он составлял 5 или 6 недель, то в настоящем должен быть 8 или 9, а в следующем - 6 или 7. Этот способ был во многом не точен, но в его основе лежит наблюдение за реальной закономерностью пасхалии.

Пасхальная служба, происходящая в ночь с субботы на воскресенье, является логическим завершением служения всех предшествующих дней Страстной недели, посвященного событиям Евангелия. Ровно в 12 часов начинается пасхальная заутреня. О Христовом воскресении возвещает торжественный колокольный звон (благовест), в храме зажигают все свечи и паникадила. Церковный хор начинает тихо петь стихиру: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити", священник с трехсвечником и крестом в левой руке, с кадилом - в правой, совершает каждение вокруг престола в алтаре. На царских вратах отодвигается занавеска, пение становится громче, священник вновь кадит престол, после чего под полногласное пение открываются царские врата, начинается радостный колокольный трезвон.

Начинается пасхальный крестный ход вокруг церкви, смысл которого во встрече воскресшего Христа. Прихожане и церковный причт с запрестольным крестом, иконами, хоругвями и горящими свечами выходят из храма, ворота которого закрываются. Во главе шествия несут фонарь (по преданию, жены мироносицы, направляясь ночью ко гробу Господню, освящали себе путь фонарем), затем - запрестольный крест, хоругви и иконы; потом идут певчие, священнослужители и дьяконы с евангелием и иконой "Воскресение Христово", завершают процессию прихожане. Во время крестного хода верующие вслед за церковным причтом поют пасхальную стихиру: "Воскресение Твое, Христе Спасе...".
Василий Григорьевич Перов Сельский крестный ход на Пасхе


Церковь сравнивает участников крестного хода с женами мироносицами, которые отправились из Иерусалима ко гробу Христа, чтобы омыть Его благовониями и первыми встретили Его воскресшим. Поэтому верующие, выходя из церкви с крестным ходом, выходят встречать Христа. В этой связи христианская догматика видит также в участниках крестного хода потомков праотца Адама, обрекшего нарушением запрета человечество на смерть, которые устремляются к новой жизни, к бессмертию, воплощенным в Христе.

Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми западными дверьми, символизирующими опечатанный камень, закрывавший вход в пещеру, где был захоронен Христос. Здесь священник кадит иконы, хоругви и верующих и крестит ворота храма, возглашая: "Слава святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице", вслед за этим начинают в первый раз петь тропарь "Христос воскресе из метрвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробе живот даровав". Песнь повторяется несколько раз, прежде чем двери раскроются, и верующие войдут в храм с пением "Христос воскресе", подобно женам мироносицам принесшим благую весть апостолам. С точки зрения церкви, это также символизирует вступление Спасителя с душами ветхозаветных праведников в рай.
Николай Пимоненко. 1891


По возвращению в храм священник трижды поет тропарь: "Христос воскресе из мертвых...". Вновь открываются царские врата, что символизирует открытие райских врат Христом, когда-то закрытые для потомков преступивших божественные запрет Адама и Евы. Наступает кульминационный момент богослужения, когда поется пасхальный канон "Воскресения день, просветимся людие...". Каждая песнь канона сопровождается повторением тропаря "Христос воскресе из мертвых", а между песнями священник, держащий в одной руке крест и горящую свечу, а в другой - кадило, которым кадит церковь, приветствует находящихся в храме людей возгласом: "Христос Воскресе!", на что верующие отвечают: "Воистину воскресе!". После песни "Друг друга обымем, рцем, братие!" верующие в храме христосуются. После христосования в конце утрени читается слово Иоанна Златоуста и совершается литургия, а после нее выносят из алтаря Святые дары, и начинается причастие.
Крестный ход в Ярославле. 1863 год. Алексей Боголюбов.


В деревнях в пасхальную ночь, как только зазвонят колокола, возвещающие о воскресении, тут же все освещалось огнями. Здание церкви и колокольня покрывались огоньками фонариков, развешенных накануне, около церкви вспыхивали костры; за околицей деревни, на перекрестках дорог, на холмах и высоких берегах рек поджигали смоляные бочки, которые иногда поднимали на шестах. Угли, оставшиеся от костров, наутро собирали и закладывали под застрехи крыши, чтобы оградить дом от молнии и пожара. Свечу, с которой обходили крестным ходом вокруг церкви, также сохраняли, приписывая ей магические свойства. Во многих местах перед началом и по окончанию праздничной литургии было принято стрелять из ружей. Кое-где стреляли преимущественно охотники, в уверенности, что непременно убьют выстрелом черта, и в то же время, желая обеспечить себе удачную охоту в течение года.


После службы крестьяне, не успевшие освятить в Великую субботу разнообразную снедь для пасхальной домашней трапезы, выстраивались в церковной ограде в ожидании священника. Они стояли в два ряда, мужчины с непокрытыми головами, женщины в праздничной одежде, каждый держал в руках скатерть с куличом, на котором горела свеча. За освящение "паски" крестьяне бросали в чашу со святой водой, из которой кропил священник, мелкую медную монету - гривенники и пятаки. На севере Новгородской губ. после окончания пасхальной службы и освящения куличей как можно быстрее бежали домой разговляться, так как верили, что тот, кто быстрее прибежит, раньше других управится с урожаем, все до последнего зернышка соберет со своего поля.


Если в деревне, на уединенном хуторе или заимке не было даже часовни, крестьяне собирались у кого-нибудь в избе или на улице, чтобы попеть "священные ермоса" до "первых петухов" или до усталости. Тоже происходило и в 20-30-ые годы 20 в., когда церкви и часовни во многих местах были закрыты и разрушены, а обычай встречать Пасху торжественной службой сохранялся. В восточных районах Новгородской обл. в "страшную" субботу, в ночь на Пасху не спали, "ждали Христа". Ближе к полуночи все собирались на улице или на холме "Христа встречать", и как только наступало 12 часов ("Христос прилетел") мужики стреляли из ружей ("Неприятеля (черта) отгоняют"), а женщины запевали "Христос воскрес". Пели обычно до часу ночи и расходились по домам, а утром уже христосовались и разговлялись. Если кулич-"пасху" освятить в церкви возможности не было, то ее просто сбрызгивали святой водой, принесенной из церкви кем-нибудь ранее.
Пасхальный стол. 1915-1916. Маковский А.В


Одним из важнейших моментов праздника была утренняя пасхальная трапеза. После долгого и сурового поста даже взрослые крестьяне, а в особенности деревенские ребятишки, с нетерпением ждали "разговения" и радовались пасхальному яичку. Обязательной принадлежностью пасхального стола были освященные в церкви яйца и кулич, кое-где творожная пасха. Начинал трапезу старший в семье, обычно отец. Когда вся семья собиралась за столом, отец-хозяин клал яйцо на божницу и молился в голос, завершавшее молитву "аминь" домашние повторяли хором, затем все садились, хозяин собственноручно очищал первое пасхальное яйцо, разрезал его и наделял каждого члена семьи кусочком. После этого также распределялись кулич и другие угощения. Очень часто разговление начиналось не со скоромной, а с постной пищи: с овсяного киселя, приготовленного в Чистый четверг, с ложки растительного масла или тертого хрена, который лежал за иконами с четверга Страстной недели и считался профилактическим средством от лихорадки.


Во многих местах любые развлечения в день Пасхи: светские песни, пляски, игра на гармошке, выпивка и т.д. - считались в народе неприличием и большим грехом. На Русском Севере и в Сибири в первый день праздника крестьяне старались избегать всяких удовольствий, сидели дома, проводя время в еде, питье и отдыхе. Хождение к соседям в гости в этот день или вообще считалось неприличным, или начиналось только под вечер - "с пауженальной поры". Основное празднование, начало молодежных гуляний - "игрищ" приходилось на следующий день праздника, который изобиловал развлечениями.
Дети, катающие пасхальные яйца.1855. Кошелев Н.А.


Во многих местах наследием церковных обходов, соединившихся с древней традицией охранительных и профилактических ритуалов, стали обходы деревни ее жителями, преимущественно женщинами и девушками, на 2 - 3 день Пасхи. Рано утром соседки с иконами на полотенцах (иногда с горящей свечой в фонарике) собирались на околице деревни. Деревню обходили вокруг с пением "Христос воскрес из мертвых", в дома не заходили, в завершение обхода иконы мыли водой из колодца, после чего вода считалась святой, ее хранили дома и использовали в качестве профилактического и лекарственного средства при болезни. Совершавшие обряд женщины верили, что он способен охранить жителей деревни от разных несчастий, особенно от ураганов и пожара.


Почти повсеместно были также распространены детские, иногда молодежные, обходы домов в первый день Пасхи. Утром, после пасхальной заутрени, деревенские ребятишки собирались по 10 - 20 человек и шли "христосоваться", "христосовать", "христовать" или "христославить". Войдя в дом, они трижды поздравляли хозяев: "Христос Воскресе!", те отвечали: "Во истину воскресе!" и одаривали их крашеными яйцами, пирогами, конфетами, давали по куску кулича и т.д. Не одарить ребятишек считалось зазорным; хозяева специально готовились к их приходу, приберегая угощения.
Кустодиев Б.М Встреча (Пасхальный день). 1917


После пасхальной трапезы, ухода "богоносов" или только на следующий день начиналось праздничное гуляние. По окончании пасхальной литургии на церковной колокольне собирались мальчишки, парни, девушки, иногда взрослые мужики и бабы, благодаря их стараниям колокольный звон не смолкал с раннего утра и до 4-5 часов вечера с первого дня Пасхи до конца пасхальной недели (до субботы). Празднично одетая молодежь собиралась на улице, где специально к Пасхе устанавливали качели. Играли гармошки, девушки и парни плясали, пели песни, парни и мужики соревновались в различных играх, в том числе и в играх с пасхальными яйцами, остальные жители деревни приходили посмотреть. Часто наибольшее празднество происходило в одной из деревень прихода, куда собирались гости, в особенности молодежь. В некоторых деревнях к этому дню также приурочивались ярмарки. Не редко с этого дня начинались девичьи хороводы. Взрослые, отправляясь в другую деревню, гостили у родственников, пили, угощались, пели застольные песни. Если же ходить в гости на Пасху в данной местности было не принято, тогда женщины и мужчины собирались компаниями отдельно друг от друга, бабы беседовали, мужики играли в карты.
Б. Кустодиев Пасхальная открытка (1912)

Кое-где в этот день или в один из дней пасхальной недели родители обрученных приглашали друг друга в гости. Во время трапезы обрученные парень и девушка, сидевшие рядом в красном углу, становились центром всеобщего внимания, их угощали водкой, высказывали пожелания. Парень должен был при этом ухаживать за девушкой, обращаться к ней на "вы", по имени отчеству или со словами "нареченная моя невеста", подавать на тарелке сладости. После обеда "жених" с "невестой", в обнимку, катались на лошади по деревне. В Нижегородской губ. молодожены в этот день гостили у родителей молодой. Обязательным подарком от молодого мужа отцу жены был кулич, для угощения которым, "молить пасху", тесть созывал к себе в гости родственников и знакомых.




Пасха является одной из важнейших дат поминовения умерших. С одной стороны это связано с церковной идеей смерти и воскрешения Христа, искуплением первородного греха и препровождением предков - древних праведников и пророков в рай. А с другой, соотносится с языческими земледельческими представлениями славян, согласно которым любой цикл обрядов, нацеленный на предопределение благополучия и урожая, связан с поминовением предков, как подателей благ. Церковь запрещала посещение кладбища в первый день Пасхи, предназначая для этой цели вторник на следующей за пасхальной, Фоминой неделе - Радуницу. Во многих местах этот обычай неукоснительно соблюдался, но кое-где, особенно в западных и южнорусских губерниях, запрета не придерживались. На востоке Новгородской обл. накануне Пасхи, на ночь, хозяйки ставили на стол или на божницу покрытую салфеткой тарелку с угощением - разговлением "для родителей", в которой были яйца и кусочки кулича. При этом хозяйка приглашала умерших: "Приходите родители". Считалось, что в ответ на приглашение "родители" приходят в эту ночь разговляться. На утро угощение раздавалось детям, приходившим поздравлять с праздником.
Пасха. 1842. Мохов М.А.

В некоторых местах на прицерковное кладбище заходили сразу после праздничной литургии с освященной "паской" (куличом). Подойдя к могилке кого-нибудь из родственников, христосовались с покойным: кланялись, целовали крест и клали "в головах", к кресту, раскрошенное яйцо, по кусочку кулича и сырной пасхи, при этом пели "Христос воскрес...", но умерших - "родителей" не поминали, объясняя это тем, что "в Пасху поминать нельзя, только в Радуницу". Яйцо крошили для птиц и звали: "Птички небесные, клюйте". Считалось, что это угощение облегчает участь покойного на том свете. Во многих деревнях к кресту клали целое яйцо. При этом крестьяне Новгородской губ., ожидая, что приношения с могилы возьмет за помин души покойного кто-нибудь из нищих, приговаривали: "Кто возьмет яйцо, сорок раз поклонись за покойника, сорок раз попроси царства вечного у Воскресшего"
В некоторых местах существовало поверье, что в первый день Пасхи можно увидеться с умершими родственниками и даже побеседовать с ними. Знающие люди советовали для этого незаметно спрятаться в храме со страстной свечей в руках, в то время когда все остальные выйдут крестным ходом из церкви.

Пасха, по народным представлениям, характеризуется особенным состоянием мира. Границы между реальным и потусторонним мирами становятся прозрачными, и появляется возможность общаться с умершими, видеть то, что ранее было недоступно. Крестьяне верили, что накануне праздника, после захода солнца, опасно выходить во двор, на улицу, так как там ходят черти-оборотни. Черти в это время особенно злы. С первыми ударами колокола они падают с колокольни, на которой до этого прятались, а после пасхальной заутрени оказываются связанными и замурованными на чердаках, в темных углах дворов, в церковных стенах. Если с зажженной пасхальной свечой прийти на чердак, то можно увидеть связанного черта, а услышать мучения и возню чертей в церковных стенах можно, приложив к стене ухо. Чтобы распознать ведьм, советовали встать с заговоренным творогом у церковных дверей, когда люди начнут собираться на службу.
Пасха.

Что такое Пасхальное Богослужение? Как оно происходит? Что требуется делать прихожанину? На все эти вопросы Вы узнаете ответ из статьи!

Как происходит Пасхальное Богослужение и крестный ход на Пасху?

Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, – поет Церковь в каноне Пасхи.
Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, – ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).
Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни “Возстану бо и прославлюся” подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.

Пасхальную утреню, “веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых” , начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. На Пасху перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон.
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, – это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении “Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити” , Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, “веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху” .
Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева – икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.
Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.
Обойдя храм, крестный ход останавливаются перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию поправ и сущим во гробех живот даровав» ().
Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор. Затем священник произносит стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»
Затем священнослужители поют стихи:
“Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его”
“Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня”.
“Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся”.
“Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь”
.

На каждый стих певцы поют тропарь “Христос воскресе” .
Затем предстоятель или все священнослужители поют “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ” . Певцы оканчивают “И сущим во гробех живот даровав” .
Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
Под пение: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав” – двери открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.

За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса – особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова (он хранится в храме до следующей субботы, когда раздается верующим).

Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе!» и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину Воскресе!». Через короткие интервалы времени духовенство меняет облачения и и обходят храм в красных, желтых, синих, зеленых и белых ризах.

В конце службы читается . Вечером на Пасху служится удивительно красивая и радостная Пасхальная вечерня.

Празднуется семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый Понедельник, Светлый Вторник. Царские Врата открыты всю седмицу. В Светлые Среду и Пятницу поста нет.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!».

Праздник Пасхи был установлен еще во времена Ветхого Завета в память избавления еврейского народа от египетского рабства. У древних евреев Пасха праздновалась 14–21 нисана – начало нашего марта.

В христианстве Пасха – Воскресение Господа Иисуса Христа, Праздник победы жизни над смертью и грехом. Православная Пасха празднуется в первый воскресный день, после весеннего полнолуния, которое происходит в день весеннего равноденствия или после него, но не ранее весеннего равноденствия.

ДО конца 16 века Европа жила по юлианскому календарю, а в 1582 году папа Григорий XIII ввел новый стиль – григорианский, разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней. Православная Церковь не переходит на григорианский календарь, так как празднование Пасхи по этому календарю, может совпадать с пасхой иудейской, что противоречит каноническим правилам Православной Церкви. В некоторых странах, например в Греции, где Православная Церковь перешла на григорианский календарь, празднование Пасхи все равно совершается по юлианскому календарю.

Что такое пасхальный канон?

Пасхальный канон, творение св. Иоанна Дамаскина, составляющий существеннейшую часть пасхальной утрени – венец всех духовных песней.
Пасхальный канон представляет собой выдающееся произведение церковной словесности не только со стороны пышности своей внешней формы, но и по своим внутренним достоинствам, по силе и глубине заключающимся в нем мыслей, по возвышенности и богатству своего содержания. Этот глубоко содержательный канон вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие.
На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами “Христос воскресе!”, на что верующие отвечают “Воистину воскресе!”. Эти многочисленные исхождения священников из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении.

О Пасхальных часах и Литургии

Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме – всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв.
Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.
Если в храме Богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, – на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности.
Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый “перебор”, то есть ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.
Обычай дарить друг другу на Пасху появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: “Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным”. Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Часы пасхальные

Трижды )
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды )

Предварившыя утро яже о Марии, и обретшыя камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный.

Слава : Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне : Вышняго освещенное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Господи, помилуй. (40 раз )

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды )

О семидневном праздновании Пасхи

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.
С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.
Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую , Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается .
В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.
Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо “Царю Небесный” – “Христос воскресе” (трижды ).
Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня – до Вознесения Господня .

gastroguru © 2017