Размышления в начале учебного года. «Фабрика марионеток»

Джон Тэйлор Гатто

Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя

Джон Тэйлор Гатто

«Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя»: Генезис; М.; 2006

ISBN 5‑98563‑097‑8, 0‑86571‑231‑Х

Аннотация

Книга известного американского педагога и писателя Джона Гатто обличает пороки системы обязательного государственного школьного образования, критикует ее базовые постулаты. По мнению автора, экспансия школы лишает детей свободного времени, которое им необходимо для самостоятельного познания мира и реальной жизни. Вместо этого они учатся беспрекословно выполнять приказы и быть хорошо функционирующими винтиками в машине индустриального общества.

Самопознание, участие в настоящей жизни с ее реальными проблемами, возможность проявлять самостоятельность и обретать опыт в разных областях жизни – вот то, что позволило бы детям прорваться сквозь путы современного конформистского общества. Автор призывает ограничить влияние школы на ребенка, найти способы вовлечения детей и семей в реальную жизнь общества.

Книга адресована широкому кругу читателей.

Я посвящаю эту книгу своей внучке,

чье имя в переводе с исландского

означает «Священное Писание».

Свети и сияй во тьме, Гвутрун!

Джон Тэйлор Гатто двадцать шесть лет проработал учителем в государственных школах Манхэттена. Имеет ряд государственных наград за выдающиеся заслуги в области образования. В 1991 г. признан Учителем года г. Нью‑Йорк. В настоящее время он, уволившись из государственной школы, продолжает работать учителем в Открытой школе г. Олбани и ездит с выступлениями по Соединенным Штатам Америки, призывая к проведению радикальной реформы системы государственного школьного образования.

«Ваши слова попали в самую точку. Наши школы не оставляют детям никакого свободного времени для общественной жизни и общения с родителями. Ваши идеи очень нужны нам».

Бонни Мак‑Кеон,

г. Капон‑Спрингс, штат Западная Виргиния

«Я слышал Ваше выступление в программе новостей и полностью с Вами согласен. Когда я впервые начал преподавать здесь, то поразился схожести с Нью‑Йорком – те же безумные принципы, те же безумные правила, те же безумные действия, тот же недостаток образования».

Эд Рошут,

преподаватель и научный сотрудник, г. Омаха, штат Небраска

«Вы очень четко описали озабоченность и тревогу, которые я испытываю, пытаясь учить детей в обществе, которое хорошо муштрует, но не дает образования. Мой ответ: аминь, аминь, аминь!»



Кэтлин Трамбл,

учительница, г. Сильвер‑Бэй, штат Монтана

«Я не педагог, не родитель и не политик. Я продукт тех проблем, которые Вы описываете. У меня было страстное желание учиться, в своей жизни я встретила нескольких прекрасных учителей и получила диплом, но очень скоро поняла, сколь бесполезным был для меня весь этот опыт. Родителям и ученикам, особенно ученикам, следует знать то, о чем Вы говорите».

Прайя Десай,

г. Филадельфия, штат Пенсильвания

«Такие, как Джон Гатто, имеющие смелость и упорство противостоять бюрократической иерархии, считаются возмутителями спокойствия. Но принципы, которые отстаивает Джон, не новы и не радикальны, а фундаментальны для любого процесса познания. То, что они идут вразрез с действиями современных чиновников от образования, показывает, сколь далеко эти чиновники отошли от истинного предназначения своей профессиональной деятельности».

Рон Хитчон,

г. Секокус, штат Нью‑Джерси

«Ваш анализ кризиса государственной системы образования, его отличий от того, что на самом деле нужно людям, и показанная Вами взаимосвязь между школой, телевидением и преобладающим среди американцев апатичным зашоренным мировоззрением вскрывают корни распада нашего общества».

Дэвид Вернер,

г. Пало‑Альто, штат Калифорния

«То, о чем Вы говорите, действительно происходит. Вы абсолютно правы в том, что наше школьное обучение имеет целью сделать людей управляемыми, а их жизнь – подконтрольной».

Альфред Т. Апатанг,

Рота, штат Миннесота

«Вы меня просветили и напугали. Я подумаю о многих‑многих вещах, но особенно – о том, как вернуть в свой класс живой дух настоящей жизни, чтобы помочь ученикам ощутить ее целостность».

Рут Шмитт,

г. Туба‑Сити, штат Аризона

«Высшая награда Вам как учителю – Ваши прекрасные ученики».

Боб Керри,

сенатор, штат Небраска

«Я в восторге от Вашего анализа, понимания ситуации и рекомендаций».

Пэт Фаренга,

Ассоциация Джона Холта

Я посвящаю эту книгу своей внучке,

чье имя в переводе с исландского

означает «Священное Писание».

Свети и сияй во тьме, Гвутрун!

Джон Тэйлор Гатто двадцать шесть лет проработал учителем в государственных школах Манхэттена. Имеет ряд государственных наград за выдающиеся заслуги в области образования. В 1991 г. признан Учителем года г. Нью-Йорк. В настоящее время он, уволившись из государственной школы, продолжает работать учителем в Открытой школе г. Олбани и ездит с выступлениями по Соединенным Штатам Америки, призывая к проведению радикальной реформы системы государственного школьного образования.

«Ваши слова попали в самую точку. Наши школы не оставляют детям никакого свободного времени для общественной жизни и общения с родителями. Ваши идеи очень нужны нам».

Бонни Мак-Кеон,

г. Капон-Спрингс, штат Западная Виргиния

«Я слышал Ваше выступление в программе новостей и полностью с Вами согласен. Когда я впервые начал преподавать здесь, то поразился схожести с Нью-Йорком – те же безумные принципы, те же безумные правила, те же безумные действия, тот же недостаток образования».

Эд Рошут,

преподаватель и научный сотрудник, г. Омаха, штат Небраска

«Вы очень четко описали озабоченность и тревогу, которые я испытываю, пытаясь учить детей в обществе, которое хорошо муштрует, но не дает образования. Мой ответ: аминь, аминь, аминь!»

Кэтлин Трамбл,

учительница, г. Сильвер-Бэй, штат Монтана

«Я не педагог, не родитель и не политик. Я продукт тех проблем, которые Вы описываете. У меня было страстное желание учиться, в своей жизни я встретила нескольких прекрасных учителей и получила диплом, но очень скоро поняла, сколь бесполезным был для меня весь этот опыт. Родителям и ученикам, особенно ученикам, следует знать то, о чем Вы говорите».

Прайя Десай,

г. Филадельфия, штат Пенсильвания

«Такие, как Джон Гатто, имеющие смелость и упорство противостоять бюрократической иерархии, считаются возмутителями спокойствия. Но принципы, которые отстаивает Джон, не новы и не радикальны, а фундаментальны для любого процесса познания. То, что они идут вразрез с действиями современных чиновников от образования, показывает, сколь далеко эти чиновники отошли от истинного предназначения своей профессиональной деятельности».

Рон Хитчон,

г. Секокус, штат Нью-Джерси

«Ваш анализ кризиса государственной системы образования, его отличий от того, что на самом деле нужно людям, и показанная Вами взаимосвязь между школой, телевидением и преобладающим среди американцев апатичным зашоренным мировоззрением вскрывают корни распада нашего общества».

Дэвид Вернер,

г. Пало-Альто, штат Калифорния

«То, о чем Вы говорите, действительно происходит. Вы абсолютно правы в том, что наше школьное обучение имеет целью сделать людей управляемыми, а их жизнь – подконтрольной».

Альфред Т. Апатанг,

Рота, штат Миннесота

«Вы меня просветили и напугали. Я подумаю о многих-многих вещах, но особенно – о том, как вернуть в свой класс живой дух настоящей жизни, чтобы помочь ученикам ощутить ее целостность».

Рут Шмитт,

г. Туба-Сити, штат Аризона

«Высшая награда Вам как учителю – Ваши прекрасные ученики».

Боб Керри,

сенатор, штат Небраска

«Я в восторге от Вашего анализа, понимания ситуации и рекомендаций».

Пэт Фаренга,

Ассоциация Джона Холта

От российских издателей

Уважаемый читатель!

Перед вами книга известного американского учителя Джона Гатто. Учителя думающего, чувствующего и по-настоящему любящего детей. То, что он пишет про систему образования, не лежит на поверхности, и тем не менее после прочтения книги создается впечатление, что все сказанное автором достаточно очевидно. Просто тем, кто является частью образовательной системы, тем, кто привык к существующему десятилетиями порядку вещей, трудно увидеть изнутри происходящее, если не ставить перед собой такой задачи.

Дж. Гатто, проработавший в школе не одно десятилетие, досконально зная все происходящие в школе процессы, дает четкий анализ целей и задач системы в целом, и этот взгляд во многом помогает выстроить в единый ряд отдельные негативные моменты, с которыми сталкиваются в школе дети, родители и учителя. Несмотря на то что речь идет об американской школе, все сказанное поразительно напоминает ситуацию, характерную для российских школ, причем с каждым годом все больше и больше. Именно поэтому мы и решили перевести эту книгу.

Большая часть жизни детей проходит в школе. Школа оказывает огромное воздействие на формирование взглядов и мировоззрения человека. Современная жизнь такова, что у родителей остается все меньше времени на общение со своими детьми и их воспитание. Поэтому проще полагаться на то, что это сделает школа. И некогда задумываться над тем, а что же именно происходит с детьми в школе, чему их там учат.

Дж. Гатто пишет о том, что так или иначе школа в первую очередь выполняет общественный заказ, готовя детей для решения своих задач. Школа – это фабрика марионеток, в основе самой системы обязательного образования лежит стремление сделать людей более ограниченными, более послушными, более управляемыми. Цели могут декларироваться самые разные, но конечная цель именно такова, и надо осознавать это – вот что говорит в своей книге Дж. Гатто. Индивидуальность ребенка, его помыслы и мечты, его личностные качества оказываются невостребованными.

Кроме конкретных знаний, школа дает и многое другое: она формирует отношение к себе, к другим людям, к делу, отношение к миру в целом. Вот основные уроки, которые, по мнению автора, дает школа.

Первый урок – это урок бессистемности. Все, чему учат детей, дается вне всякого контекста. Ничто ни с чем не связано.

Второй урок – людей можно и нужно делить на группы: всяк сверчок знай свой шесток. (Еще до поступления в школу начинается борьба за место в престижном учебном заведении, и дети, попавшие, к примеру, в гимназический класс или в привилегированную школу, смотрят свысока на своих менее удачливых сверстников.)

Третий урок – урок безразличного отношения к делу: когда звенит школьный звонок, дети должны тут же бросить все, чем до этого занимались, как бы ни был важен процесс, и быстро бежать на следующий урок. В результате ученики никогда ничего не познают до конца.

Четвертый урок – это урок эмоциональной зависимости. С помощью звездочек, красных галочек, улыбок, хмурых взглядов, призов, почестей и наказаний школа учит детей подчинять свою волю командной системе.

Пятый урок – урок интеллектуальной зависимости. Ученики ждут, когда учитель скажет им, что надо делать. Фактически дети должны просто воспроизводить то, что в них вкладывают, не привнося никакой своей оценки, не проявляя инициативы.

Шестой урок. Школа учит детей тому, что их представление о себе определяется мнением окружающих.

Седьмой урок – полная подконтрольность. У детей фактически нет личного пространства, нет личного времени.

Не правда ли, трудно не согласиться с этими утверждениями? Грандиозная образовательная система существует как бы сама по себе. Она функционирует и разрастается по своим законам, при этом ребенок с его проблемами и интересами все больше остается в стороне. Взять хотя бы действующие при каждой школе подготовительные группы: там учат детей писать, читать, считать, преподают иностранные языки, совершенно не соотнося грандиозные программы с реальной необходимостью и целесообразностью этих знаний, с возможностями и потребностями самих детей и нередко нанося вред их психическому и физическому развитию.

Джон Тэйлор Гатто


Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя

Я посвящаю эту книгу своей внучке,

чье имя в переводе с исландского

означает «Священное Писание».

Свети и сияй во тьме, Гвутрун!

Джон Тэйлор Гатто двадцать шесть лет проработал учителем в государственных школах Манхэттена. Имеет ряд государственных наград за выдающиеся заслуги в области образования. В 1991 г. признан Учителем года г. Нью-Йорк. В настоящее время он, уволившись из государственной школы, продолжает работать учителем в Открытой школе г. Олбани и ездит с выступлениями по Соединенным Штатам Америки, призывая к проведению радикальной реформы системы государственного школьного образования.


«Ваши слова попали в самую точку. Наши школы не оставляют детям никакого свободного времени для общественной жизни и общения с родителями. Ваши идеи очень нужны нам».

Бонни Мак-Кеон,

г. Капон-Спрингс, штат Западная Виргиния


«Я слышал Ваше выступление в программе новостей и полностью с Вами согласен. Когда я впервые начал преподавать здесь, то поразился схожести с Нью-Йорком – те же безумные принципы, те же безумные правила, те же безумные действия, тот же недостаток образования».

Эд Рошут,

преподаватель и научный сотрудник, г. Омаха, штат Небраска


«Вы очень четко описали озабоченность и тревогу, которые я испытываю, пытаясь учить детей в обществе, которое хорошо муштрует, но не дает образования. Мой ответ: аминь, аминь, аминь!»

Кэтлин Трамбл,

учительница, г. Сильвер-Бэй, штат Монтана


«Я не педагог, не родитель и не политик. Я продукт тех проблем, которые Вы описываете. У меня было страстное желание учиться, в своей жизни я встретила нескольких прекрасных учителей и получила диплом, но очень скоро поняла, сколь бесполезным был для меня весь этот опыт. Родителям и ученикам, особенно ученикам, следует знать то, о чем Вы говорите».

Прайя Десай,

г. Филадельфия, штат Пенсильвания


«Такие, как Джон Гатто, имеющие смелость и упорство противостоять бюрократической иерархии, считаются возмутителями спокойствия. Но принципы, которые отстаивает Джон, не новы и не радикальны, а фундаментальны для любого процесса познания. То, что они идут вразрез с действиями современных чиновников от образования, показывает, сколь далеко эти чиновники отошли от истинного предназначения своей профессиональной деятельности».

Рон Хитчон,

г. Секокус, штат Нью-Джерси


«Ваш анализ кризиса государственной системы образования, его отличий от того, что на самом деле нужно людям, и показанная Вами взаимосвязь между школой, телевидением и преобладающим среди американцев апатичным зашоренным мировоззрением вскрывают корни распада нашего общества».

Дэвид Вернер,

г. Пало-Альто, штат Калифорния


«То, о чем Вы говорите, действительно происходит. Вы абсолютно правы в том, что наше школьное обучение имеет целью сделать людей управляемыми, а их жизнь – подконтрольной».

Альфред Т. Апатанг,

Рота, штат Миннесота


«Вы меня просветили и напугали. Я подумаю о многих-многих вещах, но особенно – о том, как вернуть в свой класс живой дух настоящей жизни, чтобы помочь ученикам ощутить ее целостность».

Рут Шмитт,

г. Туба-Сити, штат Аризона


«Высшая награда Вам как учителю – Ваши прекрасные ученики».

Боб Керри,

сенатор, штат Небраска


«Я в восторге от Вашего анализа, понимания ситуации и рекомендаций».

Пэт Фаренга,

Ассоциация Джона Холта

От российских издателей

Уважаемый читатель!

Перед вами книга известного американского учителя Джона Гатто. Учителя думающего, чувствующего и по-настоящему любящего детей. То, что он пишет про систему образования, не лежит на поверхности, и тем не менее после прочтения книги создается впечатление, что все сказанное автором достаточно очевидно. Просто тем, кто является частью образовательной системы, тем, кто привык к существующему десятилетиями порядку вещей, трудно увидеть изнутри происходящее, если не ставить перед собой такой задачи.

Дж. Гатто, проработавший в школе не одно десятилетие, досконально зная все происходящие в школе процессы, дает четкий анализ целей и задач системы в целом, и этот взгляд во многом помогает выстроить в единый ряд отдельные негативные моменты, с которыми сталкиваются в школе дети, родители и учителя. Несмотря на то что речь идет об американской школе, все сказанное поразительно напоминает ситуацию, характерную для российских школ, причем с каждым годом все больше и больше. Именно поэтому мы и решили перевести эту книгу.

Большая часть жизни детей проходит в школе. Школа оказывает огромное воздействие на формирование взглядов и мировоззрения человека. Современная жизнь такова, что у родителей остается все меньше времени на общение со своими детьми и их воспитание. Поэтому проще полагаться на то, что это сделает школа. И некогда задумываться над тем, а что же именно происходит с детьми в школе, чему их там учат.

Дж. Гатто пишет о том, что так или иначе школа в первую очередь выполняет общественный заказ, готовя детей для решения своих задач. Школа – это фабрика марионеток, в основе самой системы обязательного образования лежит стремление сделать людей более ограниченными, более послушными, более управляемыми. Цели могут декларироваться самые разные, но конечная цель именно такова, и надо осознавать это – вот что говорит в своей книге Дж. Гатто. Индивидуальность ребенка, его помыслы и мечты, его личностные качества оказываются невостребованными.

Кроме конкретных знаний, школа дает и многое другое: она формирует отношение к себе, к другим людям, к делу, отношение к миру в целом. Вот основные уроки, которые, по мнению автора, дает школа.

Первый урок – это урок бессистемности. Все, чему учат детей, дается вне всякого контекста. Ничто ни с чем не связано.

Второй урок – людей можно и нужно делить на группы: всяк сверчок знай свой шесток. (Еще до поступления в школу начинается борьба за место в престижном учебном заведении, и дети, попавшие, к примеру, в гимназический класс или в привилегированную школу, смотрят свысока на своих менее удачливых сверстников.)

Третий урок – урок безразличного отношения к делу: когда звенит школьный звонок, дети должны тут же бросить все, чем до этого занимались, как бы ни был важен процесс, и быстро бежать на следующий урок. В результате ученики никогда ничего не познают до конца.

Четвертый урок – это урок эмоциональной зависимости. С помощью звездочек, красных галочек, улыбок, хмурых взглядов, призов, почестей и наказаний школа учит детей подчинять свою волю командной системе.

Пятый урок – урок интеллектуальной зависимости. Ученики ждут, когда учитель скажет им, что надо делать. Фактически дети должны просто воспроизводить то, что в них вкладывают, не привнося никакой своей оценки, не проявляя инициативы.

Шестой урок. Школа учит детей тому, что их представление о себе определяется мнением окружающих.

Седьмой урок – полная подконтрольность. У детей фактически нет личного пространства, нет личного времени.

Не правда ли, трудно не согласиться с этими утверждениями? Грандиозная образовательная система существует как бы сама по себе. Она функционирует и разрастается по своим законам, при этом ребенок с его проблемами и интересами все больше остается в стороне. Взять хотя бы действующие при каждой школе подготовительные группы: там учат детей писать, читать, считать, преподают иностранные языки, совершенно не соотнося грандиозные программы с реальной необходимостью и целесообразностью этих знаний, с возможностями и потребностями самих детей и нередко нанося вред их психическому и физическому развитию.

Существующая система образования разъединяет поколения и делает невозможной передачу обычных жизненных знаний и умений от старших к младшим. Знания, которые дает школа, часто совершенно абстрактны и оторваны от реальной жизни.

Каков же выход из ситуации? Как сделать так, чтобы дети не утратили живого интереса к знаниям, не стали конформистами, не стали циниками?

Дж. Гатто видит выход в предоставлении свободы выбора формы образования для каждого, в возрастании роли семьи в воспитании и образовании детей: «Верните семьям собранные у них налоги, чтобы они сами могли искать и выбирать учителей, – они будут великолепными покупателями, если получат возможность сравнивать. Доверьте семьям, районам, отдельным людям самим найти ответ на важный вопрос: "Зачем нам образование?"».

Кроме конкретных знаний, школа дает и многое другое: она формирует отношение к себе, к другим людям, к делу, отношение к миру в целом. Вот основные уроки, которые, по мнению автора, дает школа.

Первый урок - это урок бессистемности. Все, чему учат детей, дается вне всякого контекста. Ничто ни с чем не связано.

Второй урок - людей можно и нужно делить на группы: всяк сверчок знай свой шесток. (Еще до поступления в школу начинается борьба за место в престижном учебном заведении, и дети, попавшие, к примеру, в гимназический класс или в привилегированную школу, смотрят свысока на своих менее удачливых сверстников.)

Третий урок - урок безразличного отношения к делу: когда звенит школьный звонок, дети должны тут же бросить все, чем до этого занимались, как бы ни был важен процесс, и быстро бежать на следующий урок. В результате ученики никогда ничего не познают до конца.

Четвертый урок - это урок эмоциональной зависимости. С помощью звездочек, красных галочек, улыбок, хмурых взглядов, призов, почестей и наказаний школа учит детей подчинять свою волю командной системе.

Пятый урок - урок интеллектуальной зависимости. Ученики ждут, когда учитель скажет им, что надо делать. Фактически дети должны просто воспроизводить то, что в них вкладывают, не привнося никакой своей оценки, не проявляя инициативы.

Шестой урок. Школа учит детей тому, что их представление о себе определяется мнением окружающих.

Седьмой урок - полная подконтрольность. У детей фактически нет личного пространства, нет личного времени.

Комментарии читателей

Сергий / 23.11.2018 Таня / 21.03.2015 ПИШЕТ:
Хватит спорить......
Люди ресурс, не более.
И о вас никто не вспомнит. - смиритесь.
................................................................
НИ-ЗА-ФТО!!! ;)))

Саня / 20.11.2018 Книга хорошая. Многие веии казались интуитивно понятными. После прочтения все систематизировалось. не буду отвлекать своими наблюдениями. Хотелось бы скатать только одно. Автор малло уделяет вопросу о здоровье детей, которое очень сильно портится за период школы. По этому поводу в дополнение этой книги прочтите Евгений Базарный - Дитя человеческое. автор посвятил вопросам педагогики и здоровью детей более 30 лет жизни. Написано просто и популярно и вто же время им и его коллегами серьезные научные работы. А про последнеи несколько лет школьной реформы можно прочитать книгу О.Н.Четверикова - Разрушение будущего. Кто и как уничтожает суверенное образование в России. Там изложены факты, кто когда и что сказал, какие решения и законы были приняты. Хороший подбор фактов и документов. При этом автор поддерживает советскую систему образования при этом закрывая глаза на недостатки "советской" системы образования, а также на объективную необходимость реформы образования в условиях быстро изменяющегося мира (то есть по старому учить уже объективно нельзя)

Александр aka xilore / 28.04.2017 В тему - книга "Образование в новом веке" - Алиса А. Бейли. Классика эзотерики, проверенная не одним поколением учащихся у Духа-Сознания Жизни-Богини-Бога-Истока-Брахмана. Там есть пути решения. Спасибо за внимание и применение всего, что во благо Всему и каждому-"ближнему" (всем частям Живого Целого Тела Творения-проявления Созидающего Духа).

Сергей / 22.01.2016 О многом также догадывался интуитивно, но не мог систематизировать в голове. Взвесив все За и Против пришел к выводу, что без школы в наше время все-таки не обойтись. И дело не только в том, что ребенок не сможет читать и писать, а затем получить специальность, которая будет кормить его. Ребенок учиться жить в социальном обществе, он учиться добиваться успеха. Безусловно, есть и негативные примеры, когда школа уничтожает психику. Но тут и приходит в голову важная деталь - родители не должны упускать из вида учебу ребенка. Мы должны дополнять ее, корректировать полученное мировоззрение в положительное русло. Одним, словом воспитание никто не отменял. Ну и выбрать школу и педагога - это тоже немаловажно

Таня / 21.03.2015 Хватит спорить. Вопрос не в этом, нужна ли система образования. Воспитывается не первый поток людей, способных жить в режиме: работа, сон.
Люди ресурс, не более.
И о вас никто не вспомнит.смиритесь.

Роман / 26.03.2014 У кого и было желание что-то узнать - отобьют в один момент.
"Первый урок - это урок бессистемности. Все, чему учат детей, дается вне всякого контекста. Ничто ни с чем не связано." - называется фрагментарный идиотизм, делается специально, что-бы никто ничего не понял. Видимость учёбы.

Зая / 25.03.2014 Очень хорошая книга... Что интересно, я интуитивно уже знала о многом, о чем пишет автор, а прочитав книгу, некий калейдоскоп из разрозненных убеждений превратился в четкую нормальную картину, дающую понять, что есть на самом деле наше обязательное школьное образование.

Алексей / 10.10.2013 А у нас действительно нет мела с начала учебного года(2 месяца как:(Не нападайте на учителей: в большинстве случаев эти энтузиасты пытаются воспитывать личность средствами своего предмета. А что систему образования надо менять, как и всё со временем,
любому грамотному человеку понятно. Только вот правительству не до неё... Ни у кого нет лишнего мела?

Андрей / 6.03.2013 Книга достаточно интересная. Автор прямо таки ярый критик школьного образования, при том, что сам был учителем. Проблем в образовании действительно много, но порой не хватает слов, чтобы это выразить ясно. Так вот книга "Фабрика марионеток" позволяет это сделать, по крайней мере вступить в диалог с теми, кто навязывает школьное образование и считает это благим делом. В книге в большой степени показаны проблемы, а вот пути решения этой проблемы все-таки остаются размытыми.
Спасибо Библиотеке "Куб" за возможность прочитать данную книгу. Развернутый отзыв, Вы также можете прочесть у меня на блоге: http://my-review-book.com/

Южанка / 2.03.2012 Книга очень полезная. Позволяет задуматься над нашей школьной системой. Только читать ее надо внимательно! Главная мысль - что в школах нужна реформа. Ведь действительно дети оторваны от жизни, если поколения наших родителей еще в школах ходили на экскурсии на фабрики, заводы, то сейчас дети понятия не имееют об этом, все изучают "на пальцах". А разделение детей на группы - гимназические классы и простые - это нормально?

Ука / 26.11.2011 Довольно спорная книга по сути. С одной стороны - всё гладко. В мыслях рисуется уже идиллическая картина... Маленькие школы... Частные уроки... Деревня... Община... Пасторальность так и прёт. Но с другой стороны посмотреть - далеко не всё так гладко. Школьная система существует в таком виде, как есть не просто так. Это попытка оптимизировать среднее образование для тех, кто не может платить за частные уроки в условиях города. Сейчас, между прочим, никто не мешает родителям помимо школы учить своих детей тому, чему они считают нужным. Да пожалуйста, так сказать. Так что, считаю, поблемы школы, раскрытые в книге, есть, скорее проблемы всей системы. И система эта наряду со множеством недостатков, имеет и весомые достоинства. Нестандартное обучение - это исчезновение науки В ПРИНЦИПЕ. Конечно, и сейчас она уничтожается. Но совсем по другим причинам. Кроме того, бедные никогда не смогут себе позволить нанимать учителей. А сейчас - пожалуйста, учитесь в школе, учитесь дома. Кто мешает? Школьная программа сейчас очень простая, не пожалуешься на обилие знаний. Проблема времени, на мой взгляд, высосана из пальца.

Catalin / 13.04.2011 Среднее образование следует отменить.
Читать-писать умеешь? - на работу!
Все традиционные цивилизации сходились на том,что,если чел не содержит самого себя
с 12-13 лет,цены труда,родительской
заботы и,собственно,самого образования он
не поймет.А мы как раз растим безответственных и циничных хамов.
Сделайте образование запретным плодом,и к нему потянутся.
Это первое.Далее;программы расчитаны
на ишаков.Взять иняз.Если бы преподавалась группа языков одновременно,
то через сравнительную лингвистику,представление о языковых семьях и заимствовании можно было бы
интенсифицировать процесс во много раз.
Третье.Учитель - это призвание.Их,как
мыслителей или артистов не может быть много!
Четвертое. С 14 до 19 время любить.Дрогое усваивается плохо.

Санньясин / 2.04.2011 Учитель младших классов вызвал детей к доске решать арифметические задачи.
- Мела нет, - сказал один мальчик.
- Так нельзя говорить, - ответил учитель. - Говорить нужно так: у меня нет мела, у тебя нет мела, у нас нет мела, у них нет мела. Сейчас тебе понятно?
- Нет, а что произошло со всем этим мелом? Честно говоря вспоминая школьные годы и понимая, что делают с детьми... мне просто хочется навешать этим мучителям.Во благо ребенка (как им кажется) они мучают детей.Советую всем у кого есть дети, больше верить своим детям, нежели этим хитрым учителям.

тим / 2.04.2011 рабов нужно воспитывать с детства

dr OX / 3.02.2011 Совершенно верно. Это такая подача знаний, которая формирует у детей так называемый "Калейдоскопический идиотизм" (термин из КОБ).

Андрей / 20.01.2011 Ксю, имеется ввиду бессистемность в плане образования. А так Вы правы, школа эта сплошная система, только не образовательная, а система для создания марионеток.

- / 20.01.2011 Боже мой, когда же это закончится? Я ученик школы. И я могу сказать что автор говорит то, что есть на самом деле. Но никто не хочет открыть глаза. Система должна быть разрушена.

Ля ля / 30.11.2010 Ну может хоть так начнут больше внимания детям уделять... У нас ведь принято все на школу валить - и плохое и хоршее, а сами в стороне.. Читаем все - думаем, не забили ли на детей.

Прохожий / 9.07.2010 Ксю саму надо в топку. За деревьями леса не видишь, девочка?

Ксю / 23.06.2010 Первый урок противоречит второму и третьему. Чередование уроков и отдыха - есть система. Распределение школьников на слабые и сильные классы - есть система. Школа, напротив, одна сплошная система. Автора в топку.

Полное название эссе Джона Тейлора Гатто «Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя» . Джон Тейлор Гатто – американец, двадцать шесть лет он проработал в государственных школах. В 1991 году он был признан учителем года в Нью-Йорке. Имеет государственные награды за выдающиеся заслуги в области образования. В настоящее время Джон Гатто продолжает работать учителем и горячо ратует за реформирование системы государственного школьного образования. Его эссе получило первый приз на конкурсе, проводившемся Колумбийским университетом. Речь в нем идет, разумеется, только об американской системе образования, но наблюдения, которыми делится автор, выводы, к которым он приходит на основе этих наблюдений и личного опыта – все это не может не заставить задуматься и о нашей школе. Как много общего, к сожалению… Мысли, которые занимают Гатто, на первый взгляд могут показаться неожиданными, отчасти даже и шокирующими, а кому-то они, напротив, откроют глаза на истинное положение дел. В любом случае, эта работа мало кого оставит равнодушным, как мне кажется. В особенности это касается родителей. Есть о чем подумать в начале учебного года, одним словом.

Придя работать в школу и познакомившись поближе с системой государственного образования, Джон Гатто приходит к выводу, что школа учит детей вовсе не тому, что официально заявляет во всевозможных программах и учебных планах. По убеждению Гатто, школьный учитель преподает совсем не географию, к примеру, или английский, а вот какие семь предметов.

Предмет первый – бессистемность. Школьные предметы мало связаны между собой, каждый курс идет своим чередом, никак не соотносясь с другими. За один школьный день ребенок узнает слишком много разного, и ничто не изучается достаточно глубоко. Строго говоря, это просто набор различных фактов, которые никто не учит анализировать. Гатто сравнивает его с лоскутным одеялом. А ведь каждый этап обучения, каждый факт должен рассматриваться как составная часть целого – иначе какое может быть систематизирование и анализ? А добротного образования не может быть без этих навыков.

Предмет второй – сепарация, иными словами – разделение. Каждый ребенок должен оставаться в том классе, в который он попал (для американской школы это важный момент, поскольку классы подразделяются на сильные и слабые). Каждый ребенок снабжен набором ярлыков, по признаку успеваемости, например. Таким образом, детей учат тому, что людей можно и нужно делить на группы. Результатом сепарации, по мнению автора, является то, что «каждый ребенок занимает в пирамиде определенное место и вырваться из этого круга может только случайно». (Здесь и далее цитаты по переводу Юлии Казанцевой.) Замечу снова в скобках: для американцев, пропагандирующих демократическое бесклассовое общество, это удар ниже пояса.

Предмет третий – безразличие. С одной стороны, учитель хочет и даже требует, чтобы дети были увлечены предметом, с другой же – когда звенит звонок, дети должны все бросить, как бы ни было важно и интересно, «выключиться» и идти на следующий урок, «включаясь» заново там. Никакая работа, выходит, не стоит того, чтобы ее закончить.

Отвлекусь на минутку от Америки: помните замечательный советский фильм «Весна на Заречной улице»? В нем есть иллюстрация к этому пассажу. Учительница рассказывает классу: «В тот год, когда армии Суворова штурмовали Альпы, когда в своем холодном дворце доживал последние дни жестокий и трусливый император Павел, в Москве, в доме родовитых, но обедневших дворян Пушкиных родился…» – на последнем слове звенит звонок. Учительница растерянно пожимает плечами, ученики выходят из класса, один из них иронически улыбается: «А вот интересно, кто же это все-таки родился?..». Эпизод призван, думается, показать первые неопытные шаги молодого преподавателя, но пример все же показательный.

Вернемся к эссе. Предмет четвертый – это эмоциональная зависимость. С помощью оценок, системы иных разнообразных поощрений и наказаний ребенка приучают подчиняться командной системе. Проявление индивидуальности – бич школьной системы, это позволяется только в редких, исключительных случаях в качестве привилегии.

Пятый предмет – интеллектуальная зависимость. Ученики ждут, когда учитель скажет им, что делать. Одним из важнейших уроков, которые дети получают в школе, является то, что «в жизни можно и нужно полагаться на мнение других людей, более умных, более опытных, более образованных». Успешные дети охотно следуют воле учителя, неуспешные пытаются сопротивляться, отстаивают свое право решать, когда, как и что учить. Гатто замечает здесь, что с такими «неуспешными» детьми непросто бороться, когда родители поддерживают их. Но, к сожалению, такое встречается крайне редко, несмотря на падение репутации школы как таковой. Родители не защищают детей, они не желают признавать, что неправа может быть школа, а не их ребенок. А в дальнейшем мы получаем несамостоятельных, инфантильных взрослых, которые не могут принимать решений и не отвечают за свои поступки.

Предмет номер шесть – зависимость самооценки от мнения окружающих. Люди нуждаются не только в указаниях специалистов, но и в их оценке своей деятельности и своей личности как следствие. Автор пишет: «Если вы когда-либо пытались приструнить детей, чьи родители внушили им, что будут любить их независимо от чего бы то ни было, вы знаете, как трудно сломить сильных духом». Впечатляюще, не правда ли?

И, наконец, седьмой предмет: полная подконтрольность. Спрятаться от внешнего контроля невозможно. Дети, проводя в школе большую часть дня, не имеют никакого личного пространства, личного времени, они постоянно на виду у соучеников и учителей. А дома школа продолжается: нужно делать уроки…

Джон Гатто убежден: под прикрытием красивых слов об образовании, о его необходимости и крайней важности, в школе на протяжении двенадцати лет преподаются именно эти семь предметов. Результатом этого, как он считает, является «физический, моральный и интеллектуальный паралич». Эти предметы направлены на то, чтобы воспитать полностью подконтрольную личность, не дать ей развить заложенный в ней потенциал. Кроме того, школа отнимает у детей время, которое они могли бы проводить в семье, где много чему можно было бы научиться, а остатки личного времени съедает телевидение. Эссе было написано почти двадцать лет назад, и за это время, как известно, Интернет значительно отодвинул телевидение в сторону, заняв его место.

Школа, по Гатто, источник лишь плохих привычек. Помимо тех семи предметов, что там преподаются, дети научаются быть безразличными к миру взрослых, поскольку они живут в совершенно оторванном от их жизни мире. Их учат не быть любознательными, у них слабое или извращенное представление о будущем, связанное лишь с идеей обогащения – проблема и взрослого мира! Ведь хорошие оценки дадут хорошее образование, что ведет, в свою очередь, к хорошей, высокооплачиваемой работе. Это ли не подмена жизненно важных ценностей? Дети слабо представляют себе и прошлое, они избегают близких, доверительных отношений. Зависимость от оценок и благосклонности учителя порождает нездоровое соперничество – список этих плохих привычек можно было бы продолжить.

Автор считает, что реформа школьного обучения должна быть такой, чтобы вернуть детям их личное время, которое они могли бы потратить на изучение окружающего мира и на самопознание. То есть в школе нужно проводить не больше времени, как призывают некоторые псевдореформаторы, а меньше. Кроме того, нужно включить в школьную программу общественную работу на бескорыстной основе, чтобы дети могли быть вовлечены в реальную жизнь общества, чтобы воспитывалась в них нравственность, чтобы попросту некогда было смотреть телевизор… И в качестве главного обучающего компонента обязательно должна быть включена семья. Кстати, автор упоминает, что, по данным образовательной прессы, дети, обучающиеся дома, значительно превосходят сверстников-школьников по способности мыслить.

Но государство не заинтересовано в свободно мыслящих гражданах: именно марионетки требуются ему. Более того, содержание понятия «семья» в последние годы активно видоизменяется, вместо него на первый план выходит институт, который Гатто условно именует Организацией. Она претендует на то, чтобы быть семьей для членов общества, Общиной, но на деле ею не является. Кому не знакомы слова «корпоративный дух», «команда», другие термины, которыми нас пичкают фирмы, стремящиеся к тому, чтобы работник вложил в свою деятельность всего себя? Работа – второй дом… Не зря родилась эта поговорка. Подвох в том, что Семье, Общине нужен и важен любой из ее членов, и не частично, а весь, целиком, со всеми его плюсами и минусами. Организация же берет от человека только те его качества, которые нужны ей, и ничего не дает взамен, разве что заработную плату и еще какие-нибудь бонусы. И человек, стремясь соответствовать этим требованиям, теряет себя как цельную натуру. Ведь цели Организации не могут мириться с разнообразием человеческой личности, ей нужна унификация, создание тех самых винтиков, о которых не пишет американец, но о которых отлично знаем мы. «Незаменимых у нас нет»… Самое ужасное – это когда Организация прикидывается Общиной, Семьей, а это, по мнению Гатто, и происходит со школой, то есть распад личности на фрагменты начинается с детских лет. Организация не должна занимать место Семьи, иначе мы окончательно утратим Семью как институт, и тогда прекратится нация.

В качестве выхода Гатто предлагает широкие, массовые обсуждения сложившейся ситуации: нужно кричать и кричать, пока что-то не изменится. У детей должно быть свободное время для самопознания, они не должны быть оторваны от реальной жизни, от других поколений. У детей должен быть выбор, должно быть право на эксперимент, на личный опыт. Преподавание должно быть разрешено не только лицензированным специалистам: здоровая конкуренция значительно повысит качество образовательных услуг. Пусть каждая семья самостоятельно найдет ответ на вопрос: «Зачем нам образование?».

В работе есть еще довольно много рассуждений на темы, которые принципиально важны именно для американцев. В частности, о качестве образования, которое не то что не поднялось, но даже и упало по сравнению с цифрами двухсотлетней давности. О том, что американское общество, ставя перед собой вполне благородные задачи, за последние годы сильно отклонилось от идеальной цели и находится, по сути, в упадке. Многое еще я опускаю, поскольку для наших российских реалий это не столь важно, хотя и безусловно интересно и поучительно.

Несмотря на отличия нашей школьной системы от американской, общего у нас все-таки много. И этого общего, к сожалению, становится все больше. Как назло, мы заимствуем как раз то, от чего уже плачут «прогрессивные» американцы. Тот же самый ЕГЭ – попытки свести все обучение к набору стандартных тестов. Упрощение программ средней школы, которым нас пугают последние несколько лет – все это ведет к тому, что скоро мы совершенно совпадем с той печальной картиной, которую рисует Джон Гатто. Уже и сегодня семь перечисленных им предметов – вполне наша реальность. Бессистемность преподавания, разделение детей и нездоровая соревновательность между ними, отсутствие заинтересованности (читай – мотивации) в учебе, эмоциональная и интеллектуальная зависимость от школьных специалистов, полная подконтрольность – эти предметы и наши дети изучают в полной мере.

Верными ли окажутся для нас направления выхода из образовательного кризиса, указанные Гатто? Он очень искренен и убедителен, его суждения основываются на многолетнем опыте. И кажется, что основное он видит верно: нужно возвращаться к семье, восстанавливать этот институт, практически уничтоженный государственным строем и в нашей стране. Но, честно говоря, мне это представляется скорее идеальным выходом, нежели реальным, что-то такое утопическое в нем есть, недостижимое. Государственная машина просто так не отдаст в руки народа такой прекрасный бизнес, который и прибыль приносит немалую, и граждан воспитывает таких, как надо, замечательных марионеток…

Но, чтобы не получать незаслуженных упреков в пессимизме, закончу тем, что смысл надеяться на перемены к лучшему, как обычно, есть, и мы всегда вольны в своей маленькой ячейке устроить все так, как считаем нужным. По крайней мере, правильные ориентиры у нас есть, а это уже немало.

gastroguru © 2017