Самые красивые пляжи ладожского озера. Куда поехать купаться после работы? Десять озер Питера

Автомобильное путешествие вокруг Ладожского озера с посещением уникального мраморного карьера, трех древних крепостей, первой столицы Древней Руси и монастырского комплекса на острове Валаам.

Россия. Достопримечательности Ленинградской области и республики Карелия.

Вид транспорта: автомобильный, водный, пешеходный.

Основные точки маршрута: Санкт-Петербург — Лосево — Приозерск — Сортавала — Рускеала — Валаам — Олонец — Старая Ладога — Шлиссельбург — Санкт-Петербург.

1 день. Санкт-Петербург — (86 км) — Лосево — (50 км) — Приозерск — (120 км) — Сортавала. Пробег — 256 км

2 день. Сортавала — (32 км) — Рускеала (32 км) — Сортавала. Пробег — 64 км

3 день. Сортаала — Валаам — Сортавала. Пробег — 0 км

4 день. Сортавала — (190 км) — Олонец — (20 км) — Мегрега — (160 км) — Старая Ладога. Пробег — 370 км

5 день. Старая Ладога — (83 км) — Шлиссельбург — (61 км) — Санкт-Петербург. Пробег — 144 км

Общая продолжительность маршрута: 5 дней. Пробег — 834 км.

Сложность: легкий.

Ожидаемые затраты от 10 000 р. на человека (без учета бензина, музеев и водного транспорта).

Уровень комфорта: палатка, хостел, гостиница.

Объектов на маршруте: 10.

Стиль маршрута: комбинированный, романтический, экономный, автомобильный.

1. Описание маршрута…………………………………….1

1.1 Фотографии лучших мест маршрута……….2

1.2 Описание………………………………………….31

2. Подготовка к маршруту……………………………….32

2.1 Поиск и бронирование гостиниц………………32

3. Прохождение маршрута……………………………….33

3.1 Санкт-Петербург — Лосево…………………….34

3.2 Лосево — Приозерск……………………………….35

3.3 Приозерск — Сортавала………………………….37

3.4 Сортавала — Рускеала……………………………37

3.5 Сортавала — Валаам…………………………….39

3.6 Сортавала — Олонец…………………………….41

3.7 Олонец — Старая Ладога……………………….42

3.8 Старая Ладога — Шлиссельбург……………….43

3.9 Шлиссельбург — Санкт-Петербург……………44

Маршрут предназначен для теплого времени года весна-лето-осень.

1. Описание маршрута.

1.1 Описание.

Автомобильный маршрут пролегает вокруг Ладожского озера по живописным историческим местам Ленинградской области и республики Карелия. Если следовать предложенной схеме, то прохождение маршрута не составит труда. Переезды не большие по хорошей автомобильной дороге. Предложенного времени достаточно для осмотра достопримечательностей и красивых мест. Вы сами можете регулировать длительность маршрута, исключая из него рекомендованные к посещению места исходя из своих интересов и возможностей.

Большая часть маршрута проходит в автомобиле, но есть и не продолжительные пешие прогулки. Желающим посетить монастырь на острове Валаам предстоит прогулка на катере по водам Ладожского озера. Любители отдыха в палатках могут продлить путешествие, остановившись на живописном берегу озера.

По Карелии и северу Ленинградской области путешествовать лучше в июне — сентябре. Можно ехать и в мае, но надо одеваться потеплее, еще прохладно. Красивее всего в сентябре, когда золотая осень раскрашивает леса в желто-оранжевые цвета. Можно совершить путешествие и в октябре, но, как и в мае, надо одеваться в соответствии с погодой.

С ноября по май деревья стоят голые и виды уже не так красивы. Да и погода не располагает к прогулкам.

2. Подготовка к маршруту.

2.1 Поиск и бронирование гостиниц.

Если Вы планируете путешествие летом, в горячий сезон, то бронировать гостиницы по интернету необходимо заранее. Данные направления пользуются большой популярностью у жителей Санкт-Петербурга и Москвы. При выборе отеля обращайте внимание на его расположение относительно местных достопримечательностей. Не лишним будет ознакомиться с фотографиями и отзывами. Расчет в большинстве случаев на месте наличными деньгами.

3. Прохождение маршрута.

3.1 Санкт-Петербург — Лосево.

September 8th, 2014 , 05:49 pm

Смешно сказать, но раньше по ЖД я до конца Дороги Жизни никогда не доезжал. На машинах и автобусах да, бывал неоднократно, хоть и не столь часто, как хотелось бы (тем более, что одно время даже сотрудничал с одним из филиалов музея Дороги Жизни), а вот по ЖД в те края ездить не доводилось... Это досадное недоразумение было исправлено накануне, о чём я и спешу рассказать сегодня!

Из Петербурга попасть на Дорогу Жизни проще простого, достаточно сесть на Финляндском вокзале в электричку, конечный пункт следования которой - станция "Ладожское озеро", располагающаяся в нескольких сотнях метров от железнодорожных путей. Время в пути по всей этой ЖД-ветке составит без малого полтора часа, стоимость проезда - 113 рублей. Для студентов и школьников - 54 рубля.

Вы будете ехать по лесам, маленьким сёлам, проедете райцентр одного из крупнейших и наиболее прибыльных в экономическом смысле районов Ленобласти - Всеволожск. За окном будут красивые пейзажи - живописные болотца, березняки и ельники, небольшие речушки. Я по пути не снимал, потому как иногда деревья растут ну совсем вплотную к путям, видно за ними неплохо, но на скорости фокус камеры всё равно выхватывал бы только эти раскидистые ветви. Так что поезжайте и смотрите на Дорогу Жизни сами, это того стоит!

Станция "Ладожское озеро" располагается в одноимённом посёлке и является конечной на своей ветке Ириновского направления Октябрьской железной дороги. Расположена станция вблизи Осиновецкого мыса, а потому посёлок Ладожское озеро имеет и ещё одно, неофициальное, название - Осиновец.

Посёлок обладает очень необычным зданием вокзала:

На дальней от кадра платформе та самая электричка, на которой приехали мы с товарищем:

Возле станции стоит путевой столб Дороги Жизни, которые установлены на всём её протяжении как вдоль железной дороги, так и вдоль автомобильной трассы А128 Санкт-Петербург - Морье. Возле столба красуется раритетный паровоз, насколько я понимаю, именно такие по Дороге Жизни во время войны и ходили:

А вот уже и озеро виднеется. На переднем плане - та самая дорога СПб - Морье:

Видите кота?)

Подходим к спуску на пляж и видим очень красивое дерево:

Обходим его - и теряем дар речи от восторга!

Ладога вдохновляет, Ладога восхищает, Ладога впечатляет, Ладога - это настоящий маленький мир внутри нашей планеты! В очередной раз в этом убедился. Недавно был в Петрокрепости (посёлке имени Морозова, то есть), Шлиссельбурге и крепости "Орешек", теперь вновь побывал на Ладожском озере, а впечатления и не думают угасать!

Находясь на берегу озера в солнечный, тёплый день начала сентября, просто не можешь осознать, что происходило здесь 70 лет назад... Кажется невозможным весь тот ужас, что имел место в местах этой нечеловеческой красоты, этой уверенной в себе гармонии, этой высшей тишины...

Но вернёмся к непосредственному рассказу, оставлю за вами право порассуждать на указанную выше тему после прочтения всего поста.

Никто не знает, что это за штуковина на пляже? Неужто для палаток?

Спустились к самой воде, виды там превосходные. Не думаю, что нужны комментарии, смотрите сами:

Кстати, вода в озере была тёплой, что порадовало. Думаю, при неуёмном желании и при сноровке к некоторой, так сказать, прохладе по выходе на берег кому-то из вас, уважаемые читатели, даже можно ещё в Ладоге окунуться, пока она не совсем остыла)

А вот что опечалило... Да, думаю, вы и сами всё видели - куча брошенных сломанных мангалов, мусор, битые бутылки, грязь... Увы, не берегут наши люди сокровище, доставшееся им даром, просто за то, что они тут живут...

Ну и ещё опечалило то, что открыто максимум метров 100 побережья, остальная часть загорожена, так что основательно погулять по берегу озера не удастся, увы:(

Потому мы и покинули пляж и пошли вдоль дороги, раз уж вдоль воды пройти было нельзя.

И пришли к музею Дороги Жизни. Я сотрудничал не с этим его отделом, потому было вдвойне интересно туда попасть. Впрочем, зашли мы в музей уже на обратном пути, а пока пошли дальше вдоль трассы:

Никто не знает, зачем на дороге делают такие ямки? Всегда было интересно...

Дома у местных жителей почти все очень даже ничего такие)

А вон, за одним из них, уже виднеется и цель нашего пути - знаменитый в определённых кругах Осиновецкий маяк!

Проходим ещё метров 100, и его становится видно почти идеально:

Состояние маяка местами не совсем товарное, но ведь он уже не используется, а как достопримечательность по-прежнему хорош и аутентичен:

Идём по улице по направлению к побережью в надежде выйти на открытое пространство, с которого маяк будет виден полностью. По пути обращаем внимание на интересное расположение облаков - такое чувство, что на горизонте горы:

И тут нас постигает облом:(Судя по всему, уже всю территорию вокруг маяка застроили и перегородили заборами, попасть к нему нам так и не удалось:(Очень-очень жаль... То, что выход к озеру перекрыт - ещё ладно, хотя, насколько я знаю, законодательно это делать запрещено... Но вот к маяку попасть хотелось. Ну, нет так нет, и так хоть немного увидели его своими глазами:

Та самая 145-я трасса, идём обратно, в музей:

Вот, собственно, и он. Полный билет стоит всего 60 рублей, льготный - и вовсе смешные 30. За фотосъёмку придётся доплатить ещё 50 рублей, но если учесть, где располагается музей и предположить, на какие средства он живёт, этой копеечной суммы становится совсем не жалко. Это я к тому, что во многих музеях принципиально не покупаю права на съёмку, считая это нарушением правил посещения учреждений культуры. Но тут, повторюсь, несколько иной случай.

Внутри собрана внушительная коллекция оружия времён Великой Отечественной войны, макетов техники, карт, личных вещей и фотографий участников функционирования Дороги Жизни. Тут комментариев тоже будет минимум, тем более, что большинство предметов в кадре идут с музейными табличками:

Впервые в жизни видел его!

А в этот бинокль можно посмотреть на озеро и стоящие во дворе боевые орудия:

Судя по всему, фрицы прилично удивились прорыву Блокады и драпали что есть мочи, если были найдены в огромных количествах их пожитки, в частности - нетронутое новое обмундирование.

Отчет о путешествии на машине вокруг Ладожского Озера. Кемпинги, реки, крепости, Кремли, монастыри, церкви и другие достопримечательности Русской земли.

Москва - Вологда. Трасса М8 "Холмогоры"

Лета в Москве в этом году не было. Ни дня без дождя. Вот и накануне нашего отъезда небо заволокло сплошными сизыми тучами. Побежали быстро грузить машину, благо все вещи были уже упакованы. И, как оказалось, вовремя. Не прошло и часа, как хляби небесные разверзлись, и полил очередной нескончаемый дождь. Под его нудный перестук отправились спать — завтра подъем запланирован на 4 утра.

Утро 8 июля встретило нас все тем же мерно моросящим дождем. Быстро загружаем в машину остатки вещей и нашу дочку Полину, и отправляемся в 4:45. Старт на Вологду. Вот запланированный маршрут путешествия:

Первые 3 часа пути нас безрадостно поливает то усиливающийся, то ослабевающий поток воды. Первые проблески надежды забрезжили с первыми лучами солнца где-то в районе Ярославля. Вера в хорошую погоду росла и укреплялась в нас с каждым километром пути от Москвы. Вологда встретила нас солнышком и почти обеденным временем — 12:30.

Позади трассы М8 "Холмогоры". После короткого совещания решили отложить обед на потом. А пока светит солнышко, можно размять затекшие ноги, прогуляться и залезть на колокольню.

Потерев на счастье по дороге ухо коня поэта Батюшкова и преодолев 294 ступеньки, мы оказались на верхней площадке. Вологда с высоты птичьего полета замечательно хороша.

Сын Тёма зорким глазом усмотрел внизу футболистов и затребовал себе мяч. В результате похода в магазин он получил мяч, а Поля — долгожданный спиннер. Погуляв по Вологодскому Кремлю и откушав в местном кафе, едем в Прилуки. Спасо-Прилуцкий мужской монастырь понравился мне на картинках своими радужными башнями.

Действительность оказалась даже лучше картинок. Красивый мощный монастырь-крепость. Вот так и надо бы во всех путеводителях для иностранцев писать про наши монастыри — замок-крепость или монастырский замок, чтобы понимали, какую мощь и великолепие они могут пропустить, если не приедут в наши северные края.

Вдоволь насладившись вечерним солнышком, едем в сторону ночевки в "Сокольском Бору" на территории заповедника "Русский Север". Надо сказать, возможность разместиться на ночевку субботним вечером в таком замечательном месте на берегу Шексны вызывала серьезные опасения — могло элементарно не быть мест. Но погода сыграла нам на руку — холод и дожди распугали всех отдыхающих, и мы оказались почти единственными. С комфортом расположились на чудесной стоянке и видом на канал, столиком, навесом и песчаным спуском к воде.

Вино из солнечной Черногории, шашлык... Как будто и не было почти 700 км пути. Вечер удался!

День второй.

С утра хмурилось. Воздух был просто напитан влагой, но это не помешало нам искупаться в не по-летнему холодной воде канала. Комары, всю ночь терпеливо ожидавшие нас снаружи палаток, радостно набросились на сонное "угощение". Горячий чай, сладкая каша, и в 9:30 мы покидаем гостеприимную стоянку и отправляемся в Кирилло-Белозерский монастырь, он же замок, он же крепость.

И вот тут нас накрывает настоящий ливень. После беглого совещания, что же смотреть под дождем, выбираем крепостные стены. Припустив резвым галопом, через минуту мы уже прогуливались по 500-летним стенам шириной 7 метров и высотой 10 метров, согласно путеводителю.

Чувствуя себя в полной безопасности под массивной крышей, побродили по стенам, с удовольствием поглядывая то на усиливающийся, то на ослабевающий дождь. В минуту затишья перебежали к Успенской церкви и колокольне.

Посмотрели симпатичную выставку колоколов и полюбовались видом на Кириллов. Прогулялись на берег Сиверского озера, заскочили в Горицы, где погрустили о плачевном состоянии Горицкого женского монастыря и набрали воды в святом источнике.

И все это время над нами клубились тучи и моросил непрекращающийся дождь. В сторону Белозерска выехали около часу дня. До города на Круглом озере всего 40 км. Казалось бы немного, но настораживали две вещи — паром и то, что навигатор показал больше часа пути. Подозрение в непростой дороге укрепились после поворота по указателю "Белозерск не туда, куда ведет дорога". Асфальт кончился и пошел грейдер, да еще какой, яма на яме. Скорость снизилась до 20-30 км/час. Пока доползли до парома, в голове все превратилось в опилки. Но нет худа без добра. К парому приехали около 14 часов и, как оказалось, вовремя — с 13 до 14 часов здесь перерыв, и раньше мы все-равно никуда бы не уехали.

После парома дорога ничуть не изменилась, и мы с грустью осознали, что если не примем меры, следующие 20 км нам ехать еще час. И меры были приняты — махнув рукой на воронки и подвеску, полетели над ямами со скоростью 60 км/час, время от времени притормаживая, чтобы перевести дух. Тем не менее, в Белозерск приехали лишь в начале четвертого часа — голодные и холодные, как стая крокодилов. После сытного обеда настроение поднялось.

Дождь прекратился, подул порывистый холодный ветер, разгонявший надоевшие тучи. Появились силы взлететь на земляной вал — все что осталось от крепостных стен Белого города, прогуляться по дамбе и полюбоваться штормовым Белым озером.

С отставанием от графика на целый час выехали в сторону Липина Бора. На паром правда опоздали и зависли еще на полчаса. До Ковжского озера, где у нас запланирована ночевка, еще 2 часа пути — будем только к 9 вечера. Но что поделать... А завтра длинный день, вставать надо рано. Так и оказалось. На место прибыли лишь к 9 часам. Отмахали 200 верст, да еще по таким дорогам. Лагерь, макароны, вологодская клюковка — и спать. Завтра ранний подъем и долгий день.

Ленинградская область и Карелия

День третий.

Выехали в 8:30, отличный результат. Курс на Вытегру. Можно позволить себе не гнать, ехать и глазеть по сторонам. Вчерашнего дождя как и не было — ослепительное солнце, все вокруг заиграло красками. Через час добрались до Вытегры по трасса А119 и . Главная достопримечательность этого городка — подводная лодка — доставила массу удовольствия мужской части нашей компании.

А вот следующая остановка — деревня Верхние Мандроги — порадовала всех, равно как и дороги Ленинградской области. Эх, Вологда, Вологда... Мандроги напомнили Кижи, только классом повыше и без церквей.

Мы побродили по старой деревне, заглянули в мастерские рукоделия, резьбы по дереву, гончарную мастерскую, кузнечный цех. Послушали, как звучат старорусские музыкальные инструменты и покачались на качелях-бревнах.

Под завершение откушали щей из чугунка и душистых пельменей. Веселые и довольные устремились по шикарной трассе "Кола" в Олонец. Древняя крепость в Олонце, к сожалению, не сохранилась по причине утраты своего стратегического значения.

Зато мы прогулялись по центру города, полюбовались церковью на острове и прикупили свежей ладожской рыбки, которую вечером с удовольствием пожарили на углях.

Стоянка на берегу Ладожского озера на шикарном песчаном пляже с видом на закат, жареной рыбкой, запиваемой вологодской клюковкой — вот ради этого стоит преодолевать трудности путешествия, трястись по ухабам вологодчины, кормить комаров и вытаскивать увязшую в песках машину.

На ночевку в районе Видлицы встали около 20:00.

День четвертый.

С утра сделали себе поблажку — встали в 7. Тихое солнечное утро, спокойная поверхность озера, сливающаяся в туманном горизонте с небом, и практически полное отсутствие комаров. Выезжаем в 10:00 на мраморный каньон Рускеала. Дорога по восточному берегу Ладоги восхитительна. Ощущение американских горок — взлетаешь вверх, потом вниз, крутой поворот и снова вверх, и снова вниз. Так в полетах время пролетело незаметно, и вот мы уже в мраморных каньонах Рускеалы. Место, куда хочется возвращаться — так написано на плакате при въезде. Да, так и получилось — мы вернулись сюда 6 лет спустя, и сразу на лодочки — теперь мы опытные и знаем, с чего начать.

Гроты, бездонная глубина и мраморные отвесные стены — это незабываемое ощущение. Но главные аттракцион для детей — zip-line или полет над пропастью, в данном случае над водной гладью каньона. Одеваешь систему, пристегиваешься к ролику и паришь над каньоном вместе с чайками.

Кстати о чайках — трогательные, маленькие, серые, пуховые комочки — маленькие чайки, чаята. Сидя на скалах, они разевают рты и жалобно покрикивают, ожидая, когда мама-чайка положит в рот червяка. Тропа по верху каньона удлинилась, появилось подземное озеро и дорога к настоящим мраморным картинам — так причудливо расписала мраморные срезы природа.

С грудами мраморных камней в карманах и рюкзаках загрузились в машины и на ночевку. На этот раз в скалах северного фьорда Ладожского озера неподалеку от Сортавалы. По дороге прикупили местной копченой форельки и устроили царский ужин.

Вчера позвонили с Валаама. На Ладоге шторм, метеоры не ходят. Валаам отменяется. Взгрустнули, конечно. Так хорошо все спланировали, и на тебе. Решили не спеша встать, покупаться, благо вода в этой части залива оказалась достаточно теплой. Но все планы спутал дождь. Едва-едва сварилась каша, как небеса прорвало, и вдобавок к шторму на озере добавился шторм на небесах.

Вода в миски с кашей наливалась быстрее каши. Секунда — и каша превращалась в гречневый супчик. Завтрак заглотали кто где — кто под тентом палатки, кто под открытым багажником машины, а некоторые и вовсе не стали вылезать из палатки. Дождались минуты короткого затишья, быстро-быстро собрались, покидали вещи в машины и поехали в сторону Сортавалы — дождь переждать и в магазин сходить.

Надо отметить, как нам все-таки везет. Пока ехали, хлестал дождь, но в Сортавале он стих, даже попыталось выглянуть солнышко. Но едва мы сели в машины ехать дальше, как полило с новой удвоенной силой. Порадовавшись, что мы не на Валааме, а в теплых машинах, двинулись в Приозерск. Прекрасный карельский автобан с новым асфальтом, европейскими развязками и красивыми информационными щитами на двух языках резко превратился в убитую грунтовку сразу же после вывески "Добро пожаловать в Ленинградскую область". Видимо не "добро" и не "пожаловать".

Вообще Карелы молодцы — дороги у них на высшем уровне! А вот Питерцы подкачали — почти 20 км до Приозерска тряслись по ямам и ухабам. Ну мы уже привычные, втопили и понеслись над ямами, слегка касаясь колесами раздолбаной дороги.

Дождь поутих, и мы вполне смогли насладиться как солянкой и жарким в горшочках, так и городом Приозерском, он же Корела, он же Кексгольм, он же Какисальми.

Мужчин заинтересовали два танка около крепости Корела, а нас с Полей птицы — необычная разновидность чайки с коричневыми головами и красноватыми клювами. Чайки и утки с удовольствием кушали наши баранки. Сама крепость Корела — маленькая и компактная, с казематами, валунными стенами, травяным валом и сувенирной лавкой (а как же!).

Обошли ее быстро и даже сходили в музей. Заночевали на шикарной песчаной дюне в 10 км от Приозерска в красивом сосновом лесу на берегу Ладожского озера. В этот раз предусмотрительно натянутый тент не лишил нас вечерних посиделок с видом на штормовое озеро, где шум прибоя сливался с шумом проливного дождя.

Отдых на Ладоге

День шестой.

Утро встретило нас ослепительным солнцем. До чего все-таки переменчива погода. Ладога успокоилась, волны лениво накатывались на песчаный берег. Утреннее купание взбодрило — вода в Ладоге не теплее 15-16 градусов, в ней хорошо купаться после бани. На солнце все разомлели, и утро прошло лениво и неспешно.

После завтрака мы были организованы на командную игру в инопланетян — доставь тарелку на веревках из пункта А в пункт В. Слаженные и дружные действия нашей команды привели к успешному завершению задачи, и тарелка благополучно попала в пункт назначения. А вот попасть на остров Коневец с монастырем и горой-часовней не удалось. Одновременно с нами на Коневце решило побывать первое лицо государства, и остров закрыли. Но дневка удалась — дети вырыли ров и построили песчаную крепость, а взрослые с удовольствием расслабились и отдохнули перед завтрашним насыщенным днем.

Форт Северный и Кронштадт

День седьмой.

Наше завершающее утро на природе. Дальше нас ждут гостиницы и аппартаменты. Немного грустно: не будет палаток, посиделок у костра, гладких камней, песчаных пляжей, купания в холодном озере. Впереди Кронштадт, Санкт-Петербург, дворцы и крепости, реки и фонтаны. А еще Полинин день рождения, который она так ждет.

Только отчалили со стоянки, полил очередной дождь, как будто и не было вчерашнего солнца. Оторвались от дождя только на подъездах к Питеру. Дорога по дамбе вызвала восхищение — весьма масштабное сооружение! Не доезжая города, свернули на форт Северный. Дорога грунтовая, ямы полные воды.

Сам форт представляем грустное зрелище, полуразрушенное и заросшее травой. Черными дырами зияют исписанные псевдо-граффити доты с помойкой внутри. Сооружение впечатляющее, но заброшенное. А ведь могло быть совсем иначе — красивая асфальтовая дорога, стриженые газоны, туалеты, палатки с сувенирами, а дольше сам форт величественный в своей мощи, где в каждом доте по пушке или другое орудие тех времен. Фантазировать можно и дальше, но беполезно. А мы едем дальше. Золотой купол Морского Собора Кронштадта виден еще с дамбы.

Вблизи же на Якорной площади он производит грандиозное впечатление. Восстановлены даже памятные доски, варварски уничтоженные в 1917 году. Морская прогулка с обзором островных фортов особого впечатления не произвела, возможно, из-за погоды. Хотя пару занимательных историй мы услышали.

В завершение дня успели вскочить в "уходящий поезд" — присоединиться к последней экскурсии в Ораниенбауме. Правда, лучше было бы побродить по дворцу самостоятельно, не слушая экскурсовода.

Финал дня — сытный ужин, теплый душ в гостинице, мягкие постели. Приятно ощутить себя в цивилизации!

Петергоф (Петродворец) и фонтаны

День восьмой.

Сегодня день рождения Полинки. Ура! В честь такого знаменательного события Поля проснулась раньше родителей и из под одеяла нетерпеливо поблескивали два глаза в ожидании — ну когда же? Вот он долгожданный момент — уши у Полины удлинились, а подарки ровным слоем заполнили пространство родительской кровати. После праздничного завтрака (да здравствует яичница!) выезжаем на праздничную прогулку в Петродворец к фонтанам.

В этот раз мы предусмотрительно запаслись вторым комплектом одежды. Ведь нельзя же побывать в Петродворце и не вымокнуть в фонтанах. Погода порадовала, с утра ослепительное солнце под стать празднику. Ждем торжественное открытие фонтанов. Едва стихают последние аккорды музыкального сопровождения, поддерживаем традицию громкими аплодисментами.

И скорее к фонтанам-шутихам. Сменная одежда, как и ожидалось, отлично пригодилась — детей можно было выжимать вместе с одеждой. 4 часа пролетели моментально, и нам уже пора ехать в Санкт-Петербург. Заселились в гостиницу, получили очередную порцию подарков, намарафетились и отправились в променанд по Невскому с конечной точкой — рестораном "Мансарда". Вечер завершился поднятием на колоннаду Исаакиевского собора, созерцанием вечернего Петербурга с высоты птичьего полета, вечерней игрой в "крокодила" и принятием ванны с подаренной бомбочкой.

День девятый.

Сразу после завтрака разделились по интересам. Девушки отправились в Эрмитаж, часть мужской компании поехала на метро к стадиону "Зенит", а муж Андрей отправился отдыхать от всех и бродить в одиночестве по Питеру. Встретились на обзорном кораблике, прокатившему нас на Неве, Фонтанке и Мойке. Питер всегда хорош.

Сколько не приезжай, насмотреться невозможно. После ланча покидаем город и едем в Шлиссельбург. Там нас ждет очередная крепость Ладоги — Орешек.

А сам Шлиссельбург переводится как Ключ-город. Вообще, историю всех крепостей Ладоги можно описать одинаково. Построили в 14 веке в виде земляного вала и деревянных стен. Вскоре крепость сгорела, ее построили заново. Она снова сгорела. В конце-концов строится каменная крепость. В 17 веке в смутное время крепости захватывают шведы, а в начале 18 веке их отбивает Петр Первый. В 18 веке утрачивают свое стратегическое значение и те крепости, которые к этому времени не успели сгореть. Они превращаются в тюрьмы.

Собственно, такое описание подходит и для крепости Орешек, только у нее есть еще одна страничка истории — защитники крепости спасли Ленинград во время ВОВ, не дав фашистам замкнуть кольцо блокады.

Практически здесь (чуть севернее) к Ладоге выходила Дорога Жизни. Здесь все пронизано памятью войны, и даже крепость восстановлена лишь частично в память о героической обороне крепости. Нам повезло, мы попали на окончание "Рыцарского фестиваля". Прямо в крепости можно было сразиться на мечах, пострелять из лука, выпить медовухи и посмотреть инсценировку сражения Второй мировой войны. Дети и взрослые получили массу удовольствия, которое не омрачило даже часовое ожидание катера на материк в связи с массовым отъездом народа с фестиваля.

Старая Ладога

День десятый.

С утра ищем шиномонтаж — в колесе шуруп. После воскресного дня город спит, в 9:30 все закрыто. Открытый шиномонтаж находим лишь с третьей попытки. 5 минут, и колесо в порядке. Поиски заняли больше времени, чем сама работа.

Теперь мы мчимся в сторону Старой Ладоги, где завершается наше кольцо вокруг Ладожского озера. Согласно легендам начинается Великая Русь, ведь именно в Старой Ладоге на берег высадился Рюрик и основал первое поселение. Это наводит на позитивную мысль, что завершение чего-то одного — всегда начало чего-либо другого, нового, хотя бы и разнесенного во времени на века.

При въезде в Старую Ладогу останавливаемся около кургана Вещего Олега. Здесь по приданию его укусила змея, здесь же он и похоронен.

Вообще в Старой Ладоге оказалось на удивление много мест, где хочетлось остановиться. Например, обнаружился храм, а рядом Святой Источник. Мы набрали воды и искупались в купели. И такая благодать сошла, что сразу ощущаешь — именно отсюда пошла земля русская!

А рядом с источником Староладожские пещеры — то ли древнее капище, то ли старинный городище.

Галереи и туннели пещеры, к сожалению, залиты водой. И вот она, жемчужина Старой Ладоги — крепость на реке Волхов.

Здесь мы практически замкнули кольцо нашего маршрута вокруг Ладоги. Мы увидели все три великих реки — Свирь, Вуоксу и Волхов, питающих своими водами Ладожское озеро и вытекающую из него Неву. Видели истоки Невы и Волхова и устья Невы и Волхова. Побывали во всех трех сохранившихся крепостях Ладоги — Кореле, Орешке и Ладоге, полюбовались красотой северной природы, пожили в палатках и гостиницах.

Посетили Санкт-Петербург, а в завершении поездки — Великий Новгород. Дорога, вопреки ожиданиям, оказалась неплохой. Немного подвел участок на границе Ленинградской и Новгородской областей, но после Вологодских дорог уже ничего не было страшно. Мы бойко обгоняли фуры и легковушки, с легкой грустью размышляя о необходимости замены амортизаторов.

Через 3 часа квартировались в Новгороде. Слегка отпразновав прибытие в Великий Новгород, отправились на вечерний променанд вокруг Кремля. Приятно порадовало вечернее оживление на улице — дети на роликах, волейбольные площадки, гуляющие и отдыхающие люди.

Конец путешествия и итоги

День одиннадцатый.

Итак, сегодня завершается наше путешествие. До обеда Великий Новгород, а потом — домой! С утра погодка шепчет: яркое солнце, кудрявые облака, теплый ветерок. Золотые купола новгородской Софии так и сверкают в лучах солнца.

Мы удачно попали на утренние звоны — минут 10 звонари выводили на колоколах различные мелодии. Вдоволь нагулявшись по Кремлю, поднявшись на стены и послушав службу в соборе Софии, едем в Витославицы — музей деревянного зодчества.

В это время набежала стальная туча, и Витославицы встретили нас проливным дождем. Но добротные северные избы — прекрасное укрытие от ненастья. Пока мы приобщались к жизни и быту наших предков, погода снова улыбнулась, и к моменту возвращения в город уже вовсю светило солнце. Перед отъездом заскочили в "храмовый город" на другом берегу Волхова. Церкви тут растут, как грибы после дождя.

Прощальный взгляд на город и прощание. Впереди 600 км и одна маленькая остановка в Вышнем Волочке. В нашу Апрелевку добираемся глубокой ночью. Путешествие завершено.

За время путешествия мы проехали 2950 км, посетили четыре области, были почти в двух десятках городах и населенных пунктах. Объехали вокруг Ладожского озера, отметились на Белом, Ковжском и Онежском озерах, видели крепости и монастыри, танки и подводные лодки, каньоны и пещеры, реки, паромы и каналы. Ночевали на скалах, пляжах, в сосновых лесах в спальниках и на мягких перинах. Съели много солянки, успели устать от впечатлений и надеюсь не устать друг от друга. Впереди новые километры дорог!

Смешно сказать, но раньше по ЖД я до конца Дороги Жизни никогда не доезжал. На машинах и автобусах да, бывал неоднократно, хоть и не столь часто, как хотелось бы (тем более, что одно время даже сотрудничал с одним из филиалов музея Дороги Жизни), а вот по ЖД в те края ездить не доводилось... Это досадное недоразумение было исправлено накануне, о чём я и спешу рассказать сегодня!

Из Петербурга попасть на Дорогу Жизни проще простого, достаточно сесть на Финляндском вокзале в электричку, конечный пункт следования которой - станция "Ладожское озеро", располагающаяся в нескольких сотнях метров от железнодорожных путей. Время в пути по всей этой ЖД-ветке составит без малого полтора часа, стоимость проезда - 113 рублей. Для студентов и школьников - 54 рубля.

Вы будете ехать по лесам, маленьким сёлам, проедете райцентр одного из крупнейших и наиболее прибыльных в экономическом смысле районов Ленобласти - Всеволожск. За окном будут красивые пейзажи - живописные болотца, березняки и ельники, небольшие речушки. Я по пути не снимал, потому как иногда деревья растут ну совсем вплотную к путям, видно за ними неплохо, но на скорости фокус камеры всё равно выхватывал бы только эти раскидистые ветви. Так что поезжайте и смотрите на Дорогу Жизни сами, это того стоит!

Станция "Ладожское озеро" располагается в одноимённом посёлке и является конечной на своей ветке Ириновского направления Октябрьской железной дороги. Расположена станция вблизи Осиновецкого мыса, а потому посёлок Ладожское озеро имеет и ещё одно, неофициальное, название - Осиновец.

Посёлок обладает очень необычным зданием вокзала:

На дальней от кадра платформе та самая электричка, на которой приехали мы с товарищем:

Возле станции стоит путевой столб Дороги Жизни, которые установлены на всём её протяжении как вдоль железной дороги, так и вдоль автомобильной трассы А128 Санкт-Петербург - Морье. Возле столба красуется раритетный паровоз, насколько я понимаю, именно такие по Дороге Жизни во время войны и ходили:

А вот уже и озеро виднеется. На переднем плане - та самая дорога СПб - Морье:

Видите кота?)

Подходим к спуску на пляж и видим очень красивое дерево:

Обходим его - и теряем дар речи от восторга!

Ладога вдохновляет, Ладога восхищает, Ладога впечатляет, Ладога - это настоящий маленький мир внутри нашей планеты! В очередной раз в этом убедился. Недавно в Петрокрепости (посёлке имени Морозова, то есть), Шлиссельбурге и крепости "Орешек", теперь вновь побывал на Ладожском озере, а впечатления и не думают угасать!

Находясь на берегу озера в солнечный, тёплый день начала сентября, просто не можешь осознать, что происходило здесь 70 лет назад... Кажется невозможным весь тот ужас, что имел место в местах этой нечеловеческой красоты, этой уверенной в себе гармонии, этой высшей тишины...

Но вернёмся к непосредственному рассказу, оставлю за вами право порассуждать на указанную выше тему после прочтения всего поста.

Никто не знает, что это за штуковина на пляже? Неужто для палаток?

Спустились к самой воде, виды там превосходные. Не думаю, что нужны комментарии, смотрите сами:

Кстати, вода в озере была тёплой, что порадовало. Думаю, при неуёмном желании и при сноровке к некоторой, так сказать, прохладе по выходе на берег кому-то из вас, уважаемые читатели, даже можно ещё в Ладоге окунуться, пока она не совсем остыла)

А вот что опечалило... Да, думаю, вы и сами всё видели - куча брошенных сломанных мангалов, мусор, битые бутылки, грязь... Увы, не берегут наши люди сокровище, доставшееся им даром, просто за то, что они тут живут...

Ну и ещё опечалило то, что открыто максимум метров 100 побережья, остальная часть загорожена, так что основательно погулять по берегу озера не удастся, увы:(

Потому мы и покинули пляж и пошли вдоль дороги, раз уж вдоль воды пройти было нельзя.

И пришли к музею Дороги Жизни. Я сотрудничал не с этим его отделом, потому было вдвойне интересно туда попасть. Впрочем, зашли мы в музей уже на обратном пути, а пока пошли дальше вдоль трассы:

Никто не знает, зачем на дороге делают такие ямки? Всегда было интересно...

Дома у местных жителей почти все очень даже ничего такие)

А вон, за одним из них, уже виднеется и цель нашего пути - знаменитый в определённых кругах Осиновецкий маяк!

Проходим ещё метров 100, и его становится видно почти идеально:

Состояние маяка местами не совсем товарное, но ведь он уже не используется, а как достопримечательность по-прежнему хорош и аутентичен:

Идём по улице по направлению к побережью в надежде выйти на открытое пространство, с которого маяк будет виден полностью. По пути обращаем внимание на интересное расположение облаков - такое чувство, что на горизонте горы:

И тут нас постигает облом:(Судя по всему, уже всю территорию вокруг маяка застроили и перегородили заборами, попасть к нему нам так и не удалось:(Очень-очень жаль... То, что выход к озеру перекрыт - ещё ладно, хотя, насколько я знаю, законодательно это делать запрещено... Но вот к маяку попасть хотелось. Ну, нет так нет, и так хоть немного увидели его своими глазами:

Та самая 145-я трасса, идём обратно, в музей:

Вот, собственно, и он. Полный билет стоит всего 60 рублей, льготный - и вовсе смешные 30. За фотосъёмку придётся доплатить ещё 50 рублей, но если учесть, где располагается музей и предположить, на какие средства он живёт, этой копеечной суммы становится совсем не жалко. Это я к тому, что во многих музеях принципиально не покупаю права на съёмку, считая это нарушением правил посещения учреждений культуры. Но тут, повторюсь, несколько иной случай.

Внутри собрана внушительная коллекция оружия времён Великой Отечественной войны, макетов техники, карт, личных вещей и фотографий участников функционирования Дороги Жизни. Тут комментариев тоже будет минимум, тем более, что большинство предметов в кадре идут с музейными табличками:

Впервые в жизни видел его!

А в этот бинокль можно посмотреть на озеро и стоящие во дворе боевые орудия.

Осиновецкий маяк - настоящая достопримечательность Ладожского побережья. Он возвышается над чудесным пляжем с чистым мягким песком, украшая своим видом окружающие пейзажи.

Это тот самый случай, когда для поездки на пляж не требуется жаркая погода. Прохладный ветер с Ладоги, относительная уединенность и спокойствие создают идеальное настроение для знакомства с маяком.


Поэтому сегодня я с удовольствием расскажу об нашем маленьком путешествии к Осиновецкому маяку, и покажу чудесные, практически морские пейзажи.

Вначале хотелось бы сказать о том, что местность эта имеет свою историю, которая вобрала в себя не только безмятежные солнечные будни.

Память

Чем же памятно это место.

Дело в том, что именно здесь в годы блокады Ленинграда находилась единственная на тот момент «брешь» в блокадном кольце, через которую в город поставлялись продовольствие и техника, а также проводилась эвакуация мирных жителей.

На берегах Ладоги установлены памятники и мемориалы, напоминающие о тех непростых временах.

Возле поселка Коккорево, где в ноябре 1941 года была налажена ледовая переправа и откуда отправился первый конно-санный обоз, над Вагановским спуском установлен мемориал «Разорванное кольцо».

В этот раз я его не фотографировала, но мы были здесь 4 года назад. Фото сделано летом 2012 года.


Мемориал «Разорванное кольцо»

Примерно посередине между маяком и железнодорожной станцией «Ладожское озеро» находится музей «Дорога Жизни».

Четыре года назад это было небольшое деревянное здание, которое выглядело очень скромно. Сейчас музей являет собой абсолютно иное зрелище - современное белое здание с территорией, обнесенной забором. В обновленном музее мы пока не были, но обязательно это исправим. А вот старый музей посетили с огромным удовольствием и интересом.

Фото также четырехлетней давности.


Музей «Дорога Жизни»
Музей «Дорога Жизни»

К сожалению, фотографий оттуда совсем немного. Но когда мы побываем в новом музее, я посвящу ему отдельную статью.

А пока вернемся к маяку и Ладожским пейзажам.

Находится Осиновецкий маяк в поселке Ладожское озеро, который раньше именовался Осиновец. Многие, по старой памяти, до сих пор так его и называют.

Заложен маяк был в 1905 году, но строительство затянулось и завершилось только спустя пять лет. Разорившийся подрядчик, который выиграл конкурс, оставил начатый недодел, и завершать работы пришлось управлению водного транспорта Российской Империи.

Сложные и непредсказуемые воды Ладоги, сильный ветер и опасные рифы в прибрежной зоне погубили не одну сотню судов, поэтому необходимость маяка в этих местах, чтобы хоть как-то облегчить навигацию, была очевидна.


В годы войны, еще до строительства ледовой дороги возле Коккорево, именно к подножию Осиновецкого маяка впервые причалили баржи с продовольствием, хотя берег здесь всегда считался опасным и непригодным для пристани. Сейчас о том военном порте напоминает лишь каменная насыпь, которая уходит в озеро.


Высота маяка от уровня моря до огня - 74 метра, а свет прожектора виден за 40 километров. Указывать путь морякам он продолжает и по сей день.

Раньше смотрителям приходилось каждый день подниматься по винтовой лестнице в 366 ступеней, чтобы зажечь огонь, а теперь работа лампы в 500 ватт автоматизирована. Вечером свет рассекает наступившую темноту и угасает на рассвете.

Если верить интернетам, вход на маяк для случайных прохожих закрыт, а довольно внушительный участок территории вокруг сооружения обнесен забором. Знаю, что особо целеустремленным удавалось договориться со смотрителем, чтобы попасть внутрь маяка и забраться на самый верх, но неизвестно, прокатывает ли это сейчас.


Пляж

У подножия маяка раскинулся небольшой, но совершенно уютный пляж. Вроде и от города находится не так далеко, но действительно удивляет своей ухоженностью и чистотой.

Как только мы подъехали и ребенок наш увидел песчаные просторы, выудить его оттуда оказалось нереально. Поэтому большую часть прогулки, мы провели разгуливая по песочку, лазая по прибрежным камням и шлепая по воде.

Несмотря на прохладный ветер, солнце отлично пригревало, и уходить действительно не хотелось.



Холодные волны Ладоги. Пляж возле маяка.

Больше всего понравилось, что пляж оказался довольно малолюдным. Возможно, летом здесь яблоку негде упасть, но мы застали его практически пустым.


Такие «Врата счастья» встречают на входе. И далеко ходить не надо.
Пляж возле Осиновецкого маяка
Картина «Весна в Питере». Солнце греет, что песок почти горячий, но холодный ветер не дает снять куртку.


Забором обнесена территория базы отдыха

Слегка потеплело. Демку было уже не удержать.

Посередине пляжа устроено что-то вроде декоративного кострища - окруженного скамейками очага, правда, без огня. Его заняла группа китайских туристов, которая быстро и шумно рассредоточилась по пляжу, затем так же быстро скомпоновалась и уехала.



Рядом находится база отдыха «Осиновецкий маяк». Возможно, благодаря этому пляж и находится в отличном состоянии.

Перед входом, рядом с парковкой, установлены туалеты, а на самом пляже есть детская площадка, кафе, беседки для пикника. По песку проложена деревянная мостовая, что для меня - просто счастье. Можно стряхнуть песок и выйти с пляжа как белый человек - в обуви, не рискуя начерпать снова.







Здесь действительно приятно провести время с семьей - спокойно, красиво, чисто. Во всяком случае, сейчас.






База отдыха

Интересна сама по себе и территория базы.

Она стилизована под старую рыбацкую деревушку: белые домики, повсюду якоря, фонари под старину, деревянные указатели… Не знаю, как обстоят дела с проживанием и обслуживанием, но прогуляться там приятно даже ради чисто эстетического удовольствия.










Тематический «стрит-арт» на стене гостиницы

Как добраться до Осиновецкого маяка

На электричке добраться до Осиновецкого маяка из Питера можно с Финляндского вокзала. Едете до станции Ладожское озеро, которая является конечной на этой ветке,а дальше идете полтора километра в обратном направлении. Маяк виден издалека, мимо не пройти

На машине нужно ехать по шоссе Дорога Жизни, а затем по Ириновскому шоссе до берега Ладоги. В этом месте увидите мемориал «Разорванное кольцо». Здесь нужно повернуть налево и проехать вдоль озера. Через 4,5 км вы увидите съезд направо и вывеску «База отдыха «Осиновецкий маяк».

Высокий забор, вдоль которого вам придется проехать - и есть тот самый, что ограждает территорию маяка. Дорога в довольно хорошем состоянии, везде поставлены указатели, так что проблем с тем, чтобы найти нужное место, возникнуть не должно.

Ириновский дуб

А еще на Дороге Жизни есть еще один необычный памятник, уже никак не связанный с блокадой. Это старый дуб, который находится у деревни Ириновка.


Дорожка из щебня ведет к нему неспроста. В 2013 году в рамках Всероссийской программы «Деревья - памятники живой природы» он получил статус памятника.

Местные жители утверждают, что дубу 250 лет и под ним любил прогуливаться еще сам Кутузов. Но специалисты, которые обследовали дерево, насчитали «всего» 184 года. Эта цифра и значится на информационной табличке.

Жители, конечно, недовольны таким заключением, вроде как снизившим ценность дуба и исключившим связь с Кутузовым. Ведь так получается, что дерево было посажено уже после смерти полководца.




Кроме Ириновского дуба в Ленобласти есть еще только одно дерево-памятник, утвержденное в рамках этой программы - вяз в деревне Мерёво.

Вот, пожалуй, и все на сегодня. Надеюсь, было интересно

gastroguru © 2017