Как делать свистульку из глины. Как сделать свисток из глины своими руками

Разомните глину как следует, чтобы она стала мягкой. Это нужно для того, чтобы на свистке потом не появились мелкие трещинки.

Для того, чтобы был свист, игрушка должна быть полой внутри. Сначала сделайте основу для тела пустой игрушки. Скатайте из глины два шарика, надавите на них, сделайте две вогнутых лепешки и скрепите их вместе. Чем тоньше будут стены, тем более качественный звук будет выходить из свистульки.

Полученное тело нужно смазать соединительным раствором, приготовленным из керамической смеси и воды. После этого покатайте тело в руках так, чтобы оно приобрело шарообразную форму. Соединиетльный раствор нужен для того, чтобы тело не деформировалось внутри, его стенки не склеились и оно осталось полым. Приплюсните них фигурки, чтобы она стала устойчивой. После этого долепите мелки делали, нужные для создания образа выбранного вами животного. Традиционная русская свистулькая представляет из себя птицу или свинью.

После того, как образ будет закончен, сделайте два отверстия в игрушки. Для этого у нее должен быть хвост. Первое отверстие нужно сделать вдоль хвоста до полой части туловища, а второе должно быть снизу под углом к первому. Перед запеканием глины проверьте, слышно ли звук. Если отверстия сделаны правильно, то небольшой свист можно услышать даже в сырой глине. Если все правильно, то можно обжечь глину и разрисовать ее.

Основная часть работы со свистком закончена, теперь надо только выждать несколько дней что бы глина обсохла, и обжечь готовую игрушку из глины в печи. После чего уже можно ее раскрашивать.

Почему образуется звук?

В игрушке звук возникает за счет пульсации воздуха, который падает из зоны нормального давления в зону пониженного. Аналогичный пример образования звука - свист при прыгании через скакалку. В свистке пониженное давление начинается при обрывании струи воздуха, когда она выходит через отверстие. Существуют национальные музыкальные инструменты, созданные на основе свитков. Например окарина, глиняная флейта, представляющая из себя камеру в форме яйца с отверстиями.


Когда свистульки появились в России?

Самые древние свистящие игрушки, найденные в нашей стране, археологи относят к 2 веку до нашей эры. Они были сделаны в виде жар-птиц, коней, людей, украшены росписью и глазурью. В древние времена эти игрушки считались магическим инструментом, заставляющим воздух петь. Именно поэтому их часто делали в виде птиц. Свистульки использовали в надежде вызвать дождь, который должен был полить посевы. По сути игрушки являются остатком языческой культуры России.

Игрушки были популярны как среди детей, так и среди профессиональных музыкантов. Их производством занимались в свободное время женщины и девочки начиная с 7 лет. Яркие, радостные игрушки были украшением крестьянских будней. Очаг народного глиняного промысла располагался в России в Калужской области. Самыми известными в России были Филимоновские и Дымовские игрушки. Они стали популярными из-за ироничного вида. В этим игрушках карикатурно представлялись дамы из высшего света и животные в странной одежде, смотрящие с незадачливым видом на музыкальные инструменты.

Глина очень широко известный природный ископаемый материал. Чаще всего во время занятий в художественных школах дети изготавливают свистульки из глины своими руками. Встретить такие игрушки в продаже можно крайне редко, поэтому можно не полениться, а сделать такую свистульку самим у себя дома. И конечно же, стоит отметить что игрушки, сделанные из такого природного ресурса совершенно безопасны в отличие от многих других современных материалов.

Свистулька птичка

Об изготовлении свистулек знают, конечно, не многие, но наверно каждый хоть раз видел, как лепятся такие игрушки. Сделать свистульку птичку поможет поэтапный мастер-класс.

Материалы:

  • Глина.
  • Печь для обжига.
  • Палочки.
  • Стека.

Ход выполнения работы:

Свистулька петушок готова к использованию .

Очень красивая и интересная лошадка свистулька может получиться, если сделать её в Дымковском стиле. Этот мастер-класс подробно разъяснит, как это сделать.

Материалы:

Описание процесса работы:

Глиняный гусь

Делать глиняную игрушку в этот раз будем в Дымковском стиле. Такие игрушки считались шумовыми и имели отличия от всех остальных изготавливающихся в давние времена. Создаваться она будет в два этапа это изготовление и непосредственно раскрашивание игрушки.

Для работы потребуются:

  • Художественная глина.
  • Вода.
  • Краски.
  • Печь для обжига.

Поэтапное выполнение работы:

В давние времена все дымковские игрушки окрашивали натуральными красителями, а мы в современном мире можем заменить их акриловыми красками. Окрашивание, так же как и изготовление будет происходить в два этапа. Первый этап - это нанесение белого фона на игрушку, а второй окончательная разрисовка.

Очень важно покрыть белой краской игрушку как минимум 2-3 раза, не жалейте краски и времени на высыхание. В итоге на такой хорошей белой базе получиться отличный и сочный основной рисунок, а на меньших слоях он будет блёклым. Как следует, просушите игрушку с нанесённым белым фоном на неё.

Не смешивайте цвета друг с другом, в этом стиле все оттенки были натуральные и красивые.

Обезьянка из солёного теста

Для того чтобы слепить что-то необязательно покупать глину. Да и обжечь её не у всех есть возможность. А вот сделать игрушку из соленого теста может каждый.

Для теста потребуется:

  • Мука 200 гр.
  • Соль 1 ст.
  • Вода 4 ст. л.
  • Масло растительное рафинированное 1 ст. л.

Размешиваем как следует муку с солью. Постепенно вольём масло и следом за ним воду. Как следует, вымешиваем, оно не должно прилипать к рукам, но следите за тем, чтобы также не начало крошиться. В том случае, когда крошиться доливаем воду, а если, наоборот, липнет к рукам то муку.

Материалы для обезьянки:

  • Тесто.
  • Нить вязаная 30-40 см.
  • Акриловые краски.
  • Кисти.
  • Маленькие ножницы.
  • Термопистолет.
  • Стека.

Приготовив все материалы можно смело приступить к лепке .

Раскрашивать можно любыми имеющимися у вас под рукой красками. Тело красим коричневым, бантик красный, мордочку и живот жёлтым цветом. Используя клеевой пистолет, прикрепляем все высохшие детали на свои места.

Берём небольшую палочку и обматываем нитками, делаем своеобразную лиану. На неё приклеиваем обезьянку и подвешиваем туда, где она будет постоянно висеть. Если хотите, то приклейте к ней неширокий магнит, и она будет жить на холодильнике.

Петушок из пластилина

Лепить можно не только из глины или теста прекрасный материал, который в дальнейшем, даже не требует никаких окрашиваний и сушки это пластилин. Занимаясь лепкой из пластилина с детьми можно привить любовь к трудовой деятельности. Развить моторику очень важную для речевого восприятия ребёнка. А также не забывайте о творческом процессе и многогранной детской фантазии.

Материалы для лепки:

  • Пластилин .
  • Доска для лепки.
  • Стека.
  • Спички.

Пошаговое описание изготовления игрушки:

Пластилиновый петушок без какой-либо дополнительной обработки готов.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Глину вынимают из земли в уже известных местах. В средней полосе России этот природный ископаемый материал можно отыскать практически везде.
Глина должна предварительно вылежаться несколько месяцев в большой емкости. В нее надо периодически подливать воду и накрывать сверху пленкой для относительной герметичности.

Возьмите вымоченную глину, разложите ее на куске ткани и высушите. Затем разбейте куски молотком до сыпучего состояния песка, положив их предварительно в мешковину. Просейте глиняный песок через сито.

Снова залейте водой в соотношении 1:2 на одни сутки. Достаньте глину и, выложив на плоскую поверхность, подсушите до рабочего состояния.

Игрушки из глины

Птичка-свистулька

Для того, чтобы слепить поделку, вам понадобится:

  • подготовленная глина;
  • печь;
  • палочки, стеки.

Наши предки в каждой деревне знали, как сделать свистульку из глины, чтобы порадовать ребятишек. Технология не утрачена, а промысел возрождается, и сегодня во многих магазинах можно приобрести востребованные глиняные игрушки. Можно сделать самим вот такую городецкую свистульку.

  • Скатайте шарик величиной с куриное яйцо. Сделайте вмятину в центре большим пальцем руки.
  • Оберните глиняный блин вокруг пальца. Не снимая, сформируйте голову нашей поделки.
  • Снимите с пальца заготовку и аккуратно соедините края отверстия, сохраняя полость внутри игрушки.
  • Сгладьте мокрыми пальцами бока свистульки.
  • Вырежьте в нижней части хвоста отверстие.
  • Положите палочку вдоль отверстия и перекиньте через нее заплатку из глины.
  • Проверьте свистульку на музыкальные качества. Их можно корректировать, увеличивая и уменьшая размеры отверстий.
  • Теперь начинается лепка декоративных деталей игрушки, используя воду в качестве клея. Вылепите лапки для лучшей устойчивости, гребешок, клюв и глаза. Нанесите стеком рисунок на крыльях.
  • Сделайте по бокам две небольших сквозных дырочки для возможности менять тональность мелодии и извлекать не только звук, но и музыку.
  • Влажной губкой сгладьте все шероховатости, оставьте подсыхать на 3-4 часа, а затем поставьте обжигать в печь при температуре 800оС на 8 часов.
  • После обжига свистулька может немного изменить тональность звучания.
  • Костромской петушок

    Принцип изготовления тот же, за исключением нескольких нюансов:

    • тонкие линии рисунка, характерные узоры и изящность обработки;
    • сырье – красная глина;
    • нанесение глазури.

    Для украшения глиняной игрушки глазурью необходим двойной обжиг. Первый предварительный длится 1 час при температуре 200оС. Далее на глину наносится слой глазури, и поделка снова помещается в печь на несколько часов.

    Глазурь, это стеклянный сплав (керамзит), который лучше приобрести в магазине. Кстати, наносить ее не обязательно на всю поверхность. Можно пофантазировать и сделать глазурью рисунок на свистульке.

    Дымковские игрушки

    Эти глиняные поделки известны по всему миру. Делаются свистульки так же, как и другие, но отличаются веселыми красками. Традиционно обожженную глину в селе Дымково раскрашивали темперой и натуральными красителями, изготавливая их на молоке и яйцах. Сейчас можно легко заменить их акриловыми красками. После того, как закончена лепка и обжиг, возьмите в руки кисть и раскрасьте дымковскую свистульку, не забывая, что основной фон должен быть белым.

    Одной из самых интересных игрушек из глины является свистулька. Создание свистульки - дело несложное, если понимать сам принцип возникновения звука. На этом занятии мы рассмотрим все необходимые условия для получения свиста и изготовим интересную игрушку-свистульку.

    Небольшой кусок глины и стек - это минимальный необходимый набор для нашего урока. Чтобы изготовить стек для свистульки потребуется любая щепка или другой отрезок древесины. Лучше использовать плотные породы, но даже они все равно будут портиться. Поэтому приготовьтесь, что для создания большого количества свистулек потребуется и большое количество одинаковых стеков.

    Я изготовил из березы двухсторонний стек. Рабочая поверхность его представлена плоской палочкой, длиной не больше пяти сантиметров, шириной 3-4мм. и толщиной 1-1,5мм. В зависимости от желаемого звука нужно выбирать и величину стека, размер которого влияет напрямую на размер отверстий.

    Мой стек имеет два различных по параметрам торца для маленьких и средних свистулек. В процессе эксплуатации древесина намокает, а плотная глина будет деформировать тонкий стек, что неизбежно приведет к его поломке.

    Итак, весь смысл получения свиста - в разрезании потока воздуха . А вот качество и тон получаемого звука зависит от множества параметров, которые мы рассмотрим в процессе. По схеме свистулька состоит из воздушного резервуара, язычка, разрезающего воздух, отверстия для подачи воздуха и отверстия для отвода воздуха.

    Воздух проходит по отверстию-желобу и попадает на язычок, который разрезает поток и направляет часть воздуха в резервуар, а часть сразу наружу через отводное отверстие.

    Из куска глины сделайте сосуд. Сужайте отверстие сосуда так, чтобы внутри оставался воздух. Сужение производится до полной закупорки отверстия. Так образуется тонкий желоб, пока еще без отверстия. На этом этапе уже нужно представить себе форму будущего изделия, чтобы максимально приблизиться к ней сейчас, опуская детали. Когда получим свист, его легко испортить при формировании самого изделия и наоборот, если целиком сделать изделие, при создании свистульки можно испортить форму.

    Глину на свистульку нужно брать довольно плотную, чтобы она не меняла форму от легкого прикосновения и под собственной тяжестью.

    Я буду лепить свистящего поросенка. Начальная форма похожа на каплю. Размер резервуара будет влиять на характер звука. Большой размер сделает звук глухим. Поэтому нет смысла делать тонкие стенки изделия и держать внутри много воздуха. Так, размер резервуара у меня сравним с одной фалангой большого пальца руки.

    Форма готова. Теперь наметим стеком выходное отверстие и вынем глину до самого резервуара. Получился колодец. Важно, что стенка колодца, расположенная к желобу должна совпадать с краем резервуара . Иначе воздух, идущий по желобу, не будет иметь четкой направленности и звука не получится. Если вместо края стенки пустота, аккуратно заполните ее небольшими кусочками глины на конце стека и плотно прилепите до желаемого результата. Большой колодец тоже не нужен по той же причине - поток воздуха будет неплотным.

    Теперь нужно сформировать само отверстие желоба и язычок. Есть два пути. Либо мы протыкаем намоченным стеком отверстие в желобе, попутно удаляя ненужные кусочки глины из отверстия, а затем делаем язычок, либо делаем язычок, вынимая часть глины у колодца со стороны, противоположной желобу, с учетом будущего направления отверстия подачи воздуха.

    Положение язычка можно немного регулировать для получения звука, а вот отверстие подачи воздуха будет стационарным. Отверстие желоба должно упираться в язычок. Теперь уже можно попробовать посвистеть. Если все указания выполнены правильно, вы уже получите какой либо звук. Моя заготовка запела сразу. Я только слегка утопил язычок и увеличил звонкость.

    Положения язычка определяет пропорции разделяемого воздуха . Если большая часть уйдет внутрь - звук будет более глухим. Очень важно, чтобы поверхность резервуара была гладкой и плавно-округлой . Это создаст наименьшее сопротивление звуку, и он будет чище.

    В отверстиях не должно быть ни крошки, которые мешают движению воздуха.

    Теперь осталось оформить само изделие. Я прилепил налепы на щеки - эффект раздутия, на нос кольцо, приделал ушки и кепку на голову.

    Стеком нарисовал прищуренные глаза, имитирующие старания поросенка спеть. На низ сделал для устойчивости пару ножек. Вот такой декоративный хрюшка получился, да еще и музыкальный.

    Народный мастер из Вологодской области Алексей Федорович Бондарь - участник выставок "Вологодская керамика", "Гончары России", "Русские головоломки", призер первого Международного фестиваля гончаров в городе Скопине. В школьные годы занимался в кружке живописи и рисунка. Закончив институт, получил специальность инженера-электромеханика. В 1994 году увлекся гончарным ремеслом, да так, что оно стало второй профессией. Теперь мастер работает педагогом дополнительного образования, передает свой опыт школьникам. Написать статью в журнал "Наука и жизнь" о том, как добиться чистого звука у глиняных свистулек, его просили многие, даже опытные керамисты. В книгах по технологии изготовления народной игрушки этих сведений, к сожалению, нет.

    Наука и жизнь // Иллюстрации

    Отношение к свистульке как к детской забаве возникло сравнительно недавно. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. В дальнейшем, когда обрядовое значение свистульки утратило смысл, ее развитие пошло по двум направлениям.

    Первое - это распространенный во многих странах мира духовой музыкальный инструмент окарuна со свистковым устройством, род флейты (итальянское ocarina - буквально "гусенок"). Ее глиняный, фаянсовый или фарфоровый корпус яйцевидной или сигарообразной формы имеет до десяти отверстий для изменения высоты звуков в регистрах от сопрано до контрабаса. К окаревидным инструментам относятся всякого рода керамические свистульки в виде птичек, рыбок, раковин и т.д.

    Второе направление - народная игрушка, где свистулька может быть самостоятельным образом в виде птицы или какого-нибудь зверька и частью образа, например филимоновской "барыньки". Народный мастер из села Филимоново Елена Кузьминична Евдокимова рассказывала: "Игрушки наши - все свистульки, Люботу только от свистка освободили. А барынькам и солдатам полагается иметь под мышкой птицу-свистульку".

    Традиционно для изготовления свистульки использовали ту же глину, что и для гончарной посуды, тщательно выбирая все посторонние вкрапления: камешки, корешки и т.п. Из хорошо промятой глины игрушки лепили, как правило, в дни обжига, когда у гончара появлялось свободное время. Чем-либо иным, более трудоемким, ему было трудно заняться, так как горн или печь требовали постоянного внимания.

    Если внимательно рассмотреть работы старых и современных российских и зарубежных мастеров, можно увидеть огромное разнообразие свистковых устройств. Это зависит от "пичужки" - стека для прокалывания отверстий в свистульках. Длина у всех "пичужек" примерно одинаковая - 80-100 мм. А вот сечение весьма разнообразно. Оно может быть круглым, диаметром около 6 мм, с одного конца и овальным с другого, прямоугольным, размером 3 x 1 мм, в виде сегмента или круглым по всей длине.

    "Пичужку" каждый мастер делает себе сам. Поэтому сколько мастеров, столько и инструментов; сколько промыслов, столько и приемов. Мне известен способ изготовления свистульки, где не нужен никакой инструмент, кроме рук.

    Когда спрашивают, как сделать свистульку, приходится объяснять, что процесс лепки можно показать за 15-20 минут, но при этом не научить делать свистковое устройство. Успех в изготовлении свистульки приходит тогда, когда человек четко представляет природу возникновения звука.

    В свистковом устройстве звук возникает за счет пульсации воздуха, попадающего из зоны нормального давления в воздушную струю, где давление понижено. Детская скакалка при большой скорости в воздухе свистит, так как за движущимся предметом создаются завихрения - зоны пониженного давления. В них и происходят колебания атмосферного воздуха. В свистульке зона пониженного давления возникает на срыве струи воздуха при выходе из канала воздуховода ниже четкой кромки (см. рисунок). Чем четче кромка, тем легче создается разрежение. Излишки воздуха отбрасываются острым язычком наружу, а струя воздуха, обегая камеру изнутри, попадает в зону разрежения на выходе канала. Здесь и возникает звуковая волна.

    Наш материал - глина. Сперва изготовляется камера любым известным способом лепки, вплоть до гончарного, а затем прокалывается отверстие внутрь камеры. (Процесс изготовления свистульки см. "Наука и жизнь" № 10, 1975 г., с. 72-75.) Канал-сопло выводится на острый язычок. Последовательность изготовления отверстий для воздуха может быть любой. Важно получить в сечении четкую кромку, острый язычок и входной канал, на него направленный. Если нет засора (кусочков глины в канале и в выходном отверстии) и все сделано правильно, то звук будет четкий и звонкий.

    Бывает и так, что звука не получается. Тогда надо, пока глина не затвердела, разрезать свистульку струной или крепкой ниткой вдоль на две равные части и сравнить полученный результат с представленным здесь рисунком.

    Наиболее распространенные ошибки начинающих - это неверное направление входного канала, притупленный язычок, размазанная или рваная кромка на выходе из канала. Опыт обычно приходит с практикой.

    Глиняная свистулька может стать маленьким произведением искусства. Лепка дает простор для фантазии. Оправданы детали, подчеркивающие декоративный либо харaктерный элемент образа. Чистота звука свистка в этом случае для некоторых авторов не столь важна.

    Иное дело, когда работаешь с музыкальны м инструментом. Окарина должна привлекать красивой формой, лаконичными линиями, высоким качеством звучания. Для нее идеально подходит форма традиционной кирилловской утицы. Утилитарное значение этой фигурки (сбор воды с лотка подоконника) сегодня утратило смысл. Трансформировал кирилловскую утицу в окарину народный мастер из г. Череповца гончар Сергей Феньвеши.

    И стар и млад находят в работе с глиной отдушину. Советую и вам приобщиться к этому удивительному ремеслу.

    "Наука и жизнь" о глиняной игрушке:

    Блинов Г. Глиняные соловьи из села Кожли. - 1976, № 4.

    Блинов Г. Праздник красок: [Дымковская игрушка]. - 1975, № 9.

    Блинов Г. География русской глиняной игрушки. - 1971, № 9.

    Грашин Н. Глиняная игрушка из села Жбанниково. - 1992, № 10.

    Зиневич А. Поющая глина. - 1975, № 10.

    Константинов И. Игрушки северного края. - 1989, № 12.

    Константинов И. Хлудневская игрушка. - 1991, № 5.

    gastroguru © 2017